Из Москвы в Питер за триллион рублей

Из Москвы в Питер за триллион рублей
Из Москвы в Питер за триллион рублей

Российское правительство объявило о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, которая придет на смену "стареющему" Сапсану. На реализацию этого проекта планируется потратить один триллион рублей. Уже сейчас идет подготовка конкурсной документации к тендеру, намеченному на сентябрь 2012 года.

Согласно утвержденной схеме финансирования, 70 процентов в проект вложит государство, остальные 30 должны вложить частные инвесторы. Изначально Минтранс предоставил два варианта финансирования скоростного железнодорожного транспорта, который будет запущен в эксплуатацию к 2018 году. Первый вариант финансирования предусматривал равные вклады со стороны государства и частных инвесторов, но утвержден был именно второй, согласно которому, лишь 30 процентов отводится для частных инвесторов.

Между тем, вопрос о привлекательности проекта Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-1) достаточно спорный. По мнению некоторых экспертов, данный проект не вполне продуман и вряд ли заинтересует инвесторов, поскольку между двумя российскими столицами уже ездит скоростной поезд "Сапсан". Однако у ВСМ-1 есть и сторонники, которые, наоборот, уверены, что данный проект РЖД выглядит лакомым кусочком в глазах инвесторов.

Читайте также: Из Москвы до Питера всего за 2,5 часа

"Компания, которая занимается разработкой проекта, ОАО "Скоростные магистрали" проводила порядка полугода назад пресс-конференцию, на которой выяснился факт заинтересованности со стороны зарубежных инвесторов в таких проектах, как Высокоскоростная магистраль-1. Интерес к данному проекту проявляют Китай, страны Восточной Европы, Германия, Япония. Также участием в проекте интересовалась Голландия. То есть целевые инвесторы есть, им интересно участвовать в проекте, с точки зрения создателей инфраструктуры и нахождения в проекте с деньгами.

Такая схема инвестиций является наиболее эффективной и менее рискованной. Поскольку транспортная инфраструктура будет нужна всегда и является жизненной необходимостью, данное вложение выгодно для инвесторов. Тем более, когда речь идет о двух крупных городах, таких как Москва и Петербург, где непрерывный пассажиропоток — естественно, проект будет окупаться. Единственный минус таких инвестиций в том, что они долгосрочные, и период окупаемости у них долгий", — замечает Кирилл Маркин, аналитик "Инвесткафе".

Разработкой новой высокоскоростной железной дороги занимается компания "Скоростные магистрали". Протяженность железнодорожного полотна составит 658 километров, поезда будут разгоняться до 400 километров в час, а время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга составит 2,5 часа. Для сравнения, поезда "Сапсан", осуществляющие в настоящее время маршрут между двумя столицами, разгоняются до 250 км/час и преодолевают то же расстояние за 3 часа 45 минут. На строительство магистрали для новейших скоростных поездов планируется потратить 1,125 миллиардов рублей.

Безусловным плюсом проекта РЖД является именно создание отдельной магистрали, поскольку в настоящее время "Сапсаны" осуществляют маршрут по Октябрьской железной дороге вместе с другими поездами дальнего следования, значительно затрудняя их движение. Создание же инфраструктуры специально для высокоскоростного пассажирского поезда решит данную проблему. Однако помимо значительных вложений в ВСМ-1, трудность реализации проекта заключается в необходимости подготовки территорий для строительства, например, выкуп земель. Только на данном этапе будет потрачено 76 миллиардов рублей. В этой связи возникает вопрос — насколько экономически оправдан дорогостоящий проект РЖД, тогда как сейчас существует вполне достойный эквивалент ему — "Сапсан"?

"Развитие данного проекта экономически целесообразно, поскольку будет создаваться нормальная инфраструктура, ведь на данный момент "Сапсаны" ездили по путям, не предназначенным для них. Важно отметить, что вложение столь крупной суммы создает планку для определенного уровня развития инфраструктуры. Кроме того, запуская пилотный проект высокоскоростных магистралей, РЖД приобретет опыт в развитии технологии. Насколько мне известно, высокоскоростная магистраль даст возможность движения поездов со скоростью порядка 400 километров в час, а на данный момент поездов, постоянная скорость которых составляет 400 километров, в мире не существует. Соответственно, это задает повышенную планку инфраструктуры и говорит о том, что данная работа ведется на будущее. Целесообразность развития данного проекта также заключается в том, что технологии не стоят на месте и год от года развиваются. Естественно, это будет отражаться и на стоимости проезда, и со временем он будет более доступен. Кроме того, это большой шаг для РЖД, которые долго стояли фактически на одном месте, а сейчас они стараются идти не то чтобы в ногу со временем, а развиваться и смотреть в будущее", — считает Кирилл Маркин.

Читайте также: РЖД реконструирует Транссиб

Амбициозная идея о создании магистрали ВСМ-1 впервые была озвучена два года назад, и с того момента ОАО РЖД активно лоббировало этот проект. За это время не один раз менялась сумма на реализацию строительства новейшей магистрали между Петербургом и Москвой. Множество раз менялись и переосмысливались условия государственно-частного партнерства, а также переносился тендер по выбору консорциума. И лишь 26 апреля этого года в ходе совещания с Владимиром Путиным по развитию железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения заинтересованным лицам удалось договориться.

Эксперты уже сейчас делают ставки, через сколько лет проект ВСМ-1 окупится. Предполагают, что на это может уйти до полувека. Еще худшие прогнозы связаны с возможной ценой на билеты на высокоскоростной поезд, которая, по мнению экспертов, может достигать от 5,5 тысяч до 10 тысяч рублей. Только в этом случае при перевозках в 10,5 миллиона пассажиров в год, о которых в настоящее время говорит РЖД, будет покрыта себестоимость проекта. Между тем, предполагается, что к 2020 году по новой магистрали будут перевозить 6,8 миллиона пассажиров в год, к 2030 году — 8,9 миллиона, к 2040 — 10,4 миллиона, и лишь к 2050 — 10,6 миллиона человек.

По всем показателям выходит, что в лице потребителей или пассажиров данный проект вряд ли найдет отклик и поддержку. По крайней мере, на сегодняшний день, но если рассматривать высокоскоростные поезда как проект будущего, то в его реализации, безусловно, есть потенциал. В случае, если РЖД удастся сдержать цену билетов на доступном уровне, трасса ВСМ-1 может стать достойным конкурентом самолетам, летающим рейсами Москва-Петербург, а Октябрьская железная дорога освободится от стремительных составов, и останется во власти путешественников, предпочитающих романтику медленных и грузных поездов.

Мария Сныткова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus