Инновационное такси для Москвы

Инновационное такси для Москвы
Инновационное такси для Москвы

В российской столице стало на одну инновацию больше. В Москву пришла служба вызова такси GetTaxi. Пока она работает только Лондоне и Израиле, но мечтает покорить и наш рынок, отодвинув конкурентов. В чем заключается ее изюминка, и каковы перспективы GetTaxi в России, корреспондент Bigness расспросил основателя международного сервиса Шахара Вайсера.

Итак, почему такси? Бизнес старый, конкуренция большая во всем мире?

— Каждый раз я не знаю, какой будет следующая новая компания. И такси оказалось такой вещью. Я никогда в жизни этим не занимался, и верю, что начинать бизнес надо именно так. Как все началось? Мой коллега, который приехал ко мне на интервью из Сиэтла в Сан-Франциско, отправился в аэропорт. Мы заказали такси и ждали полчаса. Он уже опаздывал, мы начали нервничать и не понимали, где наша машина. В то время я не понимал ни размер рынка, ни как мы будем на нем зарабатывать. Но мне очень хотелось создать услугу, от которой людям будет здорово.

И когда ты находишь эту жилку, когда ты попадаешь на что-то, что в хорошем смысле "подсаживает людей" потому что это принципиально лучше, то потом уже можно искать бизнес-модель. Если ты ее не находишь, это остается твоим хобби, если находишь — это становится бизнесом. Такси, как выяснилось потом, это огромный бизнес. Сегодня только в Европе 600 тысяч машин. В среднем за диспетчеризацию каждый водитель платит порядка пяти тысяч долларов. Перемножив эти цифры, получаем три миллиарда долларов ежегодно. Это легально, правильно, масштабируемо. Мы приходим на этот рынок и говорим: у нас есть лучше: услуга за полцены.

И все же Россия — не Европа. Ей хочется быть Европой, но далеко не всегда получается. И рынок извоза у нас очень отличается от западного. Он очень хаотичный, он довольно давно развивается, но все еще находится в стадии становления. Одно дело, развивать такси в Израиле или Британии, и совсем другое — здесь. У нас ведь совсем другие правила.

— Я обожаю проблемы. Потому что проблема — это на самом деле всегда сумасшедшая возможность. Ты не хочешь прийти на рынок, где все Швейцария или Люксембург. Где все зелено, замечательно, чисто. И очень скучно. И все возможности уже реализованы. А когда ты приходишь сюда, ты видишь, что этот рынок сложный, безумно сложный. И он совершенно не работает. Здесь только 20 процентов легальных машин, то есть тех, которые можно заказывать, имеется качественная машина, вменяемый водитель и так далее. И в этом кроются большие возможности. И поэтому мне важно было запуститься в Лондоне и Израиле, где рынок находится совсем на другой точке. Он абсолютно развит. Там все с этим здорово. И если нам удалось там, на развитом рынке стать номером один, то здесь в России, где колоссальная потребность в качественном извозе, я думаю, у нас тоже все получится. Люди хотят выйти из метро, нажать одну кнопку и через пять минут уже ехать. Сейчас же идешь куда-то вечером, вызываешь такси и ждешь его час, или полтора. Или бизнесмен, он не будет ловить машину на улице, его секретарь должен заранее планировать за час, за два… Это безумие! И это отличная возможность для нас.

Но почему именно Москва? А не Париж или Берлин?

— Любой новый рынок — это риск. Есть такое правило: контракт на миллион долларов и на сто миллионов долларов — это одно и то же усилие. Поэтому, когда ты приходишь на новый рынок, тебе будет так же тяжело. Это будет рынок Люксембурга, или это будет вся Россия. Напряжение будет то же — запуск, люди, наем, технологии и так далее. Поэтому хочется идти туда, где самый большой рынок. И Москва и Лондон — это два самых больших города.

Как это все технически осуществляется? Загружается какое-то ПО на смартфон или как?

— Вся прелесть в том, что хотя это все технически сложно, для пользователя это все выглядит прозрачно и тривиально. Есть два решения. Для частного человека и для компаний. В первом случае вы бесплатно скачиваете приложение на свой смартфон — оно работает на iPhone, Blackberry, семействе Android - и все. Через минуту вы можете нажатием одной кнопки вызывать такси. Вы все видите на карте: машину, расстояние, время, данные водителя, его рейтинг. Он приезжает, вы садитесь в машину, в конце поездки можете расплатиться наличными или кредиткой и дать водителю рейтинг. Если он плохой, мы с этим водителем, наверное, расстанемся, сохраняя таким образом только лучших. Это одна история.

История номер два. У вас бизнес, или вы работаете в компании, и вам надоела вся эта история с такси. Есть куча бизнесов, когда идет постоянный людской трафик. И вы обращаетесь в GetTaxi. За две минуты мы делаем вашу личную веб-страничку, с вашим логотипом, адресом. И одной кнопкой — GetTaxi. Тут даже не нужно определять, где вы находитесь, все уже внесено. И вы можете нажимать эту кнопку сколько угодно, вы можете вызвать несколько машин и разделять их. Это тривиально просто с точки зрения пользования. И бесконечно сложно с точки зрения инфраструктуры. Мы развиваем бизнес как мобильную сеть, которой мы накрываем весь город.

Вы официально только запустились. Но у вас же был технический период. Какие первые впечатления? С какими трудностями столкнулись?

— Ну, например, в Москве плохо работает Google. Мы пользуемся Google-картами, это эталон качества, но в Москве, к сожалению, это еще не так. В центре города хорошо, а чуть дальше уже начинаются проблемы. Поскольку мы полагаемся на них, то случаются довольно сильные погрешности, до нескольких домов. Для нашего бизнеса это много. Ведь наша цель — как можно быстрее дать вам машину, соединить с водителем, чтоб вы знали, где он, а он — где вы. Но в конечном счете все проблемы решаются. Мы обратились к гендиректору Google Russia Владимиру Долгову и встретили очень позитивный настрой с его стороны. Мы надеемся, что они станут нашим стратегическим партнером.

Сколько у вас сейчас машин работает по Москве?

— Сейчас мы покрываем все в пределах Садового кольца. В течение двух месяцев мы хотим выйти на тысячу машин. По опыту Лондона и Израиля мы знаем, что для этого требуется около двух месяцев. За это время те парки, с которыми мы сейчас общаемся, должны пройти соответствующий тренинг, мы должны понять, кто хороший водитель, кто нет. Сейчас у нас достаточно машин, чтобы покрыть Садовое и мы постепенно будем расширять охват — Третье, МКАД и дальше. Мы вообще развиваемся по спирали обычно. За два месяца мы надеемся охватить весь город. Возможно, здесь нас ждет сюрприз, но чтоб охватить весь Лондон, понадобилось два месяца.

Ну, а как же неофициальный извоз, пресловутые "бомбилы". Не боитесь конкуренции с их стороны? Ведь в Лондоне этого нет.

— Нет. Потому что это не наш сегмент. Мы же перпендикулярны этому рынку. Мы не имеем собственных машин, у нас нет цели покупать машины. Наоборот. Проблема любого "бомбилы", как и официального такси, это новые заказы. Приходит GetTaxi и помогает сгенерировать новый поток заказов.

То есть вы медиатор?

— Мы помогаем существующим бизнесам развиваться. Чтобы у водителя было меньше порожнего хода и больше качественного заказа. И для нас важно работать с легальными такси, как индивидуальными, так и с парками. И с "бомбилами" мы не пересекаемся. Их ловят на улице, а мы ориентируемся на тех, кто хочет заказывать. Мы верим в качество. Сегодня в Москве от 60 до 70 тысяч таксистов. Из них легальных, которые прошли аккредитацию, имеют вменяемую машину, кондиционер и так далее — 15-20 тысяч. Все остальное — это "бомбилы". С одной стороы, да, мы общаемся с легальным сегментом, а с другой, GetTaxi открывает целую нишу для предпринимателей, которые могут теперь прийти и сами открыть свой автопарк. Ведь в любом автопарке основные расходы — это не водители, не машины. Это диспетчерский центр, call-центр и расходы на рекламу. И риски с этим связанные. А теперь ничего этого не надо. Ты покупаешь новый парк автомобилей, по лизингу, и диспетчеризацией занимается GetTaxi. Мы берем меньше, чем стоит внутренняя диспетчеризация, и при этом никаких рисков.

За счет чего выигрывает ваш потенциальный клиент по сравнению с самостоятельным развитием диспетчерской службы?

— Во-первых, мы обеспечиваем более качественные заказы. Часто ведь бывает, что человек заказал, а потом куда-то ушел. Его приходится искать. Мы обеспечиваем постоянную связь и для клиента, и для водителя. У нас машину ждут минуту, две, три, пять. И потом мы на самом деле дешевле. Так то мы предоставляем уникальный шанс для новых предпринимателей. В России поделены многие рынки, а вот рынок такси пока еще свободен. "Бомбилы" — это временное решение. В итоге любой российский город придет к тому, что мы видим в других странах. Да, сложнее, дольше, но такси станет легальным. У нас в Москве есть 20 тысяч машин. А нужно 70 тысяч. Сейчас фактически рынка еще нет. Но он будет развиваться вот такими, правильными, парками. И для них мы — решение. Тут нет альтернативы. Либо самому строить, либо мы.

Хорошо. Но если ваша модель заработает, то рано или поздно появятся подражатели, то есть конкуренты. Что вы можете им противопоставить?

— Вы знаете, у меня есть две новости про этот бизнес. Плохая состоит в том, что его безумно сложно построить. За этой легкостью для пользователя стоит огромная операция. А хорошая — в том, что его безумно сложно построить. Кто захочет конкурировать, должен обладать очень серьезным финансированием и готовностью бежать марафон. К тому же всегда вдвойне тяжело приходить на какой-то новый рынок вторым. Тем более на рынок услуг такого рода. Вторую аптеку можно открыть. А вот прийти вторым с горизонтальной услугой сложно.

Говорите про финансирование. Сколько? И откуда?

— Все банально просто. Всю свою сознательную жизнь я строил Интернет- и хай-тек компании. Это бизнес безумно рискованный, поэтому немногие инвесторы играют на этом рынке. Но существуют инвестфонды, которые вкладываются в Интернет-компании. Это венчурные инвестиции с очень высоким риском вложений. Философия инновационного бизнеса такова, что "выстреливает" одна из пяти компаний, которая окупает все расходы. И, поскольку GetTaxi не первая моя компания, я с такими фондами очень хорошо знаком. И многие их них хотели поучаствовать. У нас даже было больше желающих, чем нужно.

И как вы намерены "отбивать" вложения? Планируете выходить на фондовый рынок?

— У любой инновационной компании есть несколько путей. Либо это действительно публичный рынок, но это явно нескоро. Мы еще совсем свежие-юные. Через пять лет, это обычно тот период, когда компания принимает для себя решение: публичный рынок, если для этого есть условия, либо покупка стратегическим игроком. Вот два главные пути.

И как у вас обстоят дела? В Европе вы уже окупились?

— Сейчас мы вкладываем огромные деньги в инфраструктуру. Все что мы вложили в прошлом году и в этом — это инвестиционные деньги. К сожалению, в России это мало используется. Здесь очень мало инновационных проектов, и под них мало привлекается финансирования. Ведь нет ничего лучше для страны, когда привлекаются инвестиции в инновационные проекты. Например, сейчас сюда пришла GetTaxi, которая на инвестиционные деньги выстраивает инфраструктуру и надеется их со временем "отбить".

А вы не боитесь, того что происходит на улицах Москвы? Это же перманентный транспортный коллапс.

— Знаешь, мне нравится, когда коллапс. Ведь это тоже возможность. Если есть коллапс, есть о чем говорить. Приходишь и говоришь: "Давайте сделаем лучше". Ведь есть решение. Если те таксисты, которые сейчас крутятся и создают пробки, будут стоять и получать заказ, при той же базе станет меньше пробок. Ведь пробки создают не остальные двести-триста тысяч человек, которые едут на машинах на работу, а эти 60 тысяч, которые бомбят. Если мы их пересадим, сместится фокус. А ведь как будто ничего не поменяли. В этом и проявляется инновация. Изменения происходят не оттого, что ты их диктуешь, а оттого, что создаешь правильную инфраструктуру. Маленькое изменение, которое меняет все. И GetTaxi - одна из таких вещей. Мы можем сделать такси доступным за пять минут. Почему у нас только подача машины стоит 300-400 рублей? Ни в одной стране мира нет такого. И там они едут две-три минуты, а здесь приходится ждать очен долго. Потому что водители и клиенты не соединены. А GetTaxi может это сделать и уронить цену заказа. Люди смогут пользоваться такси больше. Так что я не вижу коллапс, я вижу возможность.

И насколько сильно может она упасть?

— Я думаю, что цена заказа может упасть до 50 рублей. У нас цена заказа стоит очень гуманно для класса машин, которые мы присылаем. Это новые двухгодичные машины, западные, с кондиционером и так далее.

Сколько?

— У нас 310 рублей подача и первые 20 минут. Потом — 10 рублей минута. Все очень понятно и прозрачно. Но я хочу когда будет больше машин, довести цену подачи до 50 рублей. Все возможно.

А как складываются взаимоотношения с властями? Проблемы есть?

— Ты знаешь, я вижу искреннее желание, чтобы были инновации и инфраструктурные проекты. К сожалению, мало практических примеров. Но если что-то происходит, люди искренне радуются и хотят там быть. Посмотрите на Ё-мобиль. Какой-то "идиот" взялся и решил сам что-то делать. Не "пилить", а делать. И GetTaxi один из таких бизнесов. И я уверен, что если мы покажем позитивную отдачу, то встретим понимание у городской администрации. В Москве многое поменялось в лучшую сторону, пришли люди, которые ставят конкретные цели. И решение проблемы такси — одна из них. И мы же не берем у них ничего. Мы делаем то, что нужно стране. Мы привлекаем инвестиционные деньги, обеспечиваем рабочие места. И результат нашего сервиса — легализация такси. Тут и учет налогов, и решение проблемы пробок. И улучшение имиджа города стимул для туризма.

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus