Пивная реклама теперь обесчеловечена

С 1 августа по телевизору больше нельзя увидеть рекламу пива с незримым присутствием человека. Из рекламных роликов должны исчезнуть чокающиеся бокалы, тосты, смех и прочие признаки одушевления. Такие требования пивоварам выставила Федеральная антимонопольная служба. Производители "янтарного напитка" пошли ведомству на встречу, хотя в кризис пивной отрасли и так приходится нелегко.

Пивной отрасли в кризис не до хмельного веселья. Помимо падения продаж «янтарного напитка» и возможного повышения акцизов на пиво, у производителей есть еще одна печаль.

С 1 августа возможностей для рекламы стало меньше. Именно до 31 июля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала пивоварам привести их рекламу в соответствие с новым толкованием запрета на использование образов людей и животных в телевизионной рекламе.

Напомним, что использовать в телевизионной рекламе пива образы людей и животных, даже в мультипликации законодательно запрещено с 1 января 2005 года. Впервые реклама в телеэфире была ограничена еще осенью 2004 года. С тех пор реклама «янтарного напитка» на телеэкранах появляется только после 22:00 мск.

Вместе с тем, по мнению ФАС, в рекламных роликах пива до не давнего времени люди все-таки присутствовали.

Еще в мае антимонопольная служба провела встречу с представителями пивоваренных компаний, на которой указала недопустимость рекламы с закадровыми тостами, чокающимися кружками, монологами от конкретного имени. Кроме того, нарушением закона «О рекламе» с точки зрения ведомства является и показ крупным планом автомобилей и любых других предметов, которые приводятся в движение исключительно человеком.

Тогда же в мае ФАС предложила до начала августа переснять все спорные ролики или заменить. Теперь антимонопольная служба сможет оштрафовать компании, не прислушавшиеся к ее пожеланиям.

Согласно закону «О рекламе» за нарушение запрета на использование образов людей и животных ответственность возлагается на рекламодателя. Для юридических лиц Административным кодексом РФ предусмотрен штраф в размере 40-500 тыс. руб.

Весной особые нарекания ФАС, по сообщениям СМИ, вызвали, например, такие ролики, как реклама пива «Балтика N 3». В ней был показан движущийся автомобиль. Голос за кадром спрашивал: «Серега, угадай, кто приезжает?». «О! Уже лечу! Без меня не начинать!» - отвечал невидимый герой, после чего автомобиль резко разворачивался.

Неудовольствие антимонопольного ведомства также вызывала реклама «Три медведя» (бренд компании Heineken), в которой женский голос за кадром просил: «Миш! Лямочку мне на спине опусти, а то от нее полоска останется!» Затем на экране показывали падающий на траву лифчик. «Да, мужики, такую лямку я тянуть согласен!» - произносил мужской голос.

Теперь, в компании «проанализировали комментарии ФАС, и в дальнейшем будем их также учитывать в рекламных кампаниях брендов», - рассказала в интервью  Bigness.ru директор по связям с общественностью группы Heineken Анна Мелешина.

Наша собеседница также подчеркнула, что требования ФАС - не новые ограничения, а разъяснения к уже существующим требования рекламного законодательства.

На наш вопрос о том, какую долю в рекламных кампаниях Heineken занимает именно телевизионный канал, Анна Мелешина ответила: «ТВ реклама, безусловно, - одно из наиболее эффективных средств продвижения продукции. Наша компания сбалансированно использует и другие инструменты и ресурсы».

Директор по маркетингу пивоваренной компании SUN InBev Татьяна Галивонджян в интервью Bigness.ru также рассказала: «Мы будем продолжать свою рекламную активность на ТВ и, как всегда будем строго следовать рекомендациям ФАС, действуя в соответствии с существующим законодательством».

Директор по маркетинговым коммуникациям ОАО «Пивоваренная компания "Балтика"» Александр Лебедев сказал Bigness.ru: «Мы учли комментарии ФАС, но надо отдать должное - у нашей компании доля роликов, требующих адаптации, была достаточно низка».

На данный момент измененных роликов еще нет в эфире, но это и не удивительно, так как процесс адаптации и постановки ролика в эфир занимает достаточно длительное время, пояснил наш собеседник. «Что касается брифов на новые ролики - по сути это вопрос 2010 года, но, несомненно, мы учтем комментарии ФАС», - заверил Александр Лебедев.

Таким образом, компании идут на встречу ФАС. Пивоваренные компании постарались в срок выполнить требования ведомства, рассказали Bigness.ru в Союзе российских пивоваров. «Подобный подход свидетельствует о налаженном диалоге отрасли и ФАС в интересах соблюдения действующего законодательства», - считают в отраслевом союзе.

Вместе с тем, ответ на письмо Союза российских пивоваров, какие приемы в рекламе все-таки можно использовать, ФАС подготовит к сентябрю.

Подчеркнем, что кризис на пивной отрасли сказался негативно. В 2008 году производство пива в России сократилось впервые почти за 15 лет роста. Объем производства упал на 0,6% и составил 1,14 млрд дал (декалитров) пива. В стоимостном выражении объем рынка в 2008 году достиг 460 млрд руб.

В I квартале текущего года сокращение производство продолжилось. В январе-марте в России произведено 220,7 млн дал пива, что на 6 % меньше чем за аналогичный период годом ранее. По оценкам экспертов, маловероятно, что отрасль закончит и 2009 год при положительной динамике.

Ну и помимо прочего, трудностей отрасли может добавить планируемое резкое повышение акцизов на алкоголь и пиво в том числе (ставки акциза на пиво могут к 2010 году возрасти в 3 раза с нынешних 3,3 руб. за 1 л до 9 руб. за л.).

Впрочем, игроки рынка не безмолвствуют. Союз российских пивоваров написал письмо главе правительства РФ Владимиру Путину, в котором выразил обеспокоенность повышением акцизов. По мнению отраслевого союза, такая мера может оказаться губительной для пивной индустрии страны.

По мнению пивоваренного союза, в России возникает реальная угроза перелома наметившейся тенденции смещения спроса с крепкого на легкий алкоголь и пиво.

Дарья Юрищева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.