Инвестиции частного бизнеса в проект строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" (Белое море–Коми–Урал) могут составить порядка 50 млрд рублей. Об этом заявил замглавы Минтранса Виктор Олерский. Всего на реализацию инфраструктурного проекта, который включает и модернизацию порта Архангельска, требуется свыше 440 млрд рублей.
"Мы считали: участие частного бизнеса возможно процентов на 20-30", - сказал Олерский в кулуарах конференции "Взаимодействие РЖД с морскими портами и владельцами путей необщего пользования", уточнив, что общая стоимость строительства собственно железнодорожной магистрали оценивается в сумму около 150 млрд рублей, пишет "Эксперт".
Проект "Белкомур" предполагает строительство железнодорожной магистрали, которая свяжет Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь.
Дело в том, что к реализации этой идеи плавно подходили еще в СССР. И участки будущего Белкомура, на данный момент являющиеся частями других магистралей, уже функционируют. Их требуется модернизировать и соединить. Протяженность новой спрямляющей железнодорожной магистрали составляет1155 км. Полностью необходимо уложить715 кмпутей, остальное – реконструкция и усиление действующих линий.
Новая радиальная магистраль должна напрямую связать Урал и Коми с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший транзитный путь в Северную Европу из Казахстана и Средней Азии.
Сооружение южного участка "Белкомура" (проходит по территории Архангельской области и Республики Коми) должен сократить пробег грузов на 390—800 км и стоимость перевозок на 40-50%. Ввод в эксплуатацию северного участка магистрали сократит доставку на 160—420 км и удешевит перевозку на 20-65 %.
Ввод в строй магистрали в перспективе может дать порядка 50 тыс новых рабочих мест регионам и прирост в 0,8% ВВП страны за 10 лет.
Меморандум о реализации проекта "Белкомур" был подписан главами Республики Коми, Пермского края и Архангельской области в 2007 году. Решением четырех субъектов РФ (Республика Коми, Архангельская область и Пермский край) в 1996 году в г. Сыктывкаре была учреждена Межрегиональная акционерная компания "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) с филиалами в г. Архангельске и г. Перми.
Очередное оживление вокруг проекта связано с ожидаемым в будущем году стартом проекта и сдобрено парламентскими выборами. В конце октября ОАО "Белкомур" зарегистрировало выпуск ценных бумаг на 1,1 млрд рублей, пополнивших уставной капитал.
Вокруг "Белкомура" и его интерпретаций разворачивается предвыборная и предпроектная битва. Как уверяет сайт FLB, "Справедливая Россия" лоббирует конкурентный транспортный проект магистрали Урал-Санкт-Петербург. Для этого предлагается продолжить ветку, заканчивающаяся в Березниках и Соликамске Пермской области до Омутнинска в Кировской области. Потребуется увеличение пропускной способности железных дорог на участке Омутнинск-Киров-Вологда-Санкт-Петербург.
Проект также предусматривает расширение и модернизацию морского порта в Санкт-Петербурге. Противники проекта говорят о том, что он фактически заточен под интересы одного олигарха – Сулеймана Керимова и его "Уралкалия", который будет возить удобрения со своих предприятий из Соликамска и Березников прямиком на свои портовые мощности в Питере.
Существует и еще один проект от архангелогородцев и КПРФ, который предлагает переориентировать в северный участок на крупный архангельский железнодорожный узел Котлас. В итоге, северный участок пути предлагается переориентировать с Сыктывкара на Котлас, а пермский отрезок - на Омутнинск. В обоих вариантах магистраль минует Республику Коми, на что обратили внимание тамошние СМИ.
Тем не менее, пока именно классический проект был в свое время поддержан со стороны ОАО "РЖД", которое включило "Белкомур" в программу развития железных дорог России до 2030 года и в Транспортную стратегию России до 2030 года. Однако на реализацию проекта у РЖД денег также нет.
Министр развития промышленности, транспорта и связи Коми Антон Фридман в августе назвал цену проекта – 442 млрд рублей. Сумма необходимых средств на проектирование по "Белкомуру" составляет 3,7 млрд рублей.
Реконструкция построенных участков обойдется в 37 млрд рублей. Строительство новых участков оценивается в 118 млрд рублей, которые планируется привлечь из Инвестфонда РФ. Впрочем, как сообщил вице-премьер по инфраструктурному блоку Александр Кудрявцев в своем блоге с 2011 года Инвестиционного фонда как инструмента финансирования просто не будет существовать. И рассчитывать на него не стоит. Остальное, по всей видимости, планируется потратить на расширение портовой инфраструктуры.
Основными акционерами компании "Белкомур", учрежденной еще в 1996 году, являются регионы в лице региональных агентств по управлению имуществом: Республика Коми (53,39%), Архангельская область (21,57%) и Пермский край (11,10%). Доля государства в уставном капитале Компании составляет в настоящее время 86,06%. Другие предприятия и учреждения - 13,94%.