Фармкомпании продают "таблетки от всего"

Счет зарегистрированных лекарственных препаратов идет на тысячи. Ориентироваться в этом море таблеток чрезвычайно сложно, и есть риск, что потенциальные покупатели не обратят внимания на товар. В результате обостряется и без того яростная конкурентная борьба, в которой фармакомпании не брезгуют даже неджентльменскими методами. Однако иногда все же отвечают за это перед государством.

Крупнейшего американского производителя лекарств США компанию Pfizer обвинили в «мошенническом маркетинге» своих препаратов и обязали выплатить штраф в размере $2,3 млрд. Это самая крупная в истории медицины компенсация в связи с мошенничеством.

Расследование в отношении фармацевтического гиганта началось после подачи частных исков в штатах Массачусетс, Кентуки и Пенсильвания, за которые истцы получат правительственное вознаграждение в размере $102 млн. Pfizer обвинили в некорректной рекламе некоторых препаратов, в том числе болеутоляющего Bextra, антибиотика Zyvox и лекарства против эпилептических приступов Lyrica.

В ходе следствия правоохранительные органы выяснили, что компания приписывала этим препаратам большие свойства, чем это было на самом деле. Кроме того, Pfizer навязывал свои лекарства через докторов, которые прописывали их пациентам, в большинстве случаев без прямой необходимости.

Справка: фармакологический производитель Pfizer был основан в 1849 году. Компания выпускает такие всемирно известные препараты, как средство для улучшения эрекции Viagra и глазные капли Visine. Заводы Pfizer расположены в 46 странах, в компании работают около 100 тыс. человек.

Годовой оборот компании Pfizer составляет около $48,3 млрд. Чистая прибыль по итогам 2008 года превысила $8 млрд. Компания ежегодно вкладывает миллиарды долларов в научные исследования. В ходе одного из экспериментов, проводившегося в Нигерии в 1996 году, погибло 11 детей. Компания пообещала выплатить правительству страны компенсацию в размере $75 млн.

Но, к сожалению, подобные инциденты встречаются не только в Америке, но и у нас, в России, причем порой куда в более страшных формах.

Счет зарегистрированных по всему миру лекарственных препаратов идет на тысячи. Перечень интенсивно пополняется новинками - фармацевтические компании то и дело выбрасывают на рынки новейшие разработки или вариации уже известных лекарств.

Ориентироваться в этом море таблеток и прочих форм медикам чрезвычайно сложно. Специализированные справочники регулярно обновляются, в медицинских изданиях публикуются статьи и рекламные материалы. Но ведь промежуточный адресат - врач может -не обратить должного внимания на публикации. Поэтому компании стремятся к как можно скорейшему и многовариантному продвижению своей продукции: конкуренты могут опередить. Продвигают, не брезгуя неджентльменскими методами.

Например, в наших государственных и муниципальных больницах существует неофишируемое правило - выписывать только дорогостоящие препараты и рекомендовать «купить их в аптеке на первом этаже», так как «там все это есть». Секрет прост - у поставщиков и производителей лекарств существуют целые системы поощрений врачей, это не секрет. Хотя с точки зрения этики такое недопустимо.

Буквально несколько лет назад, нарушая закон о рекламе, по телевидению активно рекламировались лекарства, имеющие серьезные противопоказания и отпускающиеся только по рецепту. Штрафы за неподобающие ролики были просто смешными в сравнении с доходами.

А чего стоят рекламы пищевых добавок, которые по радио, телевидению и в газетах преподносятся, как «волшебные зелья». И тут ничего не поделаешь. Россияне, особенно пенсионного возраста, старикам, веря в чудо, несут и отдают свои накопленные деньги за «избавление от всех болезней».

Таким образом, на сознание потребителя воздействуют с нескольких сторон: скрытая реклама уверяет, что ему нужно именно это и никакое другое лекарство; врач, к которому обращается пациент, будучи ангажирован фирмой, охотно откликается: разумеется, это, оно ведь лучшее! - и выписывает рецепт. Ну а аптека принятый рецепт засчитывает себе в плюс: разрекламированное лекарство своевременно закуплено и продается с максимальной прибылью.

Получается, в барыше все, кроме пациента. А он-то хотя бы вылечится за свои кровные? Кто ж знает! Ведь только врачу известно, нужно ли больному именно это лекарство и не пострадает ли здоровье того, кто доверился авторитету эскулапа.

Екатерина Евстигнеева
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Бизнес-план: стикеры для интерьера
Бизнес-план: стикеры для интерьера
Производство
Важную роль играет креативность. Люди не хотят видеть стандартные серые изделия. Чем ярче будут ваши наклейки для интерьера, тем больше шансов их продать.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер
Карьера
Знаете, что доставляет мне самое большое удовольствие? Видеть, как приходят дивиденды от вложенных мною усилий.
Принципы богатства
Принципы богатства
Финансы
Экономь! Только экономя и вкладывая деньги, можно стать миллионером за несколько лет. Расточительный образ жизни редко ведет к росту благосостояния в начале пути.
Бизнес-план: птицеферма
Бизнес-план: птицеферма
Производство
Импорт птицы в нашу страну в последние годы начал сокращаться, а это значит, что активность производителей на внутреннем рынке будет расти.
Бизнес-план: Бар-паб
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Пятнадцать технических приемов продаж
Карьера
Что для вашего клиента важнее всего? Если Вы получите ответ на это вопрос, Вы получите доступ к его бумажнику.
Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки Главные принципы успеха в бизнесе Двенадцать человек, которые ВНЕЗАПНО поняли, чем хотят заниматься
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Привычки в стиле Кайдзен
Привычки в стиле Кайдзен
Ресурсы
Хорошая новость в том, что любое действие можно превратить в привычку и выполнять на полном автомате.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus