PR бодрится: связи с общественностью все еще в цене

Рынок услуг в области связей с общественностью пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось. Объем рынка PR в России в 2009 году составил $1,99 млрд, по некоторым прогнозам, в 2010 году ожидается рост на 12%. Особенно востребованы коммуникации с органами государственной власти и продвижение товаров и услуг потребителям.

Отчёт был составлен на основе исследования, проведенного в январе-марте нынешнего года и оценке экспертного совета Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). Изучались объем рынка PR услуг, то есть - совокупные бюджеты компаний на PR в России, включая реализацию кампаний как с использованием PR агентств, так и силами PR-отделов или пресс-служб корпораций. В этом показателе включены все расходы на PR, в том числе на работу PR специалистов и расходы третьих лиц. Как оказалось, рынок услуг в области в области связей с общественностью пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось.

«После периода крайне активного развития в 2007-2008 гг., когда объем рынка достигал $1,75 и $2,5 млрд. соответственно, а ежегодный прирост составил 43%, в прошлом году российский рынок PR попал под давление мирового финансового кризиса», - говорится в отчёте. В начале прошлого года АКОС прогнозировала годовое сокращение рынка PR услуг на 28% - до $1,8 млрд. В действительности же оно оказалось меньше ожидаемого и составило 20,5% от объёмов рынка 2008 года.

«Начало 2009 года ознаменовалось резким сокращением расходов на PR, однако в последнем квартале наблюдался уже небольшой рост, поэтому по итогам года мы вышли на уровень $1,99 миллиарда», - уточняет Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard.

Среди наиболее востребованных на рынке услуг в области общественных связей оказались такие виды коммуникаций, как кризисные коммуникации, внешние связи, маркетинговые коммуникации, направленные на потребителя, и корпоративные коммуникации. Их бюджеты наименее пострадали в прошлом году. Сокращение составило соответственно 12%, 15%, 17% и 18%. Во время кризиса российские компании с особым вниманием относились к PR-инструментом для построение позитивной репутации перед деловым сообществом, коммуникации с органами государственной власти и продвижения товаров и услуг потребителям.

Что же касается другого полюса в области общественных связей, то наибольший спад по сравнению с 2008 годом был отмечен в финансовых (-35%), B2B (-30%) и внутренних коммуникаций (-25%). Правда, АКОС отмечает, что в нынешнем году бюджеты в области B2B маркетинга и внутренних коммуникаций должны стабилизироваться. Также указывается на то, что при дальнейшем оживлении финансовых рынков должно произойти сокращение кризисных коммуникаций и рост финансовых коммуникаций.

Среди отраслей экономики, где наблюдалась наименьшая востребованность в коммуникационных инструментах, в отчёте Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью значатся финансовые услуги, недвижимость, автомобильная промышленность и сектор luxury. Вложения в PR фармацевтических, энергетических и IT-компаний в прошлом году, согласно данным АКОС, оставались стабильными, а в ряде случаев показали рост.

«Прогноз на 2010 год сдержанно-позитивный: мы ожидаем увеличение объема рынка на 12%. Среди традиционных видов PR наиболее активно будут развиваться маркетинговые коммуникации, сфера корпоративной социальной ответственности и связи с органами государственной власти, а также коммуникации в области здравоохранения и высоких технологий. Отдельно стоит отметить направление цифровых коммуникаций (digital PR), которое показало значительный прирост в 2009 году (+25%) и будет расти в 2010 году такими же темпами (+25%). Этот вид коммуникаций сегодня становится все более важным инструментом продвижения, в том числе и для управления корпоративной репутацией», - прогнозирует председатель АКОС Елена Фадеева.

Специалисты АКОС подчёркивают, что тенденции развития рынка услуг в области общественных связей соответствуют общеевропейским. Согласно отчету European Communication Monitor за 2009 год, в 2012 году компаниями в Европе также будут наиболее активно использоваться, в первую очередь, корпоративные коммуникации, внешние связи, внутренние коммуникации, а также будет развиваться тема корпоративной социальной ответственности.

Тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону увеличения доли PR, отмечаемая в настоящее время в мире, как указано в отчёте АКОС, продолжится в России и в 2010 году, в том числе и за счет роста инвестиций в цифровые коммуникации, где роль общественных связей достаточно велика.

Анатолий Мирановский
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.