Задержали рейс больше, чем на 2 часа – получи бесплатный напиток. Находишься в аэропорту вдвое больше – пожалуйста, горячая еда. Если задержка вылета 8 часов в дневное время или больше шести часов в ночное – размещайся в гостинице. Правила, вступившие в силу 21 октября, с этого дня обязывают перевозчиков предоставлять всем без исключения пассажирам горячее питание, прохладительные напитки и гостиницу при задержках рейсов.
По утвержденным Минтрансом нормам перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с детьми в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов.
Авиаперевозчики в случае задержки или отмены рейса должны также организовывать хранение багажа пассажиров. А потерял билет - тебе его восстановят.
Это нововведение стало своего рода ответом государства на множество неприятных ситуаций, в которые загоняли пассажиров некоторые отечественные авиакомпании. Случалось, что пассажирам приходилась сутками ждать задерживающийся рейс запертыми в здании аэровокзала - это приносило, кроме морального ущерба пассажирам, огромные репутационные издержки России и её авиакомпаниям за рубежом.
Крупнейшие российские авиакомпании рапортуют о готовности выполнять новые Федеральные авиационные правила. «Большинство авиакомпаний пока еще работают по своим правилам, а стандарты «Аэрофлота» уже давно максимально приближены к вводимым правилам", - сказала официальный представитель «Аэрофлота» Ирина Данненберг. По информации того же агентства, и другие крупные компании уверенны, что трудностей не испытает, так как их внутренние правила «практически ничем не отличаются от правил, утвержденных Минтрансом». При этом во всех компаниях заверили, что вступление в силу приказа министерства не повлечет за собой подорожания авиабилетов.
Руководитель аналитической службы агентства Авиапорт.ру Олег Пантелеев считает, что в новых правилах не все так гладко, как обещают пассажирам. И, скорее всего, эти нормы скажутся на цене билетов, однако не крупных, а мелких авиаперевозчиков: «Они будут вынуждены часть возложить затрат на пассажира, повышая стоимость билета. Однако именно эта статья расходов не будет наиболее значительна на общем фоне расходов авиакомпаний, а значит, не окажется на первом месте».
Кроме того, Олег Пантелеев не уверен в том, что с новыми авиационными правилами справятся все без исключения авиакомпании, и выразил отношение к нововведениям в своем интервью для Bigness.ru . По его словам, «новые правила, безусловно, являются шагом вперед, ибо они конкретизируют и на достаточно высоком уровне показывают, какие услуги должен оказать перевозчик пассажиру. То есть, многие вещи, которые стали стандартом для ведущих авиакомпаний, теперь документально зафиксированы».
В то же время аналитик добавил, «не каждый аэропорт располагает комнатой матери и ребенка, далеко не в каждом аэропорте есть гостиница, где можно разместить большое количество людей, в случае задержки рейса на большом самолете. Может случиться так, что задержка рейса прогнозируется на 4-5 часов, а задержали на 6-8. По идее, на это время пассажиру должна предоставляться гостиница. Но в гостинице нет для всех номеров, а везти куда-то в город – это значит, что большую часть времени пассажиры проведут в автобусе. То есть, тут определенные технические проблемы могут возникать».
Кроме того, по мнению руководителя аналитической службы, новые правила не доработаны в части ответственности авиакомпаний перед пассажирами за непредставление необходимых услуг в случае задержки рейса: «Штрафные санкции, которые несет авиакомпания, если она не может предоставить пассажиру того, что прописано в правилах, они остались в том же размере, что и были до принятия новых правил, и они составляют не более чем 0,25 МРОТ в час и с лимитом не более 50% от стоимости авиабилетов. Другими словами, авиапассажиры, чей рейс задержали на 10 часов, может претендовать на получение компенсации в 250 рублей».
С другой стороны, считает Пантелеев, пассажиры таких авиакомпаний могут пожаловаться куда надо. «Если кто-то из небольших перевозчиков будет работать с частыми нарушениями правил, и, соответственно, не будет выполнять те требования, которые установят, то именно они станут первыми претендентами на то, чтобы Росавиация применяла какие-то карательные меры, вплоть до отзыва лицензии».
В любом случае, новые правила на стороне пассажиров, - уверен аналитик. Скорее всего, вновь выдуманные нормы приведут к чистке рядов авиакомпаний, которые пока не готовы или просто не хотят становиться на «рельсы» этих требований. Правда, когда все без исключения российские авиаперевозчики станут работать по международным стандартам, - пока не ясно.
Наталья Трефилова