Россияне стали пить меньше минералки

До кризиса вместе с ростом здорового образа жизни в России активно рос рынок минералки. Теперь наши граждане стали меньше пить воды, как дома, так и в офисе. Прежде всего, потребители отказываются от дорогостоящих импортных марок. Впрочем, падение продаж наблюдается и у дорогих российских брендов. В выигрыше оказались только региональные производители, чья продукция более дешевая.

Кто-то любит «минералку», кто-то нет, но пьет ее только ради здоровья, а кто-то не пьет вообще. Однако мало кто задумывается, что производителям минеральной воды (как и большинству) в кризис приходится не сладко.

А ведь в благополучные времена рынок минеральной и питьевой воды был одним из самых быстрорастущих продовольственных рынков в России. Объяснялось это ростом популярности здорового образа жизни среди россиян, рассказали Bigness.ru в исследовательском центре Research.Techart.

До 2008 года рынок минералки рос на 10-20% в год, тогда как в кризисном 2008-м он увеличился всего на 3% по сравнению с 2007 годом.

Заметим, что больше всего россияне любят питьевую столовую воду (это мягкая вода без запаха и привкуса, содержание солей в ней не превышает 1 гр на л). На такую минералку приходится около 45% потребления воды.

Лечебно-столовую воду предпочитают 26-27% покупателей минералки (в такой воде может содержаться от 1 до 10 гр солей на л).

Ну, а доля лечебной воды в структуре спроса невелика - около 17-18% (лечебная вода самая насыщенная по солевому составу - более 10 гр на л).

Так вот в кризис, меньше минералки всех видов стали пить меньше как простые граждане, так и корпоративные потребители (в рамках офисов, предприятий).

Сегодня россияне изменили и свои предпочтения относительно брендов, формата упаковки, частоты и объемов, и даже места покупки.

Корпоративные потребители (фирмы и компании) снижают объемы закупки бутилированной воды в рамках сокращения расходов в целом и сокращения затрат на содержание офиса в частности.

Речь идет не столько о сокращении объемов закупки в натуральном выражении (объемы потребления воды сохраняются), сколько о сокращении рынка в денежном выражении: потребители предпочитают более дешевую воду.

Сокращение потребления именно в натуральном выражении было характерно для промышленно развитых регионов Уральского и Приволжского федеральных округов. Ведь там останавливались или переходили на сокращенную рабочую неделю градообразующие и крупные предприятия. Соответственно, сокращался и прежний объем потребления воды.

Дополнительным фактором сокращения темпов роста рынка стало то, что в кризис практически нет компаний, которые решили бы перейти к покупке воды, если они этого не делали прежде.

Собственно на производителях оборудования (помп, кулеров, поликарбонатных бутылей) кризис отразился уже в конце 2008 года, когда спрос у некоторых поставщиков снизился на 30-40%.

Соответственно, объем продаж воды в 19-литровых бутылях также будет расти меньшими темпами, чем ожидалось. Тем более, что возрастает цена поликарбонатной тары, которая производится исключительно на основе импортных материалов.

Однако потребителям можно порадоваться тому, что в этом сегменте компании будут биться за клиенты, предлагая различные акции и скидки.

Больше всего падает спрос на импортные бренды, так как число приверженцев суперпремиальной дорогостоящей воды в России сокращается. Тем более что с ростом курса доллара и евро по отношению к рублю, ее стоимость еще увеличивается.

Интересно, что в принципе доля импорта на российском рынке минералки невелика (1,5%). Лидируют российские компании. К числу наиболее популярных брендов, по данным исследования Research.Techart, можно отнести: Aqua Minerale и BonAqua (разлитые в России) «Боржоми», «Нарзан», «Архыз», «Святой Источник», «Меркурий», «Липецкий бювет», «Новотерская».

Впрочем, от падения спроса пострадают и крупные российские игроки, которые представляют свой товар в Центральной России в высоких ценовых сегментах.

В результате, по итогам 2009 году рынок бутилированной воды сократится на 5-10% в натуральном выражении, считают в Research.Techart. Объем рынка в нынешнем году может составить от 341 до 360 млн дал.

В денежном выражении сокращение будет аналогичным, то есть в сравнимых ценах (при устранении фактора сезонности) рынок уменьшится на 16-20%.

А вот региональные производители за счет более низких цен, наоборот, могут увеличить долю рынка. Таким образом, в городах, где лидерами были федеральные бренды, стоит ожидать большую фрагментированность рынка. В регионах с сильными позициями местных брендов - наоборот, усиления их лидерства.

Например, производители Иркутской, Новосибирской и Свердловской областей по итогам 2008 сообщали о значительном приросте объемов продаж.

Рост сегмента недорогой продукции открывает на рынке хорошие перспективы для private-label (частных марок). Так, собственные питьевые воды еще в докризисный начинали продавать некоторые торговые сети, например, «Пятерочка», «Рамстор», «Копейка», «Дикси» и даже Ikea.

В заключение скажем, что в 2009 году можно ожидать снижение потребления воды, особенно дорогой.

Такая тенденция сохранится и в 2010 году, уверены в Research.Techart. При этом объем потребления бутилированной воды (на душу населения) в России пока остается на низком уровне, особенно в сравнении со странами-лидерами по этому показателю: Мексикой, Италией, ОАЭ.

Дарья Юрищева
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.