Renault-Nissan "оккупирует" АвтоВАЗ

Renault-Nissan  оккупирует  АвтоВАЗ
Renault-Nissan "оккупирует" АвтоВАЗ

Крупнейший акционер АвтоВАЗа "Тройка Диалог" в начале мая официально заявила о новом этапе развития взаимоотношений с французско-японским альянсом Renault-Nissan. Корпорация "Ростехнологии" и альянс договорились о создании совместного предприятия, которое приобретет мажоритарную долю в АвтоВАЗе. Что выиграют от этого обе стороны — покажет время.

Уже известно, что "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" получат 750 млн долларов за акции автопроизводителя в три этапа. Как пишет агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к одному из акционеров, первый платеж поступит уже в конце 2012 года. 3 мая 2012 года стороны подписали протокол о намерениях, согласно которому альянс получит контроль над АвтоВАЗом через совместное предприятие с "Ростехнологиями". Оно будет владеть 74,5% российского автоконцерна к 2014 году. Renault-Nissan купит 67,13% совместного предприятия, заплатив за долю в нем 750 млн. долларов и обеспечив себе эффективный контроль над 50,01% акций компании, подчеркивает Автостат.

На первом этапе партнеры внесут в СП имеющиеся у них пакеты акций, а потом СП купит дополнительные пакеты у "Тройки Диалог" и "Ростехнологий". Соответственно, платежи пройдут в декабре 2012, в июле 2013 и в июне 2014 года, сообщил источник, при этом максимальный платеж придется на июль 2013 года. Планируется, что "Тройка Диалог" полностью выйдет из капитала АвтоВАЗа, а у "Ростехнологий" останется блокирующий пакет и право конвертировать долг АвтоВАЗа в его акции.

По условиям соглашения, Renault в несколько этапов внесет в СП 300 млн. долларов, японский Nissan — 450 млн. долларов. Платеж зафиксирован в рублях, он не будет зависеть от результатов деятельности АвтоВАЗа. На сегодняшний день условия сделки согласованы окончательно, до заключения соглашения в конце 2012 года стороны имеют право только совсем отказаться от нее, что маловероятно. Альянс Renault-Nissan достаточно долго шел к тому, чтобы заполучить контрольный пакет акций АвтоВАЗа, и вряд ли откажется от своей цели.

Как считают эксперты Инвесткафе, АвтоВАЗ интересен альянсу в первую очередь как базовая производственная площадка для покрытия внутреннего спроса на российском рынке и на внешних площадках (главным образом это страны ближнего зарубежья и СНГ). В Renault-Nissan уже неоднократно заявляли о планах по выходу на сборку 1,6 млн автомобилей в год. Пока претворен в жизнь только первый и на сегодня крупнейший совместный проект альянса и АвтоВАЗа — Lada Largus, построенный на платформе B0 от Renault Logan и призванный в зависимости от модификации закрыть нишу семейных универсалов и легких коммерческих автомобилей.

Таким образом, Renault, и Nissan планируют организовать сборку собственных моделей бюджетных автомобилей на производственных мощностях АвтоВАЗа, с соответственным контролем качества продукции, выпускаемой заводом. По мнению Инвесткафе, стоит ожидать улучшения технического и технологического уровня сборочных линий отечественного концерна, т. к. его будут все более тесно ассоциировать с альянсом.

"Renault-Nissan стремится развивать отечественное автомобилестроение, и приход такого инвестора, несомненно, является благом для АвтоВАЗа. Также необходимо отметить, что, получив рычаги прямого воздействия на деятельность завода, альянс сможет более слаженно и полноценно воплощать в жизнь свое видение будущего для АвтоВАЗа. В первую очередь это относится к четкой специализации концерна исключительно на производственном процессе. Автомобилестроитель уже проводит активную реструктуризацию бизнеса, обусловленную необходимостью вывода непрофильных активов из состава группы компаний. Это позволяет абстрагироваться от ненужных бизнес-процессов и благотворно сказывается на экономической эффективности активов АвтоВАЗа.

Во-вторых, более тесный контакт Renault-Nissan и отечественного концерна способен послужить драйвером к предстоящему обновлению модельного ряда АвтоВАЗа. Альянс заинтересован в скорейшем выводе новых моделей на рынок, поскольку конкуренция в сегменте бюджетных автомобилей усиливается от месяца к месяцу. Многолетний опыт работы на рынке и наличие собственных перспективных технологий и разработок, которые Renault и Nissan могут использовать в рамках российского автомобилестроения, должны способствовать повышению качества техники, собираемой на Волжском автомобильном заводе, сохраняя ее доступность для большей части населения России. Создавая совместное предприятие с Ростехнологиями, альянс сможет вести согласованную деятельность по управлению АвтоВАЗом, учитывая интересы российской стороны и представляя согласованную позицию японского и французского автомобилестроителей", — отмечает аналитик компании Кирилл Маркин.

В целом, эта новость не оказала ощутимого влияния на положение самого предприятия. Кредитное агентство Fitch подтвердило рейтинг АвтоВАЗа, в очередной раз на уровне B- со "стабильным" прогнозом. Он отражает текущее состояние российского машиностроения, а также учитывает скорые перемены. Эксперты связывают такое решение с вступлением России во Всемирную торговую организацию, что значительно обострит конкуренцию среди концернов на внутреннем рынке. Сюда же относится и сотрудничество АвтоВАЗа с Renault-Nissan, которое в определенной степени нивелирует негативные последствия, ожидающие отрасль в целом.

Напомним, в 2009 года "Ростехнологии" по просьбе премьера РФ Владимира Путина выдали АвтоВАЗу беспроцентные ссуды на общую сумму 75 млрд. рублей, позже часть долга была погашена, а часть — конвертирована в акции автопроизводителя. Живых денег от завода "Ростехнологии", безусловно, не дождутся, поэтому в рамках сделки акционеры договорились о реструктуризации долга на сумму 46 млрд. рублей на срок до 2030 года и больше с правом конвертации в акции. Оставшиеся 7 млрд рублей АвтоВАЗ намерен заплатить "Ростехнологиям" своими непрофильными активами. В этой ситуации сотрудничество с Renault может стать действительным стимулом роста экономической устойчивости предприятия. Ему она бы очень не помешала.

Валентин Гридин
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.