"Энергетическая война" РФ и Белоруссии аукнется Германии?

Белоруссия в одностороннем порядке потребовала более чем в 5,5 раза увеличить плату за транзит российской электроэнергии. Сейчас через эту республику компания «Интер РАО ЕЭС» поставляет электричество в Литву, Латвию, а также Калининградскую область. За «энергетической войной» России и Белоруссии теперь с беспокойством следят еще и в Германии.

Сегодня в Минске должны пройти переговоры между «Интер РАО ЕЭС» и ГПО «Белэнерго». Еще в конце ноября прошлого года, когда «Интер РАО ЕЭС» направила своим белорусским партнёрам предложения о тарифе на транзит. Российской стороной предлагалась пропорциональная компенсация затрат в связи с увеличением объёмов транзита. По мнению российских энергетиков, предлагаемые пропорции компенсаций полностью соответствуют договору между «Интер РАО ЕЭС» и «Белэнерго» о транзите, заключённому в прошлом году на пять лет.

Минск промолчал в ответ на данные предложения, однако в белорусской прессе появились высказывания представителей «Белэнерго» о слишком заниженном размере увеличения тарифа на электроэнергию. По данным белорусской стороны, Россия значительно увеличила экспорт электроэнергии в Литву, а предложенные изменения тарифов не покрывают всех издержек.

В ответ Москва также обвинила Минск в несогласованном транзите электроэнергии через территорию Смоленской области из Украины. Вице-премьер Игорь Сеченов в конце декабря, в этой связи заявил, что из-за неоплаты Украиной транзита РАО ЕЭС понесли убытки в несколько миллионов долларов США.

В начале текущего года Белоруссия начала открыто шантажировать Россию прекращением подачи электроэнергии в западный российский анклав. В заявлении «Белэнерго» говорится, что Россия несанкционированно поставила туда 39,5 миллионов кВт, что «вынуждает белорусскую сторону рассматривать меры по прекращению несанкционированного коммерческого перемещения электроэнергии через сети белорусской энергосистемы». Заявление было сделано 4 января, но падения напряжения в сетях Калининградской области не отмечено. Равно как и российская нефть поступает в Белоруссию в штатном режиме.

Нынешний конфликт из-за транзита российской электроэнергии стал продолжением разразившегося в конце прошлого года нефтяной войны, на которой теперь открыт «электроэнергетический фронт». Напомним, что Белоруссия в январе 2007 года уже перекрывала транзит российской нефти в страны Западной Европы. Тогда Минск ввёл пошлину на транзит нефти через свою территорию в размере $45 за тонну. Россия посчитала её чрезмерной и платить отказалась.

Конфликт удалось сгладить и было подписано межправительственное соглашение, действие которого истекло 1 января сего года. Оно предусматривало, что плата за транзит составит $3,9 за тонну. В свою очередь Белоруссия получала нефть по льготной экспортной пошлине, составлявшей всего 35,6% от стандартной.

В прошлом году Минск закупил в России 26 млн. тонн нефти. Из объема потребности Белоруссии составили всего лишь 8 миллионов, а остальная нефть была реэкспортирована. Таким образом, белорусская экономика фактически дотируется российским государством и происходит это на протяжении многих лет.

Ещё 10 декабря прошлого года на заседании Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии Дмитрий Медведев заявил, что найдено «принципиальное решение» о сотрудничестве в нефтяной сфере. Однако до конца года оно так и не было подписано.

С начала этого года белорусская делегация в Москве побывала уже дважды, но эти визиты так и остались безрезультатными. Россия, согласно заявлению вице-премьера Игоря Сечина, готова поставлять союзному государству нефть, не облагая экспортной пошлиной лишь ту часть, которая будет использоваться на внутреннем белорусском рынке - 6,3 млн тонн в год. Ещё 1,7 млн Белоруссия добывает сама. Остальная нефть, которую будет закупать Минск должна облагаться экспортной пошлиной в полном объёме, то есть равняться $267 за тонну. Планировалось, что Россия поставит 21,5 млн тонн нефти, излишки которой после переработки на белорусских заводах должны были «уйти» на Запад в виде топлива.

Естественно, что Белоруссию, которая всё это время жила за счёт дисбаланса между собственными потребностями в нефти и её фактическими поставками, подобный вариант не устраивает. По оценкам белорусских экспертов, принятие российских предложений обойдётся экономике страны в $2,5 млрд. Вопрос можно было бы решить, согласись Минск продать два крупнейших своих нефтеперерабатывающих завода России, но видимо в белорусских верхах очень не хотят с ними расставаться. Поэтому и в данном вопросе белорусы пошли на шантаж, пригрозив вернуться к заоблачным 45 долларовым транзитным тарифам, а заодно расторгнуть договор о создании таможенного союза.

Меж тем нерешённость нефтяного спора между двумя частями «бумажного» союзного государства серьёзно обеспокоила Германию, 35% потребностей которой в нефти удовлетворяется за счёт поставок из России через Белоруссию. В частности, как пишет немецкая Die Welt, если Минск всё-таки осуществит свои угрозы и опять сложится ситуация «а-ля январь 2007 года», остановка расположенных на востоке Германии нефтеперерабатывающих заводов в Шведте и Лойне неминуема.

В Шведте, например, перерабатывается каждая десятая импортируемая Германией тонна нефти. Почти на все заправки в Берлине, а также в федеральных землях Бранденбург и Мекленбург-Передней Померании поставляется именно бензин и дизельное топливо из Шведта. В настоящее время за развитием ситуации в отношениях между Москвой и Минском следят и такие нефтегиганты, как BP, Shell, Agip и Total, являющиеся совладельцами завода в Шведте.

Как отмечает Die Welt, несмотря на близость Шведта к Ростокскому порту, нет возможности использовать в случае «нефтяного тупика» нефтеналивные суда. Во-первых, осадка даже танкеров среднего водоизмещения не позволяет им заходить в Росток. Рассчитывать приходиться лишь на танкера малого водоизмещения. Однако справится ли с обработкой большого числа судов немецкие и российские терминалы, а заодно не повлечёт ли это перегруженность и без того оживлённых районов судоходства?

Во-вторых, пропускная способность трубопровода, соединяющий Росток и Шведт слишком мала для полноценного снабжения завода нефтью. Нефтяные компании-владельцы завода, как пишет немецкое издание, в виду малой пропускной способности этого нефтепровода, уже вынуждены проводить эксперименты с добавками, повышающими текучесть нефти. Речь идет о химических препаратах, которые способны довести вязкую сырую нефть до такой степени текучести, чтобы можно было перегонять по трубопроводу значительно большее количество этого топлива.

К возможным, но отнюдь не светлым, перспективам снабжения Германии нефтью морем готовится и Россия. Так, государственный концерн «Транснефть» вкладывает в расширение нефтеналивного терминала в Приморске близ финской границы несколько миллиардов евро. Еще одна нитка трубопровода под названием «Балтийская трубопроводная система - 2» (БТС-2) ведет к нефтеналивному терминалу в Усть-Луге.



Владимир Шабанов
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.