На заседании общественно-консультационного совета по таможенной политике при Федеральной таможенной службы РФ Андрей Бельянинов, глава ФТС, заявил о том, что налог на добавленную стоимость (НДС) – это «наиболее коррупционный налог». На последнем собрании, проводимом Михаилом Фрадковым, Бельянинов предлагал заменить НДС, так как, по его мнению, он коррупционный не только в России, но и во всем мире. При этом НДС тяжело заменить чем-то иным: «где-то треть от собранных таможенных платежей – это НДС», - сказал он.
Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, отмечает, что проблема возврата НДС – это не только проблема вымывания оборотных средств у отечественных предприятий, но и проблема конкурентоспособности российских экспортеров, а также «это поле для коррупции». «Не решив ее, трудно рассчитывать на повышение нашего экспортного потенциала», - подчеркивает он.
Как сообщила деловому порталу «Большой Бизнес» Ольга Воронцова, научный руководитель направления «Межбюджетные отношения» Института фискальной политики, полный отказ от НДС нецелесообразен, в нем нет смысла.
Действительно, помимо того, что существует большое количество схем, позволяющих получать фиктивные возвраты НДС или уходить от их уплаты, зачастую бывает весьма сложно и долго возместить его по реальным экспортным операциям. Существование проблем с возвратом НДС отрицать нельзя, и эксперт напоминает о том, что «были периоды в недавней российской истории, когда поступления НДС оказывались отрицательными, когда реальные поступления в госбюджет по нему были меньше, чем объем возврата налога».
Однако, по мнению О.Воронцовой, проблемы непосредственно связаны с администрированием НДС. Здесь стоит вопрос, «насколько наши фискальные органы могут это проконтролировать, проследить. Конечно, сложившаяся ситуация непосредственно связана с коррупцией», - говорит она.
И это также влияет на конкурентоспособность российских экспортеров. Пусть на каком-то ограниченном промежутке времени, но получается так, что налог выплачивается два раза: «то есть здесь он уплачен и не возвращен пока, а при экспорте товара в страну, в которой он предназначен для реализации, уплачивается второй раз». Таким образом, при реализации производитель понимает, что НДС ему вернется не сразу, поэтому заранее закладывает это в стоимость товара, «тем самым цена возрастает, и, говоря банальным языком, товар становится дороже».
В идеале все это должно происходить в краткосрочном промежутке, однако следует принять во внимание, что зачастую вернуть НДС тяжело и порой это приходится делать «неформальными методами, ресурсоемкими», и это находит свое отражение в цене товара. «А раз это отражается на цене (мы сейчас не говорим о качестве товара), значит, НДС будет влиять и на конкурентоспособность товаров», - полагает специалист.
Тамара Касьянова, генеральный директор «2К Аудит-Деловые Консультации» особого влияния НДС на отечественный экспортный потенциал не видит, потому что весь мир занимается экспортом и импортом. Однако она согласна с тем, что он, к сожалению, коррумпирован в нашем государстве.
«Коррупционность этого налога в стране проявляется особым образом на таможне. Большая проблема заключается в том, что плохо администрировано управление НДС в тех же налоговых органах, потому что порой они отказываются возвращать налог, который компании реально потратили на приобретение объектов (при покупке недвижимости и капитальных вложениях). Но в другой стране они легко его возвращают компаниям-однодневкам», - отмечает Т.Касьянова.
Среди предлагаемых правительством методов борьбы с этим эксперт называет налог с продаж. «Однако он уже был у нас в стране. Вернуться, наверное, возможно только к налогу с оборота, а от него страна в свое время ушла как от того налога, который не позволяет развиваться бизнесу. Введение налога с продаж снова «попадет» на конечного потребителя, и его будут платить только розницы».
Второй аспект, по словам Касьяновой, в том, это если этот налог будут платить все, то в данном случае это станет проблемой для производителей. Они будут в худшем положении, чем предприятия, которые торгуют, так как производство не будет развиваться», - предупреждает специалист.
Верным решением в столь нелегкой ситуации, по словам специалиста, может стать снижение ставки. «Вроде бы мы идем по этому пути: когда-то у нас было 24%, 20%... И если снижение произойдет достаточно хорошее, до 10-12%, компании-однодневки перестанут работать, потому что большинству из них это будет невыгодно. Не станет проблем и с администрированием налога, так как проще будет его просто платить. Ставка, допустим, в пределах 10% будет оптимальной, и собираемость налогов значительно увеличится», - полагает Тамара Касьянова.
Ольга Воронцова, как было сказано выше, также не видит необходимости в отмене НДС: с ним, по крайней мере, уже решены многие проблемы – если раньше был весьма большой объем фиктивного экспорта, то сейчас ситуация стала гораздо лучше. Эксперт тоже поддерживает снижение ставки НДС, но при этом предлагает его часть заменить налогом с продаж, то есть попробовать построить систему, как, например, в Канаде, где два налога сосуществуют одновременно.
Эльвира Чукмарова