Качать нефть в обход России убыточно

Турецкая компания BOTAS International, оператор трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), с 2006 года понесла убытки от транспортировки нефти по БТД в размере $31 млн. К 2045 году они увеличатся до $2 млрд, заявил предправления компании Ибрагим Палаз на пресс-конференции на терминале Джейхана. Участники проекта уходят на другие маршруты.

Как сообщает азербайджанское информационное агентство АПА, по мнению Палаза, правительство Турции в 2002 году подписало неэффективный с экономической точки зрения контракт сроком на 60 лет, по схеме 10+10+40.

"В результате убытки компании от транспортировки нефти по трубопроводу Баку-Джейхан в 2045 году превысят $2 млрд. Компания, чтобы продолжать свою деятельность, взяла кредит на сумму $195 млн, в конце года долг составит $91 млн. Если так будет продолжаться, мы не сможем погашать кредиты", — цитирует Ибрагима Палаза информагентство.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан имени Гейдара Алиева был введен в эксплуатацию в 2006 году и создавался как альтернатива российским маршрутам транспортировки среднеазиатской и азербайджанской нефти на западные рынки. Таким образом, планировалось ослабить позиции России и обеспечить транзитными деньгами прозападную лояльность режимов, окружающих РФ стран.

Протяженность нефтепровода BTC составила 1768 км, из них в Азербайджане 443 км, в Грузии 248 км, в Турции 1076 км. Акционерами БТД являются British Petroleum (30,1% долевого участия), Госнефтекомпания Азербайджана (25%), Chevron (8,9%), Statoil (8,71%), TPAO (6,53%), ENI и Total (по 5%), Itochu (3,4%), ConocoPhilliрs и Inрex (по 2,5%), Amerada Hess (2,36%).

В то же время ряд российских экспертов утверждал, что БТД является в первую очередь политическим проектом и из-за экономических просчетов может обернуться убытками для его участников.

В то же время гендиректор турецкого отделения компании British Petroleum (ВР) Мурат Лекомпт говорит о том, что "картина таковой не является".

"Мы четко соблюдаем все свои обязательства по прокачке нефти по территории Турции по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Все вопросы между сторонами регулируются на основе межправительственного соглашения по транзиту азербайджанской нефти, подписанного между Азербайджаном и Турцией, а также учредителями компании BTC Co. и правительством Турции. То есть, BOTAS может понести убытки, но к вопросу надо подходить с точки зрения выгоды для Турции", — цитирует представителя British Petroleum турецкое агентство Нaber Х.

Убыточность БТД, по всей вероятности, вызвана низкой загрузкой транспортных мощностей системы. Он рассчитан на транспортировку 50 млн т нефти в год, однако так и не вышел на плановые показатели. Всего по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан за период эксплуатации до 1 января 2011 года прокачано 143,5 млн т нефти.

Основным поставщиком нефти по БТД является Азербайджан. В 2010 году ГНКАР экспортировала по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан 27,272 млн, что на 2,699 млн т больше, чем в 2009 году.

Однако объемы транспортировки собственно азербайджанской нефти в первом квартале 2011-го снизились в годовом исчислении. За первые три месяца года Госнефтекомпания Азербайджана экспортировала по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) 5,592 млн т.

В начале 2010 года казахстанская компания "Тенгизшевройл" (Tengizchevroil) прекратила поставки нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. По словам министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауата Мынбаева, это вызвано повышением тарифов за прокачку по территории Азербайджана.

Конфликт случился, когда Казахстан еще, по сути, не успел "втянуться в трубу". По данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, в 2009 году по БТД были транспортированы всего 1,9 млн т казахстанской нефти с месторождения "Тенгиз".

К согласованному решению участники проекта так и не пришли. Ранее направляемая в БТД казахская нефть, сейчас доставляется по железной дороге через Азербайджан в грузинский черноморский порт Батуми. Там расположен нефтяной терминал казахской компании "КазМунайГаз".

Решился вопрос и об увеличении пропускной способности КТК — нефтепровода к черноморскому побережью России. Это позволит Казахстану нарастить добычу без использования БТД.

Расчеты на Туркмению пока также не оправдались. Объемы транспортируемой по БТД туркменской нефти крайне невелики — 1,3 млн т в минувшем году. Несмотря на стратегические соображения, связанные с диверсификацией маршрутов поставки, Баку также может охладеть к проекту БТД.

Тем паче, что по факту Баку уже столкнулся с профицитом экспортных мощностей. Не заполняется не только БТД, но и маршрут Баку-Новороссийск, через который вместо запланированных 5 млн т Азербайджан прокачивает только 2,5 млн. Это, кстати, приносит существенные убытки российской "Транснефти". Кроме ж/д поставок на грузинское побережье имеется еще труба Баку-Супса, куда Баку готовится залить нефть по новому соглашению.

В январе 2011 года правительство Азербайджана и кабинет министров Украины договорились о поставках каспийской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод (Белоруссия).

"Сейчас Баку рассматривает возможность участия в своп-схеме поставок венесуэльской нефти в Белоруссию. Схема подразумевает поставки 10 млн т азербайджанской нефти в Белоруссию по украинскому маршруту Одесса-Броды. Взамен Азербайджан получит такой же объем венесуэльской нефти с возможностью экспортировать ее на рынки США. Если Баку согласится принять участие в поставках нефти в Белоруссию, ему придется сокращать поставки нефти по другим направлениям, в частности по БТД", — отмечает в комментарии экспертному порталу "Восточный трубопровод" Александр Шток, директор департамента Due Diligence "2К Аудит — Деловые консультации / Morison International".

Сергей Николаев
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.