Омская сенсация в японском стиле

10 июня 2008 года состоялась презентация новой книги «Омская сенсация. Серия акварелей Бёзана Хирасавы «Жизнь и обычаи айнов», выпущенной Издательской программой «Интерроса» в рамках проекта для музейных профессионалов «Первая публикация».

Презентация прошла в Зале литературы по искусству Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино (ВГБИЛ). По словам заместителя директора ВГБИЛ Ольги Синицыной, в этом зале «очень часто скрещиваются незаточенные копья, обсуждаются важные творческие проблемы современной издательской и художественной жизни, современного образования в сфере искусства».

«Омская сенсация» – первая книга новой серии, созданной в рамках ежегодного конкурса для музейных профессионалов «Первая публикация». Почти стостраничная книга-альбом – первое иллюстрированное издание на русском языке, посвящённое уникальной коллекции акварелей японского художника Бёзана Хирасавы (1822–1876) из собрания Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Сюжеты картин Хирасавы представляют традиционную бытовую и обрядовую культуру народа айнов – коренного населения северо-западных территорий Японии, проживавшего также на Сахалине, Камчатке и Курилах. Омская коллекция из 12 акварелей – самая крупная коллекция произведений Бёзана Хирасавы в мире (всего известно около 60 его картин). Она содержит редчайший изобразительный материал по этнографии айнов. Некоторые сюжеты и предметы традиционной айнской культуры встречаются на этих картинах впервые в истории изобразительного искусства. Хирасава провёл среди айнов на Хоккайдо почти четверть века и рисовал картины, основанные на собственных наблюдениях. По мнению японского исследователя из Токийского национального музея Сасаки Тосикадзу, омская серия айну-э (айну-картин) создана самым талантливым художником из всех, кто когда-либо обращался к данной теме.

Презентация проходила в форме круглого стола, где обсуждались вопросы, связанные с определением научной и художественной ценности коллекции акварелей Бёзана Хирасавы и книги «Омская сенсация», в которой коллекция впервые представлена наиболее полно и детально, с учетом результатов специального междисциплинарного исследования. Участники дискуссии также обсудили актуальную проблему популяризации музейного наследия и научного знания через книгоиздательскую деятельность – в связи с проектом Издательской программы «Интерроса» – «Первая публикация».

Ведущая круглого стола Ольга Валентиновна Синицына, заместитель директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Участники дискуссии:

  • Ирина Остаркова, руководитель Издательской программы «Интерроса».
  • Сергей Арутюнов, научный сотрудник Института Этнологии и Антропологии РАН, исследователь айнской культуры.
  • Сергей Деменский, координатор Гуманитарного проекта Ивана Полякова.
  • Евгения Илюхина, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
  • Борис Коников, директор Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.
  • Ирина Карапетова, ведущий научный сотрудник отдела Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).
  • Александр Полещук, г лавный редактор журнала «Восточная коллекция».
  • Наталья Самойленко, исполнительный директор Благотворительного фонда В. Потанина.
  • Галина Севостьянова, заведующий отдела графики Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
  • Наталья Толстая, ученый секретарь Государственной Третьяковской галереи.
  • Илона Смирнова, директор по развитию Государственного Литературного музея.
  • Ирина Шуманова, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.

В презентации также приняли участие представители ведущих средств массовой информации, музейные специалисты, профессиональная и заинтересованная общественность.

Представляя новое издание, Ирина Остаркова подчеркнула, что «работа над книгами проходит во взаимодействии не только с музеями-победителями «Первой публикации», но и с другими музеями и экспертами, которых привлекает Издательская программа «Интерроса», и, таким образом, проекты становятся межмузейными, а в случае с «Омской сенсацией» – межгосударственными, потому что помимо Этнографического музея (СПб) и Омского музея над этой книгой работали представители ещё двух японских музеев».

Борис Коников отметил: «Книга вводит коллекцию Бёзана Хирасавы в научный оборот, был предпринят культурологический анализ, и книга будет интересна искусствоведам, этнографом, культурологам, философам… Книга «Омская сенсация» – одна из немногих может быть призывом к ученым активно выходить из окопов и не стесняться популяризаторства». Галина Севастьянова подчеркнула: «Издательская программа научила работать динамично, на подъеме… были проведены дополнительные исследования, которые дали материал для более глубокого понимания творческого метода художника и его изобразительной системы».

Исследователь айнской культуры академик Сергей Арутюнов следующим образом оценил труд музейных сотрудников и издателей: «Каждое новое открытие, каждый новый документ, тем более такой яркий полный этнографический в деталях, как серия акварелей Хирасавы Бёзана – эпохальное событие в изучении айской культуры. Это великолепное издание имеет двоякую ценность: с одной стороны, это картины высокоталантливого художника, которых мало сохранилось в мире. Я убежден, что Хирасава Бёзан написал за свою жизнь не меньше пары тысяч акварелей, но сохранилось их всего лишь несколько десятков… С другой стороны, тогда не было ещё кино и эти картины – это документальная хроника. Если бы была в то время документальная хроника, она показала бы нам первые шаги японского правительства в начальные годы Мэйдзи, когда при помощи европейских и американских инструкторов развернулась работа по колонизации и по цивилизации Хоккайдо – это был двоякий процесс. Вот всё это и многое другое сейчас в деталях можно увидеть на замечательных репродукциях, которые приведены в книге «Омская сенсация». Причем очень ценно, что здесь не просто картинки, а их фрагменты в увеличенном виде, они аннотированы, они подчеркнуты, поэтому это просто замечательный подарок нашему читателю и великолепный, введенный в научный оборот источник».

Наталья Толстая, консультант конкурса «Первая публикация» высказала мнение, что «это книга, созданная научным сообществом для себя и как бы оно об этом мечтало… Научная пилюля гораздо проще проглатывается публикой в такой замечательной облатке, это один из путей сближения с публикой, чтобы специалисты не были таким кругом, который страшно далек от народа… Наука – это нескучно!».

Партнеры Издательской программы «Интерроса»: Гуманитарный проект Ивана Полякова – постоянный партнер международных выставок коллекции акварелей японского художника Бёзана Хирасавы из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и компания AirUnion – партнер Издательской программы «Интерроса», осуществляющий перевозку тиража книг по проекту «Первая публикация» в регионы России.

Дополнительная информация:

http://www.interros.ru/photos/hiracav

http://www.interros.ru/news/1-10/1501-2007-12-24.html

Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ресурсы
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Недвижимость
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи