Длительный период снижения цен на нефтепродукты в конце минувшей недели сменился разнонаправленной динамикой.
Повышение цен, возобновившееся по отдельным заводам еще в начале недели, отмечено в основном на дизельные сорта и топочный мазут, сообщает ИЦ «Кортес». Рост цен на эти нефтепродукты связан с небольшим и вероятнее всего временным улучшением конъюнктуры экспорта, а также похолоданием, установившимся практически на всей территории России.
Положительная динамика мировых цен стала следствием растущих цен, в том числе на дизтопливо летнее, но поскольку свободные объемы на летний сорт ограничены, в конце недели у большинства игроков на спотовом рынке цены стабилизировались.
На рынке бензинов в первой половине недели отмечалось заметное падение цен. Лидером снижения стала НК «ЛУКОЙЛ», понизившая стоимость А-76/80 на 1000 руб./т, А-92/93 в среднем на 3400 руб./т, Аи-95/96 в среднем 2100 руб./т.
Возможно, что одним из мотивов компании при удешевлении стоимости её нефтепродуктов стало сообщение ФАС России, в котором приведены предварительные расчеты штрафа за злоупотребления доминирующим положением на оптовом рынке нефтепродуктов в части установления монопольно высоких цен. Стоимость автобензинов у остальных продавцов также падала, но темп снижения был менее заметным, а концу недели цены и вовсе стабилизировались у многих компаний, отмечает информационно-аналитический центр.
По итогам недели снижение цен на А-76/80 в среднем по России составило (-6.6%) до 10934.3 руб./т, на А-92/93 (-10.9%) до 11106.3 на Аи-95/96 (-5.9%) до 16997.50 руб./т, на А-98 на (-0.8%) до 24489.3 руб./т.
На дизельное топливо летнее по итогам недели, несмотря на отмечаемый рост, средние цены по России в очередной раз снизились на (-5.3%) до 10929.3 руб./т. На зимнее дизтопливо цена упала на (-4.0%) до 14166.6 руб./т.
Динамика изменения цен на топочный мазут также носила разнонаправленный характер, и если в первую половину диапазон снижения составлял от 100 до 650 руб./т, то во вторую половину недели у многих компаний цены выросли от 100 до 400 руб./т, а ТНК-ВР на Рязанской НПК и Саратовском НПЗ повысила цену в среднем 1200 руб./т. Причиной для роста цен на топочный мазут стали, как и в случае с дизельным топливом, благоприятная конъюнктура экспорта и его востребованность на внутреннем рынке. Именно эти факторы сказались на существенном снижении свободных объемов, и в настоящее время большинство продавцов законтрактовав всю свою продукцию, производят только его отгрузку. Средние по России показатели стоимости топочного мазута также не отреагировали на повышательную динамику и по итогам недели цены опустились на (-2.1%) до 2227.6 руб./т.
Для продавцов возможность максимально реализовать нефтепродукты до конца года является положительным моментом, поскольку позволяет избавиться от переходящих остатков, сообщает «Кортес». Однако воодушевление, проявившееся на рынке в декабре, в начале следующего месяца вероятнее всего сменится нисходящими настроениями.
Решение ОПЕК о снижении квот на добычу нефти до 2.2 млн барр. в сутки не поддержало мировые цены на сырье, поскольку было ожидаемым и уже заложено в цену нефти до окончательного принятия решения. Этот фактор, а также информация Министерства энергетики США о возросших за минувшую неделю запасах сырой нефти в стране привели к дальнейшему снижению мировых цен на сырье.
Таким образом, внутренняя цена на сырье в январе в лучшем случае сложится на уровне ноября, а с учетом того, что в январе торговля на рынке падает, наиболее вероятным сценарием остается отрицательная динамика в оптовом и мелкооптовом секторе. Исходя из этого, продавцы максимально будут использовать период положительной конъюнктуры рынка в декабре и вести активную торговлю до конца текущего месяца.