Вагоны продали металлургу Лисину

Вагоны продали металлургу Лисину
Вагоны продали металлургу Лисину

В пятницу 75% минус две акции крупнейшего оператора железнодорожных перевозок в РФ - ОАО "Первая грузовая компания" были проданы структурам самого "дорогого" (по версии Forbes) россиянина Владимира Лисина. За актив металлургический магнат заплатит 125,5 млрд рублей при стартовой цене 125,375 млрд рублей, а РЖД готовится стать арендатором вагонов.  

ПГК является "дочкой" РЖД и владеет 190 тыс. вагонов, в том числе порядка 85 тыс. полувагонов, около 67 тыс. цистерн и занимает 22,5% рынка железнодорожных грузовых перевозок. Заявки на аукцион поступили от нескольких компания, которые представляли совладельца Gunvor Геннадия Тимченко, структуры "Нефтетранссервиса" (по неофициальной информации и транспортные компании Владимира Лисина. Но борьбы, как видно по соотношению стартовой и продажной цены, не получилось.  

Генеральный директор управляющей компании холдинга UCHL Олег Букин на пресс-конференции сообщил, что оплачивать покупку НТК планирует за счет собственных и привлеченных средств в соотношении 50% на 50%. Кроме того, компания в соответствии с законом об акционерных обществах планирует выставить оферту на покупку у РЖД оставшихся 25% плюс одна акция ПГК по цене аукциона, пишут РИА Новости.

Но как сообщил глава компании Владимир Якунин, оставшийся у РЖД пакет акций Первой грузовой компании в ближайшее время не будет выставляться на продажу. Кроме того, глава монополии полагает, что цена на актив могла бы быть выше.

Но как сообщил в начале недели "Коммерсантъ" со ссылкой на источники в РЖД, госкомпания намеревается арендовать проданные вагоны у частников. Для преодоления дефицита вагонов для собственных нужд, который возникает у РЖД после продажи "дочек", предлагается ввести понятие "привлеченного вагона". Арендовать их РЖД будет по ставкам, ниже действующих тарифов. 

"Получается, что РЖД продает компанию, чтобы тут же забрать ее вагоны обратно", - процитировало издание участника рынка. Позже вице-президент РЖД Салман Бабаев уточнил, что частники не должны в обязательном порядке представлять вагоны. «Там написано: предоставить право РЖД привлекать с рынка подвижной состав», - отметил Бабаев. Также в монополии сообщили о необходимости введения тарифного коридора на перевозку грузов в арендованных у операторов полувагонах.

Еще 7 октября вице-премьер Сергей Иванов подписал поручение о передаче в аренду РЖД не менее 200 тысяч полувагонов ОАО "Первая грузовая компания" и ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК) в срок до 1 ноября. Было решено, что монополия будет  предоставлять их грузоотправителям на условиях инвентарного парка.

Растет число жалоб на отказы операторов предоставить вагоны на перевозку тех или иных видов грузов. Выход из этой ситуации монополия предлагает свой – вернуть подобие советской системы в виде обезличенного парка вагонов для перевозки по государственным тарифам.

Для стабилизации ситуации с невывозом грузов монополия предлагает добавить ей вагонов. "Мы не лоббируем эту идею. Вопрос, будут ли частники отдавать 10 или 40%, для нас не принципиален. Наша цель - вернуть технологию работы обезличенным парком и стабилизировать работу сети. А вот тарифный коридор сегодня действительно необходим, чтобы у перевозчика была возможность арендовать вагоны на рынке и работать на общих условиях с частными операторами", - сказал собеседник РИА Новости в РЖД.

Полученные в результате продажи своих дочек средства пойдут на исполнение инвестиционной программы РЖД. Предполагается, что ставшая чисто инфраструктурной монополия будет вкладывать в модернизацию и расширение сети. Но на сегодняшний день ситуация только ухудшается.    

На рынке созданы независимые железнодорожные операторы, которым продается подвижной состав, однако система с советских времен остается заточенной под одного оператора инфраструктуры. Это приводит в первую очередь к увеличению порожнего пробега, когда вагоны оператора едут на погрузку в другой конец страны (МПС СССР  подгоняло ближайшие), пробкам и общему удорожанию транспортировки.

На сегодняшний день оборот вагона составляет от 13 до 15 суток, в советское время показатель не превышал 7,3–7,5 суток. Система работает в два раза хуже, чем раньше. 

Неэффективность управления железнодорожным парком страны отразилась ростом показателей у металлургов и вагоностроителей. В I полугодии текущего года в РФ произвели 31 тыс. грузовых вагонов, что на 41%, нежели годом ранее. Похоже, это с избытком перекрывает реально необходимые объемы. 

Естественно, что потребность в подвижном составе сильно зависит от уровня внутренного производства и состояния экономики. В начале кризисного июня 2009-го, например, в РФ оказались избыточными свыше 200 тыс. вагонов и планировалось разделать на металлолом 30 тыс. вагонов. Так что продажа вагонов железнодорожным операторам от металлургии имеет определенную логику.

Виталий Сальник
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Десять качеств успешных людей
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus