"Прорывная" авиация России: контуры видны уже сегодня

Вчера в российском авиапроме случилось поворотное событие. Куда оно повернет авиационную промышленность страны – пока неизвестно. Но факт остается фактом: президент России подписал указ о создании "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК).

Конечно, с сегодняшнего дня ОАК не начала нормально функционировать. До этого момента частному бизнесу, занятому в авиапроме, и государству предстоит влить в объединенную структуру пакеты акций предприятий, из которых собственно и будет строится ОАК. Процесс этот обещает быть долгим и конфликтным – четкие правила пока не определены и у частного капитала могут быть свои соображения, отличные от планов государства , о своей доле участия в корпорации.

ОАК должна будет решить следующие критичные для российского авиапрома задачи: вывести на мировые рынки максимально конкурентоспособные коммерческие модели самолетов, обеспечить потребности военной авиации России и выйти на "прорывные программы", в основном военного направления.

Когда ожидать первых полноценных вздохов ОАК и какие программы станут приоритетными? Какие "прорывные" проекты должны определить будущее российской боевой авиации? Несмотря на то, что в СМИ об этом сведений практически нет, в экспертной среде текущие приоритеты известны.

Ими с читателями "ПРАВДЫ.Ру" поделился ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности", главный редактор портала "Авиапорт.ру" Олег Пантелеев (ОП).

"ПРАВДА.Ру": Когда можно ожидать начала полноценной работы ОАК?

ОП: Конечно, говорить о том, что сразу после подписания указа ОАК заработала, как единый механизм, нельзя. Предусматривается, что в новую структуру будут вноситься пакеты акций предприятий-участников ОАК. Когда пакеты будут переведены – тогда и можно будет ставить точку в формировании корпорации.

Пока не назначен директор ОАК, трудно говорит о том, что существует какая-то управляемая структура. В зависимости от того, кто придет на эту должность можно прогнозировать, какие будут приоритеты развития и т.д.

Количество различных кандидатур, которые озвучиваются, очень большое: и первый вице-президент корпорации "Иркут" Валерий Безверхний, упоминался директор РСК "МиГ" Алексей Федоров, в свое время называли главу Роспрома Бориса Алешина. В конце концов, нельзя исключать и такого варианта, что это будет какой-либо представитель "Рособоронэкспорта". "Рособоронэкспорт" сейчас активно укрепляет свои позиции в российской промышленности.

"ПРАВДА.Ру": В сложившейся ситуации, когда сохраняется проблема управления, есть ли какие-то четкие перспективы и планы работы корпорации?

ОП: Ситуация очень простая: в настоящее время существует "Некоммерческое партнерство ОАК", созданное при участии представителей заинтересованных ведомств и предприятий авиационной промышленности. Его возглавляет Валерий Безверхний.

Партнерство принимало участие в работе над данным указом, а ранее – над концепцией объединенной корпорации. Это партнерство на первоначальном этапе разработало несколько важных документов. К примеру, определен продуктовый ряд (перечень конкретных типов самолетов), а также компании, ответственные за каждое из направлений. В настоящее время это различных 11 проектов в области гражданской и боевой авиации.

К данным проектам относятся:

  • RRJ (Russian Regional Jet – российский проект регионального пассажирского самолета)
  • МС-21 (Семейство ближне-среднемагистральных самолетов)
  • Модернизация существующего парка Ил-96 и Ту-204-214
  • Грузовой многоцелевой самолет МТА совместно с Индией
  • Модернизация военно-транспортного самолета Ил-76
  • Восстановление производства Ан-124 "Руслан"
  • Строительство самолета-амфибии Бе-200
  • Конвертация пассажирских самолетов в транспортные
  • Создание двух перспективных истребителей: ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и легкого истребителя. 
  • Создание ударных беспилотных комплексов
  • Два проекта по учебным самолетам – Як-130 и МиГ-АТ

"ПРАВДА.Ру": Как будет строится кооперация ОАК с крупнейшими мировыми авиаконцернами?

ОП: В настоящий момент в рамках некоммерческого партнерства "ОАК" существует коллектив специалистов, который занимается этим направлением. В частности, проводится анализ предложений и Boeing, и Airbus по сотрудничеству. Во-вторых, рабочая группа ОАК занимается своего рода "ревизией" производственных мощностей российских предприятий, а также выработкой рекомендаций. Эти рекомендации определяют, по каким конкретным проектам будет вестись сотрудничество между российским авиапромом и мировыми авиастроительными компаниями, какие конкретно российские предприятия будут задействованы в тех или иных совместных программах.

Это не затрагивает уже существующие проекты. Как известно, тот же "Иркут" уже подписал контракт с Airbus и готовится к отгрузке первых комплектующих для европейских авиастроителей. Кроме того, сегодня существует контракт между Airbus и "Воронежским акционерным самолетостроительным обществом".

"ПРАВДА.Ру": Механизм привлечения частного и, тем более, иностранного капитала в отрасль пока не ясен. Есть ли какие-то тенденции в этом направлении?

ОП: По мере того, как будут создаваться дивизионы ОАК по гражданской технике, военной технике, по военно-транспортной и спецтехнике, доля частного капитала, включая иностранных инвесторов, может как-то меняться. Очевидно, что в боевой авиации государственное участие будет максимально, а иностранный капитал привлекаться не будет. Если и будет, то как результат одобренного на высоком политическом уровне союза - например с Индией.

А что касается гражданской авиации – то почему бы там не появиться большему участию частных компаний и иностранных компаний?

Вопрос участия частного и иностранного капитала в ОАК до конца не решен. По крайней мере, сегодня кажется ясным, что в ближайшие годы участие государства в формировании новой авиационной промышленности будет заметно выше, чем частного капитала, и даже будет возрастать.

Интересных проектов для частных инвесторов сейчас в рамках ОАК крайне мало. Частный капитал вряд ли будет вкладываться в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – объемы большие, срок возврата большой и высокие риски. Поэтому они останутся прерогативой государства.

Беседовал Сергей Малинин

Читайте также: "Правительство открывает двери западному авиапрому. Что дальше?"

Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.