Бонусы: плюсы и минусы

Экс-президент АвтоВАЗа покинул завод с пустыми руками. Борис Алешин, учитывая финансовое положение предприятия, отказался от полагавшейся ему компенсации. Увы, отнюдь не все менеджеры поступают столь альтруистически. Многие компании, избежавшие банкротства только благодаря господдержке, продолжали поощрять своих сотрудников. Проблема бонусов и премий уже вышла на международный уровень.

Бывший президент российского автогиганта «АвтоВАЗа» Борис Алешин покинул пост с пустыми руками. Алешин покинул АвтоВАЗ досрочно - его контракт истекал в октябре, и, значит, ему полагалась компенсация. По словам источника, близкого к совету директоров завода, бывшему президенту ВАЗа должны были выплатить порядка $2 млн, передает РИА «Новости».

Однако экс-менеджер не воспользовался своими правами, учитывая финансовое положение завода. Поступок, достойный подражания. Правда, подражают ему отнюдь не все менеджеры.

Топ-менеджеры очень редко отказываются от «золотых парашютов» цитирует агентство гендиректора Penny Lane Personnel Татьяну Долякову. «Золотой парашют» - американский термин, означающий компенсации топ-менеджеру в случае прекращения трудовых отношений.

Правда, во время кризиса они порой отказываются от бонусов. «От "золотых парашютов" отказываются, в основном, когда компания, куда уходит топ-менеджер, компенсирует ему потерю», - отметила Долякова.

Заметим, что во время кризис проблема заработка топ-менеджеров крупных компаний вышла уже на международный уровень.

Напомним, огромный общественный и даже политический резонанс вызвали «бонусные» скандалы. Компании, избежавшие банкротства только благодаря поддержки своих государств, продолжали выплачивать многомиллионные бонусы своим сотрудникам.

Особенно отличилась в этом плане американская страховая компания AIG. В прошлом году правительство США направило на спасение страховщика $173 млрд, получив 80% акций AIG. Однако это не помешало компании выплатить по итогам года более $165 млн.

Наибольшее возмущение американских граждан тогда вызвали сведения о том, что премии получили также сотрудники подразделения AIG, которое занималось торговлей ипотечными долгами (тогда как массовые манипуляции именно этими активами и стали тем «пузырем», с которого начался финансовый кризис).

Заметим, что в июне в США даже появилась новая должность «зарплатного царя»- человека, которые контролирует бонусы и выплаты компаниям.

В августе бонусный скандал вновь разгорелся во Франции, когда французский банк BNP Paribas намеривался выплатить 1 млрд евро ($1,43 млрд) своим трейдерам. Это вызвало резкую реакцию французского президента Николя Саркози. Теперь во Франции также появился «зарплатный царь»

Ну а на саммите «Большой двадцатки» Франция даже собирается предложить международные инициативы по регулированию премий и бонусов трейдерам.

«Мы хотим, что саммит принял на международном уровне те правила ответственности за действия, за прозрачность операций и руководство ими, которые уже введены на парижской финансовой площадке», - передавал слова Саркози Итар-ТАСС.

Свое мнение о ситуации вокруг «бонусных скандалов» в интервью Bigness.ru высказала Наталья Курантова, директор по продажам международного агентства по подбору персонала Kelly Services.

По ее словам, сотрудники должны адекватно оценивать ситуацию. Так, банковские работники должны отдавать себе отчет, что финансовый сектор более других пострадал в кризис. Поэтому «о каких бонусах мы можем говорить?», - недоумевает эксперт.

По словам Натальи Курантовой, в Японии, например, ситуация, когда компании, избежавшие банкротства только благодаря господдержке выплачивают многомиллионные бонусы невозможны. Ведь у японцев совершенно иное отношение к работодателю - как к члену семьи, родственнику.

Ну, а если говорить о рынке труда в России в целом, то сказать, что большинство людей перестали получать бонусы - не корректно. Однако бонусы «стало очень сложно заработать», - подчеркнула наша собеседница.

Бонусные программы в большинстве компаний действительно были скорректированы в сторону уменьшения. Премиальные в настоящее время также стали больше «привязаны» к личному вкладу сотрудника, а не к финансовому положению компании в целом.

Кроме того, по словам Натальи Курантовой, остаются категории работников, отменять бонусы которым просто нецелесообразно. Прежде всего, это касается сотрудников отделов продаж. Такие люди должны быть высокомотивированы. Их заработок, обычно, напрямую зависит от результатов работы. Отменять бонусы «продавцам» едва ли решаются даже самые экономные компании, заметила Наталья Курантова.

Помимо «продавцов», несправедливым представляется лишение премий и бонусов людей, работающих в бюджетной сфере. Как правило, оклады у бюджетников низкие и большую часть заработка как раз и составляют премиальные. Поэтому в кризис эта категория работников как раз и попадает в «группу риска».

А что касается так называемого офисного планктона в коммерческих фирмах, то эти сотрудники изначально рассчитывают на фиксированный оклад. Поэтому отмену бонусов воспринимают не так болезненно.

Дарья Юрищева
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Бизнес-план: Бар-паб
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Привычки в стиле Кайдзен
Привычки в стиле Кайдзен
Ресурсы
Хорошая новость в том, что любое действие можно превратить в привычку и выполнять на полном автомате.
Двадцать секрета эффективных продаж
Двадцать секрета эффективных продаж
Правила игры
Успешные продажи – залог успеха любой компании.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной
Рынок услуг
Любой автовладелец готов многое отдать за покрытие, которое защитит его машину от царапин и повреждений. И почему-то мало кому на ум приходит мысль использовать для покраски авто жидкую резину.
Как думать лучше
Как думать лучше
Ресурсы
Доказано, что главным залогом правильного решения является не интеллект и не опыт, а решимость найти это решение.
Пятнадцать технических приемов продаж
Карьера
Что для вашего клиента важнее всего? Если Вы получите ответ на это вопрос, Вы получите доступ к его бумажнику.
Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки Главные принципы успеха в бизнесе Двенадцать человек, которые ВНЕЗАПНО поняли, чем хотят заниматься
Бизнес-идея: продажа пончиков
Рынок услуг
Пончики считают идеальным фаст-фудом. Надо лишь в кипящее масло на пару минут опустить шарик из теста.
Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев  Бизнес-идея: порошковая окраска Бизнес-идея: кафе вок-лапши
Как думать лучше
Как думать лучше
Ресурсы
Доказано, что главным залогом правильного решения является не интеллект и не опыт, а решимость найти это решение.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus