Фармкомпании продают "таблетки от всего"

Счет зарегистрированных лекарственных препаратов идет на тысячи. Ориентироваться в этом море таблеток чрезвычайно сложно, и есть риск, что потенциальные покупатели не обратят внимания на товар. В результате обостряется и без того яростная конкурентная борьба, в которой фармакомпании не брезгуют даже неджентльменскими методами. Однако иногда все же отвечают за это перед государством.

Крупнейшего американского производителя лекарств США компанию Pfizer обвинили в «мошенническом маркетинге» своих препаратов и обязали выплатить штраф в размере $2,3 млрд. Это самая крупная в истории медицины компенсация в связи с мошенничеством.

Расследование в отношении фармацевтического гиганта началось после подачи частных исков в штатах Массачусетс, Кентуки и Пенсильвания, за которые истцы получат правительственное вознаграждение в размере $102 млн. Pfizer обвинили в некорректной рекламе некоторых препаратов, в том числе болеутоляющего Bextra, антибиотика Zyvox и лекарства против эпилептических приступов Lyrica.

В ходе следствия правоохранительные органы выяснили, что компания приписывала этим препаратам большие свойства, чем это было на самом деле. Кроме того, Pfizer навязывал свои лекарства через докторов, которые прописывали их пациентам, в большинстве случаев без прямой необходимости.

Справка: фармакологический производитель Pfizer был основан в 1849 году. Компания выпускает такие всемирно известные препараты, как средство для улучшения эрекции Viagra и глазные капли Visine. Заводы Pfizer расположены в 46 странах, в компании работают около 100 тыс. человек.

Годовой оборот компании Pfizer составляет около $48,3 млрд. Чистая прибыль по итогам 2008 года превысила $8 млрд. Компания ежегодно вкладывает миллиарды долларов в научные исследования. В ходе одного из экспериментов, проводившегося в Нигерии в 1996 году, погибло 11 детей. Компания пообещала выплатить правительству страны компенсацию в размере $75 млн.

Но, к сожалению, подобные инциденты встречаются не только в Америке, но и у нас, в России, причем порой куда в более страшных формах.

Счет зарегистрированных по всему миру лекарственных препаратов идет на тысячи. Перечень интенсивно пополняется новинками - фармацевтические компании то и дело выбрасывают на рынки новейшие разработки или вариации уже известных лекарств.

Ориентироваться в этом море таблеток и прочих форм медикам чрезвычайно сложно. Специализированные справочники регулярно обновляются, в медицинских изданиях публикуются статьи и рекламные материалы. Но ведь промежуточный адресат - врач может -не обратить должного внимания на публикации. Поэтому компании стремятся к как можно скорейшему и многовариантному продвижению своей продукции: конкуренты могут опередить. Продвигают, не брезгуя неджентльменскими методами.

Например, в наших государственных и муниципальных больницах существует неофишируемое правило - выписывать только дорогостоящие препараты и рекомендовать «купить их в аптеке на первом этаже», так как «там все это есть». Секрет прост - у поставщиков и производителей лекарств существуют целые системы поощрений врачей, это не секрет. Хотя с точки зрения этики такое недопустимо.

Буквально несколько лет назад, нарушая закон о рекламе, по телевидению активно рекламировались лекарства, имеющие серьезные противопоказания и отпускающиеся только по рецепту. Штрафы за неподобающие ролики были просто смешными в сравнении с доходами.

А чего стоят рекламы пищевых добавок, которые по радио, телевидению и в газетах преподносятся, как «волшебные зелья». И тут ничего не поделаешь. Россияне, особенно пенсионного возраста, старикам, веря в чудо, несут и отдают свои накопленные деньги за «избавление от всех болезней».

Таким образом, на сознание потребителя воздействуют с нескольких сторон: скрытая реклама уверяет, что ему нужно именно это и никакое другое лекарство; врач, к которому обращается пациент, будучи ангажирован фирмой, охотно откликается: разумеется, это, оно ведь лучшее! - и выписывает рецепт. Ну а аптека принятый рецепт засчитывает себе в плюс: разрекламированное лекарство своевременно закуплено и продается с максимальной прибылью.

Получается, в барыше все, кроме пациента. А он-то хотя бы вылечится за свои кровные? Кто ж знает! Ведь только врачу известно, нужно ли больному именно это лекарство и не пострадает ли здоровье того, кто доверился авторитету эскулапа.

Екатерина Евстигнеева
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Десять качеств успешных людей
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Карьера
В любой ситуации можно растворяться в том, что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
Десять правил успешного человека от мировых психологов
Карьера
В любой ситуации можно растворяться в том, что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове  Семь секретов эффективных продавцов
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus