Сегодня в России не все идеально: на улицах - пробки, в настроениях – предвыборный ажиотаж; люди обсуждают скачок национальных цен на продовольствие, а кое-где цены выросли и на общественный транспорт. Эти проблемы решаются, но, почувствовав конъюнктуру, зарубежные партнеры хотят сыграть на этой ситуации.
Так, в понедельник замминистра сельского хозяйства Польши Ян Ардановски заявил на пресс-конференции в Москве, что Варшава будет блокировать переговоры о новом соглашении РФ – ЕС, и выступит против членства России в ВТО, до снятия российского эмбарго [на поставки некачественного польского мяса].
Тогда же, на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (КСИИ), президент Exxon Mobil Нил Даффин призвал правительство РФ не вводить досрочное прекращение права на разработку недр, а также продлить существующие лицензии на разработку. По его словам, «иностранцев волнует и ограничение на участие в нефтегазовых проектах на шельфе, особенно, в разработке крупных месторождений», и особенно, «фискальный режим… в Западной Сибири».
На том же заседании КСИИ старший вице-президент United Technologies Лиси Кауфман заметила, что иностранные инвесторы ожидают от правительства гарантий продолжения благоприятной политики по отношению к ним и в будущем, и сообщила, что также будет продолжена работа по анализу ситуации с положением иностранных рабочих в России.
А главный операционный директор ВАТ Антонио Монтейро де Кастро пожаловался премьер-министру РФ Виктору Зубкову на законодательные требования ряда регионов РФ о проведения дополнительной сертификации продтоваров, которая якобы «противоречит федеральному законодательству и стандартам ВТО».
Но все эти воззвания и жалобы иностранцев в России имеют под собой скорее не фактическую, а конъюнктурную почву. Все это – очередная игра лоббистов в мире глобализации, ради высоких прибылей и снижения издержек.
Напомним г-ну Ардановски, что Россия ввела временный запрет на поставки польского мяса в 2005 году лишь после того, как в РФ стали ввозить откровенную тухлятину, причем в ответ на российское эмбарго Польша «подставила» весь Евросоюз, наложив вето на важнейшее соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, и ультимативно потребовав от РФ ратифицировать европейскую Энергетическую Хартию, что для РФ стратегически неприемлемо.
Но Варшава хладнокровно сделала это, хотя поставки ее сельхозпродукции в РФ составляют всего около 4-5% польского экспорта, а в результате проверки Еврокомиссией 27 польских мясомолочных предприятий, деятельность некоторых из них «была признана неприемлемой для рынка ЕС». Летом 5-ти польским компаниям вообще запретили поставки в Европу. Напомним, тогда в Западнопоморском воеводстве, попробовав польской же колбасы, 123 поляка были поражены трихинеллезом и оказались в больнице, а польская общенациональная «Трибуна» написала, что это «доказывает, что россияне правы… Этот трихинеллез компрометирует весь Европейский Союз».
В свою очередь, нефтяной гигант Exxon Neftegas, президент которого Нил Даффин еще в октябре 2001 года пообещал премьер-министру Михаилу Касьянову в ближайшие шесть лет вложить в проект «Сахалин-1» $10,5 млрд, начал с того, что заключил первый крупный контракт (на $978 млн) не с российским подрядчиком, а со швейцарским концерном АВВ. Где же здесь «иностранные инвестиции»? С тех пор Exxon очень неплохо заработал, сотрудничая с РФ по старой схеме СРП времен «распродажных» 1990-х годов (от которой в России уже склонны отказаться - ведь СРП предполагает приоритетное возмещение издержек инвестора, а страна получает что-то только после него). Недаром уже в апреле 2007 года Exxon «пробил» перерасчет и увеличение сметы капитальных затрат по проекту с $12,8 млрд до $17,8 млрд (сославшись на разницу цен 2002 и 2005 годов).
Не говоря уже о том, что старая СРП создает условия для раздувания расходной части проектов до невероятных размеров (и их «освоения»), она предполагает и освобождение инвесторов от большей части налогов. По данным Минпромэнерго на сентябрь 2006 года, общие расходы по трем действовавшим СРП в России («Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское СРП - оператор Total) с начала реализации составили $18,2 млрд., но в бюджет РФ перечислено всего $407,7 млн.
Что касается гарантий иностранным инвесторам, которых требует госпожа Кауфман, то какие гарантии могут быть на свободном рынке, кроме защиты прав собственности, и инвестиционных рейтингов страны? Или богатым западным «мейджорам» требуются от РФ еще и государственные преференции, против которых обычно выступает вся западная пресса? А как же «стандарты ВТО» и «свободного рынка», за которые ратует «табачный король» ВАТ Антонио де Кастро?
Г-же Кауфман также следует знать, что и «положение иностранных рабочих в РФ» зависит, прежде всего, от конъюнктуры на рынке труда. Причем, как мы уже писали, российские работодатели «сыты» неквалифицированными иностранными мигрантами, создающими больше проблем, чем польз, но исправно вывозящими из РФ до $15 млрд ежегодно.
Г-ну Антонио де Кастро из ВАТ следует напомнить, каким злом для нации является курение табака, и что в том, что некоторые регионы РФ требуют дополнительной сертификации, виновато не «тоталитарное государство», а скорее память о напичканных генетическими модификаторами «ножках Буша». Да и нынешнее стремление глобальных корпораций любыми путями (в том числе, ухудшением состава и обработки сигаретных табаков) снизить издержки \ увеличить прибыли не вызывает горячего желания «поверить на слово».
Тем не менее, несмотря на все эти факты, РФ всеми силами пытается помочь иностранным инвесторам. Как отметил замглавы МЭРТ РФ Кирилл Андросов, правительство РФ продолжит работу по снижению административных барьеров, в том числе для иностранного бизнеса. В частности, до 1 января 2010 года должны быть утверждены 17 первоочередных технических регламентов, четыре уже прошли первое чтение в Госдуме. Разработана упрощенная процедура получения разрешения на работу в РФ иностранным работникам представительств зарубежных компаний, ФАС поручено провести проверку применения специальных региональных марок в регионах, и выдать предписание об их отмене как противоречащих законодательству.
Так что иностранцам жаловаться не на что. Тем более, по словам председателя компании Ernst & Young Джеймса Терли, западных инвесторов уже сейчас «воодушевляет рост российской экономики», обусловленный не только нефтяной конъюнктурой, но и растущим спросом. Отметив, что «за первую половину текущего года поток внешних инвестиций составил $36,8 млрд», рост ВВП превысит по итогам года 7%, а инфляция в целом остается под контролем, Терли оценил все это как «Очень, очень хорошие новости». В свою очередь, сама Лиси Кауфман заметила, что «Россия стала наиболее развивающейся страной G 8, а Антонио де Кастро с удовлетворением отметил, что серьезного прогресса удалось добиться в области приведения российских стандартов в соответствие с международными.
Все это неудивительно: по словам главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева, в октябре в России возобновился чистый приток капитала, Минсельхоз РФ прогнозирует рост на 3,5% в АПК в 2007 году (а в пищевой отрасли - более 7%), премьер РФ Виктор Зубков рассказал, что накопленный объем иностранных инвестиций в экономику России достиг $178,5 млрд (в первом полугодии 2007 года объем иностранных инвестиций достиг рекорда - $60,3 млрд - в 3 раза больше, чем за тот же период прошлого года).
Так что иностранцам в России не стоит проявлять слишком много эмоций. Надо просто работать в обычном режиме, и не рассчитывать на коммерческие дивиденды от политизированных выпадов. Не нужно связывать вопросы эмбарго и политические разногласия - нужно просто следить за качеством своей продукции и решать свои собственные проблемы. Все остальное решит конкурентоспособность и «невидимая рука рынка».
Александр Радугин