Острая критика, которой подвергся на заседании правительства в четверг доклад министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, сразу же попала в сферу особого внимания журналистов и экспертов. На заседании председательствовал вице-премьер Дмитрий Медведев, заменявший приболевшего Михаила Фрадкова. По мнению некоторых экспертов, это была своего рода репетиция роли главы правительства – ходят слухи, что болезнь Фрадкова имеет под собой не только медицинскую почву.
Первым министром, ощутившим на себе особенности нового стиля руководства, стал Михаил Зурабов. Сделанный им обстоятельный доклад о результатах работы Минздрава в 2005 г. и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы подвергся нелицеприятной критике.
С самого начала стало ясно, что Медведев не слишком настроен выслушивать доклад Зурабова целиком. «У вас 15 минут», - жестко перебил он министра, который, по своему обыкновению, детально перечислял все достижения своего ведомства. «Тридцать» - возразил Зурабов, но было понятно, что тон вице-премьера выбил его из колеи.
По-видимому, министр слишком поздно осознал, что вице-премьер ждет от него не столько отчета о проделанной работе, сколько перспективных планов на будущее. Не стоит забывать, что «Здравоохранение» - один из четырех национальных проектов, за реализацию которых Дмитрий Медведев несет ответственность перед президентом. А к разговору о будущем министр здравоохранения оказался явно не готов.
"Вы уже 25 минут говорите, а мы еще в 2005 году. Давайте о будущем поговорим. Пять минут у вас", - вновь перебил докладчика вице-премьер. И тут Зурабов совсем растерялся. То немногое, что он успел все-таки сказать о планах своего ведомства на будущее, касалось увеличения возраста выхода на пенсию. Дело в том, что, согласно его расчетам, в ближайшее время продолжительность жизни граждан может возрасти с нынешних 65,5 года у женщин и 59 у мужчин до 66,2 года (непонятно, правда, является ли эта цифра усредненной для обоих полов). Вроде бы хорошо, но, по мнению Зурабова, это повлечет за собой дефицит российской пенсионной системы в размере 350-400 млрд. рублей в год. Чтобы избежать этого, министр предложил повысить планку выхода на пенсию (и это при том, что даже сейчас многие граждане РФ не доживают до своего пенсионного возраста).
Предложение Зурабова чрезвычайно не понравилось Медведеву. «Правительство не рассматривает в ближайшее время повышение пенсионного возраста», - категорично возразил вице-премьер.
Окончательно сбившийся министр стал мишенью для критики коллег по кабинету. Герман Греф, который, как и Кудрин, считается в правительстве союзником Зурабова, отругал главу Минздрава за то, что запланированные его ведомством темпы изменения показателей здоровья нации постепенно снижаются. "Весь доклад - демонстрация того, что традиционными средствами изменить состояние здравоохранения невозможно", - заметил Греф. По его словам, нужны "сущностные, ключевые преобразования", необходимо изменить организационно-правовой статус медицинских учреждений, механизмы их финансирования и, наконец, провести радикальную реформу медицинского страхования. Зарплату некоторых категорий врачей надо поднять "в разы". "Мы можем достичь хотя бы уровня Восточной Европы, и не в длительной перспективе, а в течение 3-5 лет", - пообещал Греф.
А член Общественной палаты и известный врач Леонид Рошаль вообще нашел доклад Зурабова «непроработанным». Он предложил отправить все предложения Минздрава на экспертизу Общественной палаты. Кроме того, Рошаль неожиданно подверг критике программу повышения зарплаты врачам «первичного звена», назвав ее «бомбой, заложенной под наше поликлиническое здравоохранение».
По мнению политолога Сергея Маркова, жесткая реакция на доклад Зурабова отчасти связана с той критикой, которой он подвергся на первом заседании Общественной палаты, на которой присутствовал президент Путин. «Критиковали Зурабова и за общую неподготовленность национального проекта «Здравоохранение», и за явную коррупционность многих назначений... Полагаю, что президент не стал высказывать свое недовольство Зурабову лично, а поручил это сделать Дмитрию Медведеву. С другой стороны, нельзя не признать, что если проект «Здравоохранение» действительно недоработан, то с остальными национальными проектами дело обстоит гораздо хуже», - считает политолог.
Платон Березин