Эксперты снова бьют тревогу — рынок пива в России демонстрирует обещанное снижение. Продажи алкогольного продукта в первом полугодии сократились на 7%, и это не предел. Падению способствует тот факт, что российские власти последовательно ужесточают законодательство для производителей алкоголя, запрещая его продажу по ночам, и рекламу в СМИ. Первые результаты уже налицо.
Собственно, затевалось все из благих побуждений. В рамках борьбы с алкоголизацией населения, особенно молодежи, власти, помимо всего прочего, стали повышать акцизы на величину, существенно превышающую инфляцию. Также в начале июня пивовары просили перенести сроки обязательной установки счетчиков, учитывающих количество приготовленного напитка.
Читайте также: Ночная продажа алкоголя чревата штрафами
Напомним, такая просьба содержалась в письме исполнительного директора Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова заместителю руководителя Росалкогольрегулирования Евгению Махновскому. Как отмечал по этому поводу "Коммерсант", счетчики должны быть установлены на всех пивоварнях с 1 июля, но проблемой стало то, что даддые инструменты давали погрешность в 30%, что является недопустимым.
Запрашиваемый перенос сроков понадобился еще и из-за действий производителей: они не успели доставить в сроки счетчики для мини-пивоварен, которых в стране насчитывается более 700. В общем, дспоры идут, как как пивовары предупредили, что из-за недоработок нормативной базы не смогут выполнить требования. Озвучена была мысль, что рано или поздно с такими нововведениями производство в отрасли остановится.
Что недалеко от истины — эксперты уже официально заявили об обвале в отрасли. По данным пресс-релиза Carlsberg, по итогам первой половины 2013 года продажи пива в России сократились на семь процентов, а в целом за год обвал составит около пяти процентов. На фоне ожиданий того, что российский пивной рынок в 2013 году будет таким же, как и в 2012-м, то есть не сократится, но и не увеличится в размерах, это довольно печальный показатель.
Еще по теме: В России будет введена минимальная цена на коньяк
Аналитик Инвесткафе Сергей Понтус отмечает, что в настоящее время доля датских пивоваров на российском пивном рынке составляет 39%. Наибольший рост показали бренды "Жигулевское", Holsten и Zatecky Gus. Из-за сокращения сбытовой сети снизились продажи некогда популярной Балтики №7.
По его словам, прибыль датской компании после налогообложения составила $619 млн, что ненамного меньше ожиданий аналитиков. Главный конкурент Carlsberg в Европе, компания Heineken, также пожаловалась на то, что потребление пива в ЕС сокращается. Виной тому компания считает ухудшение экономической ситуации в Европейском Союзе и продолжающуюся рецессию. Что касается российского рынка пива, то здесь свою роль сыграло и ужесточение законодательных норм. В частности, в последнее время были запрещены реклама пива в средствах массовой информации, а также продажа пива по ночам.
Финансовые результаты главного конкурента Carlsberg компании Heineken тоже делаки от идеальных. У нее прибыль до выплаты налогов составила 1,33 миллиарда евро, что в целом совпало с прогнозом аналитиков. При этом Heineken также пожаловалась на ухудшение условий для бизнеса во многих европейских странах и на рецессию в ЕС, которая приводит к стагнации в потреблении пива.
Это интересно: Сидр и медовуха признаны слабоалкогольными напитками
А на ситуацию с рынком в России в первую очередь влияют законодательные инициативы и стремление властей взять потреббление алкогольных напитков под какое-то подобите контроля. Получается ли это — покажет время, а на сегодняшний день пивоваренные компании несут убытки и развития сектора ждать не приходится. Как заявил один из пользователей соцсети — "в российском пиве нет ничего, о чем можно было бы скучать". Может, настанет время, когда придется скучать и по датскому напитку.