Крупнейший авиаперевозчик России компания «Трансаэро» подписала с французской Airbus меморандум о взаимопонимании на приобретение четырех A-380. Это первый заказ такого уровня на самый большой в мире пассажирский самолет в России и Восточной Европе. «Трансаэро» намерено и дальше расширять парк самолетов, так как объем перевозок компании год от года растет.
По данным агентства ПРАЙМ, стоимость контракта по каталожным ценам - $1,5 млрд. Гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова отметила, что начало поставок планируется с четвертого квартала 2015 года. Начальник аналитического отдела ТКБ Капитал Мария Кальварская пояснила, что самолеты А-380 дополнят парк широкофюзеляжных самолетов и придут на смену Boeing 747-200, возраст которых приближается к списанию (компания планировала списать 4 самолета в 2011 году).
Кроме того, Трансаэро уже заявляло о договоренностях развивать сотрудничество с Airbus, и эта сделка подтверждает озвученные планы (сейчас в парке Трансаэро преимущественно самолеты Boeing). У компании средний возраст парка выше по сравнению с основными конкурентами (около 16 лет), что определяет необходимость его обновления.
При этом значительный объем перевозок Трансаэро приходится на туристические маршруты, на которых используются широкофюзеляжные самолеты (учитывая спрос на данных направлениях особенно в туристический сезон). Новые самолеты и обновление парка позволят также снизить расходы топлива и сократить затраты на ремонт и обслуживание парка. Вопросом остается финансирование покупок и долговая нагрузка компании, отмечает эксперт.
По словам исполнительного вице-президента по Европе компании Airbus Кристофера Бакли, это первый подобный заказ на этот не только в России, но также в СНГ и странах Восточной Европы. В сообщении «Трансаэро» говорится, что «авиакомпания "Трансаэро" становится стартовым заказчиком самолетов А-380 в России, СНГ и Восточной Европе. Авиакомпания планирует эксплуатировать эти самолеты на своих направлениях из Москвы с большим пассажирским потоком. Лайнер будет иметь трехклассную компоновку салона, рассчитанную на размещение около 700 пассажиров. Выбор двигателя будет сделан позднее».
Бакли считает, что в России есть рынок для А-380. «По нашим прогнозам, в ближайшие 20 лет пассажиропоток в регионе будет расти в среднем на 5,6% в год, что больше, чем средние показатели по миру. В данном контексте наш современный и экологичный А-380 наилучшим образом будет отвечать потребностям растущего рынка», - подчеркнул вице-президент.
Напомним, в августе «Трансаэро» и Airbus подписали договор о намерениях на поставку восьми самолетов А320 с опционом еще на 4 самолета. Каталожная стоимость восьми самолетов составляла $729 млн. Такие шаги понятны - с начала 2011 года компания увеличила количество перевезенных пассажиров на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 6,558 млн человек.
В настоящее время «Трансаэро» не эксплуатирует самолеты производства Airbus. Парк самолетов «Трансаэро» состоит из 71 самолета: двадцати Boeing-747, восьми Boeing-777, тринадцати Boeing-767, 27 Boeing-737 и трех Ту-214. Маршрутная сеть авиакомпании охватывает свыше 130 направлений по России и странам Европы, Азии, Америки и Африки.
Впервые информация о том, что «Трансаэро» может приобрести самолеты А380, появилась летом 2011 года. Тогда о заинтересованности компании заявили в Airbus. На авиасалоне МАКС-2011, который проходил в августе, гендиректор компании Ольга Плешакова заявляла, что ее авиакомпания сможет получать лайнеры уже с 2015 года.
По сообщениям Lenta.ru, в России пока только два аэропорта могут принимать А380 - «Домодедово» и «Толмачево» (Новосибирск). Это серьезно ограничивает использование данных самолетов на рейсах внутри страны. А380 в зависимости от модификации способен перевозить на расстояние до 15 тысяч километров от 525 до 853 пассажиров. Длина фюзеляжа лайнера составляет 73 метра, а высота - 24 метра. Первый регулярный рейс А380 совершил в 2008 году в США.