Сотовые операторы будут выкачивать больше денег из абонентов

По итогам первого полугодия 2007 года, количество SIM-карт, проданных операторами мобильной связи, составило около 167 млн. Реальное же число абонентов, приносящих доход компаниям, - 105 млн. Этот показатель является критическим пределом обслуживания, и эксперты полагают, что дальнейший прирост пользователей при нынешнем демографическом положении страны невозможен.

Теперь операторы сотовых сетей для увеличения собственного дохода стремятся не продать как можно больше SIM-карт, а «разговорить» абонента, а также «заставить» его использовать дополнительные – неголосовые – услуги. Кроме того, в скором времени стоит ждать и повышения тарифов на мобильную связь.

Основную долю в структуре доходов операторов по-прежнему занимают голосовые услуги (в 2006 году на них приходилось около 85% выручки). «Рост в этом сегменте обусловлен постепенным замещением фиксированной мобильной связью», - сказала в интервью Bigness.ru Наталья Куценко, аналитик Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам».

Однако, по мнению эксперта ИК «Антанта Капитал» Анны Крыловой, все большее распространение получают и неголосовые услуги (SMS, MMS). ARPU (Average Revenue Per User), т.е. показатель того, сколько платит абонент сотовой сети в месяц, на сегодняшний день составляет около $10, из которых 15% приходится на пользование неголосовыми услугами.

Игроки рынка подтверждают, что основной доход получают именно посредством предоставления голосовых услуг и расширяют предоставление VAS (дополнительные услуги: SMS, мобильный Интернет, мобильное ТВ).

«В структуре «МегаФона» традиционно высока доля VAS в доходах компании. 15 копеек из каждого рубля, потраченного на мобильную связь, абоненты тратят на неголосовые, инновационные услуги», - сказал советник генерального директора «Мегафон-Москва» Роман Проколов Bigness.ru.

Анна Крылова отмечает, что «количество самих сим-карт достигло предела» и сейчас задача операторов заключается в том, чтобы «разговорить» абонента. Для этого компании, ориентируясь на APRU, вводят новые услуги, предлагают переходить с предоплаченных на кредитные тарифные планы.

Если доходы компании сотовой связи растут, может ли абонент рассчитывать на снижение стоимости минуты разговора? В этом вопросе эксперты разошлись во мнениях с некоторыми участниками рынка.

«Потенциал для снижения тарифов в России есть у всех операторов, и каждый пользуется этим ресурсом в соответствии со своими бизнес-задачами», - говорит Роман Проколов.

Наталья Куценко и Анна Крылова утверждают, что снижения стоимости не последует, и с ними согласна Екатерина Осадчая, пресс-секретарь компании «Билайн». «В настоящее время на рынке ситуация с тарифами стабильная. Никаких предпосылок к снижению нет, в том числе если судить и об экономике в целом. Однако хочу заметить, что в России тарифы на сотовую связь одни из самых низких в мире, поэтому вряд ли будут снижаться дальше», - сказала Е.Осадчая Bigness.ru.

Исследования Informa Telecom & Media (IT&M) подтверждают, что, по сравнению с другими развитыми странами, сотовая связь в России дешевая. В прошлом году японцам мобильная связь обходилась в 0,27 доллара, итальянцам – в 0,24, немцам – в 0,2, а в России тратили на минуту разговора в среднем 0,05 доллара. Данные аналитиков J’son & Partners (J&P) немногим отличаются от IT&M : по их подсчетам, средняя стоимость минуты в России составляла чуть больше 0,06 доллара. Этот показатель подтверждается и официальными цифрами «большой тройки» - МТС, «Вымпелкома» и «МегаФона».

«Посмотрите на последние несколько лет: транспорт и коммунальные услуги, например, росли в цене, в то время как тарифы на сотовую связь постоянно снижались. Теперь они достигли какого-то рубежа, дальнейшего снижения не ожидается», продолжает Осадчая, комментируя динамику развития тарифов мобильной связи. К сожалению, от МТС не удалось получить квалифицированного комментария на этот счет.

Следует напомнить, что в прошлом году распоряжение властей о бесплатных входящих звонках повлекло за собой увеличение цены первой минуты соединения всех операторов связи, а также введение платы за соединение. По замечанию аналитика ИК «Финам», несмотря на рост доходов, участники рынка мобильной связи вновь будут повышать стоимость своих услуг.

Справка:

Рынок мобильной связи в России растет стремительными темпами. Исследователи связывают это с процессом либерализации, происходящим в стране. По данным ACM-Consulting, уровень проникновения рынка мобильной связи в РФ составил свыше 110%, по оценке SNL Kagan – 84%.

Российский рынок сотовой связи стал весьма привлекательным для потенциальных инвесторов и операторов. По прогнозам Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам», рынок мобильной связи в России в 2007 году превысит $16 млрд.

С точки зрения выручки рейтинг «большой тройки» выглядит следующим образом: лидером является МТС, на втором месте - «Вымпелком», а «бронза» достается «МегаФону». Однако темпы роста выручки «Вымпелкома» больше, чем у МТС, благодаря чему их доходы могут сравняться в течение полугода. Те же позиции держат сотовые операторы и по занимаемой доле рынка: МТС - 32,9%, «Вымпелком» 30,4% и «МегаФон» - 20,5%.


Эльвира Чукмарова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.