Один из крупнейших российских банков ВТБ предоставил туропературу "Ланта-тур" кредит в семь миллионов долларов сроком на пять лет. Полученные деньги сразу же пойдут на оплату отелей, в которых размещаются туристы — клиенты компании. Решение, безусловно, своевременное, но подобный займ окончательно существующей проблемы не решит, а лишь отсрочит.
1 февраля вечером руководство "Ланта-тур вояж" и ВТБ подписали документы о предоставлении кредита в размере 7 млн долларов на 5 лет, передает Life News. Глава госбанка Андрей Костин заявил, что "счета уже открыты и завтра с утра ВТБ проводит платежки в пользу тех отелей, где размещаются туристы, которые приобрели путевки в "Ланта-тур Вояж". Помимо этого с утра планируется отправить платежки непосредственно в эти отели с тем, чтобы пока идут деньги, получатели денег были уведомлены, что такие банковские платежи были проведены".
Внешторгбанк намеревается отслеживать финансовое состояние "Ланта-тур", что неудивительно — кредит сопряжен с достаточно высокими рисками для банка. Тем не менее, по словам гендиректора "Ланта-тур Вояж" Людмилы Пучковой, в дальнейшем ожидается пролонгация кредита со стороны ВТБ. Она пояснила, что "причины наших нынешних проблем — два неудачных года, обязательства перед отелями и авиакомпаниями, задолженность прошлых лет. В основном, задолженность накопилась перед зарубежными партнерами. Следствие идет. Мы надеемся,
что все видят, что мы работаем в рамках закона в рыночных условиях, что это не мошенничество", пишет издание "Известия".
В действительное восстановление позиций "Ланты-Тур" на российском рынке верят немногие. "Сейчас речь идет лишь о красивом уходе с рынка, свой бизнес "Ланта" уже не восстановит, поскольку доверие у потребителей и агентов уже утрачено",- заявил "Коммерсанту" генеральный директор ростовской сети турагентств "Розовый слон" Алексан Мкртчян. Тем не менее в "Трансаэро" не исключают, что "если туроператор "Ланта тур-вояж" сможет восстановить свое финансовое положение, авиакомпания "Трансаэро" будет готова продолжить многолетнее сотрудничество с ней". У авиакомпании вполне ощутимые гарантии, поэтому они могут сохранять спокойствие — зимняя программа полетов компании "Ланта-тур вояж" на рейсах "Трансаэро" была обеспечена внесенным депозитом и банковской гарантией, которую авиакомпания предъявит в случае необходимости.
По мнению председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, весьма вероятно, что банк заберет бизнес у владельцев компании. "ВТБ просто так не дает такие кредиты. Скорее всего, бизнес у владельцев компании заберут и передадут какой-нибудь другой структуре вроде "Интуриста". Потребителю это, конечно, все равно", — отметил эксперт. Специалисты "Аэрофлота" сообщили, что "Ланта-тур" задолжала авиакомпании 63 млн руб., которые обещала вернуть 23 января после получения кредита в
коммерческом банке. Долг перед туристами, по данным компании "Ингосстрах", составляет 101 млн рублей. В реестре компании содержатся данные на 2 тысячи 445 туристов, подчеркивает ВЗГЛЯД.
В Союзе потребителей оценили долг туроператора перед партнерами и туристами в 40 млн долларов. Это примерно 10% от оборота "Ланты-тур". Кредит банка, конечно, поспособствует решению вопроса, но основной проблемы туристов не решит. И дело тут даже не в кризисе отдельно взятой компании. Данная ситуация как нельзя лучше демострирует отсутствие гарантий и обратной связи между потребителями и поставщиками туристических услуг. Если уж такие гранды, как "Ланта-тур вояж" могут в любой момент отказаться от своих обязательств перед клиентами, и оставить их за границей решать свои проблемы самостоятельно, то более мелкие компании если что и могут предложить нашим соответственникам, так это выезд на грани экстрима. И прописывать в договоре пункт о внезапном банкротстве компании-поставщика никто не торопится.
Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, комментируя эту ситуацию, подчеркнул, что на основании закона о защите прав потребителей, а также Правил оказания услуг по реализации турпродукта, утвержденных постановлением правительства, фирма обязана предоставлять потребителю туристический продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям закона и заключенного договора.
"Это ухудшение условий путешествия, указанное в договоре о туристической путевке, по нашей оценке, является существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора", — отметил глава Роспотребнадзора. По его мнению, ситуация, возникшая вокруг "Ланта-тур", как никогда подчеркивает своевременность и важность рассмотрения вопроса, связанного с защитой прав туристов, которое состоялось на президиуме Госсовета 16 января в Саранске, посвященном защите прав потребителей. В конечном итоге, туристы свои деньги вернут через суд — слишком резонансное получилось дело — но системные вопросы взаимоной ответственности постащиков и потребителей туристических услуг остаются открытыми. Надо полагать, до следубщего громкого скандала.