Авиапассажиры заплатят за парниковые газы

Авиаперевозчиков всего мира, в том числе и России, Евросоюз решил подключить к своим внутренним квотам на выброс СО2 в атмосферу. Билеты на авиарейсы в страны ЕС с 2012 года подорожают на $5-25. В российском МИДе считают, такие действия ЕС по включению во внутреннюю систему по торговле квотами "не противоречат нормам международного права".

Сейчас во внутреннюю систему воздухоторговли Евросоюза включено порядка 4 тыс. компаний 9 секторов экономики. Согласно директиве ЕС (2008/101/ЕС), вступившей в силу 2 февраля 2009 года, с 2012 года к ним будет присоединена авиация, в том числе все авиакомпании мира, которые выполняют полеты в страны-члены Евросоюза.

По мнению инициаторов интернационализации внутренней, в пределах стран Европейского Союза, торговли воздухом, все это прекрасно вписывается в концепцию борьбы с выбросами парниковых газов с помощью рыночных механизмов.

Экономические развитые страны, в рамках Киотского протокола и последовавших за ним соглашений, выбили для себя чрезмерно завышенные квоты по выбросам в атмосферу. При этом в основной массе экологически небезопасное производство европейских компаний вынесено за пределы Евросоюза.

Как отмечают специалисты Bloomberg New Energy Finance, в прошлом году, благодаря положениям Киотского протокола, в мировом масштабе в обороте вращалось порядка $170 млрд. При этом основная часть средств, высвободившихся из-за недоиспользования "киотских квот", приходилась на Старый Свет.

Более того, все те же эксперты подсчитали, что при присоединении США к данным правилам игры, оборот национальных рынков сокращений выбросов может достичь к 2020 году суммы $1,4 трлн.

На долю стран ЕС приходится 12% выбросов парниковых газов в атмосферу, в то время как на Россию — всего 6%. Сравнить масштабы территорий, кажется, не сложно…

Согласно оценкам специалистов, авиаперевозчики из стран Евросоюза в следующем году заплатят в общей сложности 1,4 млрд евро, цена же на билеты европейских авиакомпаний вырастет на 40 евро.

Две российские авиакомпании — "Аэрофлот" и "Волга-Днепр" — сообщили о том, что их воздушные суда уже прошли внутреннюю ежегодную проверку выбросов на СО2, а плюс к этому еще и внешний аудит по тому же поводу. Таким образом обе авиакомпании получили право претендовать на бесплатные евросоюзовские квоты.

Авиакомпании, не соответствующие нормам Евросоюза, автоматически попадают в "черный список", а следовательно, они не будут допущены к полетам на территории стран Евросоюза,

Евросоюзу не откажешь в "благотворительности". Бесплатные квоты в общем евросоюзовском авиапакете составляют 85%. Оставшиеся 15% — платные. То есть "Аэрофлот" и "Волга-Днепр" в данном случае борются за то, чтобы оплачивать только 15%, которые вынуждены будут купить на открытом евросоюзовском рынке либо через рыночные механизмы Киотского протокола.

Отечественные авиаперевозчики, согласно положениям пресловутого Киотского протокола, могут, по крайней мере теоретически, приобретать квоты в рамках ПСО — пооектов совместного осуществления. Но это в теории. На практике же механизм покупки квот не работает, рынок не сформирован. В России продажа прав на выброс СО2 находится под контролем Сбербанка и Минэкономразвития.

Несмотря на то, что Сбербанк был предопределен российским правительством в качестве официального оператора в торговле "парниковыми" квотами, еще в 2009 году первый раз Россией квоты на выброс парниковых газов иностранным компаниям были проданы в январе нынешнего года.

Задачи Сбербанка как оператора заключаются в том, что он должен отбирать на конкурсной основе и передавать в Минэкономразвития на утверждение наиболее приемлемые ПСО, а затем отслеживать их реализацию. Летом 2010 года были утверждены 15 проектов совместного осуществления, в конце января нынешнего года — еще 18 ПСО. Авиационные ПСО пока что нигде не обозначены… Срок действия Киотского протокола истекает в следующем году. Следовательно, перестанут работать и ПСО.

Между тем, правительство РФ в минувшем году продемонстрировало готовность удешевить для европейцев полеты над пространством страны. В ноябре 2006 года ЕС удалось достичь договоренности с российской стороной об отмене с 2013 года "пролетных" денег, взимаемых за транзитные авиарейсы над Сибирью в страны Восточной Азии.

Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд

В 2008 году на саммите ЕС — Россия в Хельсинки Россия согласилась начать постепенное снижение размеров роялти за пролеты самолетов европейских компаний над воздушным пространством Сибири.

Речь идет о немалых суммах. Плата за перелеты приносила стране порядка $400 млн. Как полагают аналитики, именно этот доход, частично распределяемый в пользу "Аэрофлота", позволил авиакомпании закончить с прибылью 2009 год несмотря на падение объемов перевозок. Как сообщала Lenta.ru, в 2009 году сумма роялти сократилась до 4,5 млрд руб.

Несмотря на то, что ряд экспертов, наряду с европейцами, считает плату за транссибирские перелеты дискриминацией, подобную формулировку можно отнести разве что к практике непрозрачного распределения получаемых средств. Европейцы значительно экономят топливо и время, используя российское воздушное пространство.

Анатолий Мирановский
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.