История жизни и успеха Коносуке Мацусита

История жизни и успеха Коносуке Мацусита
Фото

 

Консуке Мацусита, легендарный основатель японской фирмы Мацусита Электрик, известной своими брендами Panasonic, National и Technics, является одним из наиболее ярким примером как предпринимателя, так и передового бизнес-лидера и инноватора.

Коносуке Мацусита был вынужден бросить школу и пойти работать когда ему было всего 9 лет. В течение шести лет он работал подмастерьем в велосипедной мастерской, затем перешел в Osaka Electric Light Company. Коносуке Мацусита все время пытался найти и исправить недостатки продукции компании.

В 22 года он изобрел элегантную штепсельную вилку новой конструкции. После того как босс в очередной раз отверг его рационализаторское предложение. Коносуке Мацусита решил уйти из компании, создать собственный бизнес и начать выпуск инновационных электропатронов.

Имеющийся у него в наличии стартовый капитал для развития бизнеса равнялся всего 100 йенам. С этого в 1917 г. и началась легендарная история компании Мацусита Электрик. Вскоре Коносуке Мацусита был владельцем уже восьми заводов, а продукция стала выпускаться под новой звучной маркой Panasonic.

Начав в буквальном смысле слова с нуля, к концу жизни он обеспечил себе личное состояние в 3 миллиарда долларов, а капитал основанной им компании Matsushita Electric Industrial Ltd достиг 42 миллиардов долларов. Выходя на пенсию в возрасте 80 лет, Коносуке Мацусита был не только самым богатым японским бизнесменом, но и, что главное, самым почитаемым бизнес-лидером, человеком-легендой, создавшим компанию вызывающую восхищение во всем мире.

Он написал много статей, курсов и книг об искусстве менеджмента. Став миллиардером, Коносуке Мацусита был скромен в быту и не тратил деньги на предметы роскоши. На приобретенные капиталы он создавал фонды и бизнес-школы. Он также стремился улучшить политическую систему Японии и работал над десятками социальных проектов.

Один из его знаменитых бизнес-принципов: чтобы внедриться на уже сформировавшийся рынок, нужно делать все на 30% лучше и на 30% дешевле.

Компания Маtsusita Electric никогда не выпускала принципиально новые изделия. Она стремилась усовершенствовать и удешевить товары, которые пользовалось высоким спросом на рынке. Ее стратегия основывалась на тщательном учете потребностей потребителей и поиске новых технологий сбыта.

У многих слабых продавцов и предпринимателей опускаются руки, когда они сталкиваются с холодным приемом рынком их товара. Настоящий же предприниматель никогда не рассматривает «нет» как поражение. Для него каждое «нет» означает лишь то, что данный способ продажи не работает и надо искать другой.

Точно так же молодой начинающий предприниматель Коносуке Мацусита, создав новый продукт, отказался от традиционных методов маркетинга, потому что они не работали в его случае. Он подошел к маркетингу творчески и создал инновационную, принципиально новую и успешную модель продаж своего продукта.

В 1922 в продаже появились велосипеды с фонариками на руле. Ацетиленовые фонари были дорогими и требовали постоянной дозаправки. Электробатареек хватало лишь на 2-3 часа работы. Мацусита увидел в этом новую возможность для своего бизнеса и после 3-4 месяцев экспериментов создал совершенно новый элемент питания, которого хватало на 30-50 часов.

Он был уверен, что его новый продукт будет хорошо продаваться. Однако продавцы электроприборов, которым он показал свою инновационную батарейку, не проявили к ней особого интереса. Они считали, что она будет плохо продаваться.

Тогда Мацусита решил создать необычную по тем временам систему сбыта: через велосипедных дилеров. Он считал, что магазины по продаже велосипедов скорее смогут по достоинству оценить новое изделие. Но и там неохотно брали на реализацию фонари на батарейках.

Однако Мацусита был настолько уверен в успехе, что продолжал производство своих новинок, несмотря на отсутствие заказов. Его фирма свела до минимума текущие финансовые расходы и инвестировала все высвободившие средства в продвижение батареек на рынок.

Для начала он нанял трех специалистов по сбыту, и они обошли все магазины по продаже велосипедов в Осаке.

Мацусита предлагал продавцам абсолютно новые, выгодные для тех условия: брать батарейки на реализацию без предоплаты. Такая схема в то время была инновационной. Розничные торговцы ничем не рисковали, и большинство из них соглашались. На витрине выставлялась зажженная лампочка, рядом выкладывалось несколько образцов изделий. И вскоре хозяева магазинов убедились, что их посетители охотно раскупают новинки.

Основатель фирмы Panasonic, уяснил, что цена любого предприятия равна цене его человеческого фактора. Без надлежащим образом мобилизованного и направленного человеческого фактора организация разваливается.

В японской национальной религии заложены идеи, побуждающие японцев к осознанию своей причастности к общенациональным интересам и процветанию.

Используя такое националистическое мировоззрение своих соотечественников и особенности японского менеджмента, Коносуке Мацусита разработал специальную воспитательную систему для сотрудников своей компании, в которой сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации в целом. Эта идея ярко выразилась в фирменном гимне, который каждое утро перед началом рабочего дня вдохновенно распевают сотни тысяч сотрудников фирмы.

В 1929 году в Нью-Йорке рухнула биржа. Начавшаяся в результате этого Великая депрессия вскоре докатилась и до Японии. Начались массовые увольнения служащих.

Тогда Коносуке Коносуке Мацусита принял неожиданное решение: “Мы не уволим никого! Мы никому не урежем зарплату! Теперь все и каждый должны понять, что мы – единое целое, и бизнес – не самое главное! Каждый из вас должен приложить максимум усилий, чтобы наша продукция пользовалась успехом на рынке”.

Компания снизила производственные расходы, и какое-то время дела шли не хуже, чем прежде. Однако чуть позже продажи упали наполовину.

Но Мацусита поступил вопреки требованиям рынка и мнению большинства: “Сокращаем производство наполовину немедленно, прямо с сегодняшнего дня, но никого не увольняем, – заявил он. – Мы сократим производство не за счет увольнений рабочих, а предоставим им сокращенную рабочую неделю. За свою работу они будут получать ту же зарплату. Однако все праздничные дни будут отменены. Мы обратимся к рабочим с просьбой самим заняться распродажей товарных запасов на складах”.

Рабочие и служащие ликовали. Мацусита стал их кумиром. Теперь каждый из них по несколько часов в день уделял продаже продукции своей фабрики. Поскольку производство сократилось вдвое, то вскоре все запасы на складах были распроданы.

В то время, когда конкуренты проводили массовые сокращения персонала и все глубже увязали в болоте застоя, компания Matsushita Electric сохранила всех своих сотрудников и даже усилила диверсификацию своей продукции, приступив к выпуску радиотоваров.

Николай Королев
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.