Тарифы на транспорт возьмут под контроль

Тарифы на перевозки в России продолжают расти, хотя в остальном мире имеет место обратная тенденция. Отрадно, что российские власти начали говорить о том, как бы взять под контроль транспортные цены. Минтранс хочет рассчитать для россиян «минимальную транспортную корзину», по аналогии с продуктовой корзиной. Кроме того, со своим предложением по снижению цен на проезд в электричках выступила ФАС. Только обеспечить каждому гражданину этот минимум бюджет пока не в силах.

Пожалуй, редким позитивным следствием кризиса для россиян стало удешевление авиабилетов. С внушительной скидкой сегодня можно улететь даже за океан в Америку. Совершенно иначе обстоят дела с железнодорожными перевозками внутри России. Ведь эта сфера у нас все еще монополизирована.

Впрочем, проблемой несовместимости роста тарифов с падающей экономикой, кажется, заинтересовались отраслевые ведомства. Сегодня появляются некоторые меры, которые должны поспособствовать снижению цен.

Как известно, гигант «Российские железные дороги» - является классической естественной монополией. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются Федеральной службой по тарифам.

Например, индексацию тарифов на услуги естественных монополий в текущем году на грузовые железнодорожные перевозки решено осуществить в среднем на 8%, напомнил в интервью Bigness.ru аналитик транспортной отрасли Rye Man & Gor Securities Ленар Хафизов.

В текущих условиях снижения спроса на перевозки, логичным было бы снижать тарифы, чтобы хоть как-то увеличить объемы. У РЖД получается ровным счетом наоборот: спрос на перевозки резко снизился, а тарифы растут.

Впрочем, справедливости ради отметим, что индексацию планируется проводить в два этапа: на 5% - с 1 января, и на 5.7% - с 1 июля. Кроме того, ранее повышать тарифы на грузоперевозки в 2009 году планировали аж на 14%.

Пока кризис сказался лишь на снижении темпов роста цен на услуги железнодорожного перевозчика. Так, в следующем 2010 году, тарифы на грузовые перевозки РЖД могут вырасти на 10%, в то время как раньше их планировалось поднять на 9.3-13.7%. Тарифы на пассажирские перевозки в 2010 году могут вырасти «всего» на 10%, вместо запланированных 12-14%, пишет Интерфакс.

Теперь, что касается инициатив, призванных повлиять на рост цен на транспорт. Министерство транспорта России, в частности, предлагает вычислить «минимальную транспортную корзину» россиянина, аналогичную минимальной продуктовой корзине.

Министр транспорта Игорь Левитин заявил: «По инициативе союза транспортников мы действительно хотим выйти на транспортную корзину. Мы хотим отработать минимальный транспортный стандарт, сколько житель каждого региона должен иметь минимальных поездок», - цитирует его слова Интерфакс.

Для расчета «корзины» необходимо просчитать минимальное количество поездок граждан по городу в месяц, а для жителей северных регионов России количество полетов на небольшом самолете до ближайшего города, в котором можно сделать пересадку.

Вместе с тем, новый экономический показатель не предполагает обеспечение каждого россиянина этим «транспортным минимумом».

«Конечно, у нас денег не хватит в бюджете, если мы обеспечим каждому минимальный транспортный стандарт», - признал Левитин. Однако «мы хотим, чтобы правительство понимало, о какой сумме идет речь, и мы понимали, о чем идет речь», добавил он.

Аналитик Ленар Хафизов отметил, что новый индикатор может быть полезным, хотя и не решающим, показателем. Корзина призвана помочь государственным ведомствам соотносить тарифы с возможностями и нуждами граждан.

Однако научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин назвал инициативу Минтранса «отраслевым пиаром». По его словам, как индикатор такой показатель бесполезен. Говорить же об обеспечении бюджетом минимальных транспортных расходов россиян сегодня абсурдно, так как в федеральный бюджет и без того будет «дырявым» не один год.

Еще одной инициативой, направленной на потребителя, можно считать предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Они касаются тарифов в пригородных электричках, не устанавливаемых Федеральной службой (отметим, что ФАС не может повлиять на тарифы, устанавливаемые ФТС).

До начала 2009 года регулировалась как разовая поездка, так и стоимость абонемента в электропоездах. При этом стоимость абонемента составляла 30% от утвержденного тарифа разовой поездки. Такое положение, по мнению РЖД, формировало значительный убыток перевозчика, не покрываемый дотациями бюджетов субъектов, в то время как порядка половины пассажиров пользовалась абонементами.

С начала 2009 года субъектами устанавливается только стоимость разовой поездки. РЖД с 1 января установила тариф на абонементные билеты в 70% от тарифа разовой перевозки.

Такие действия воспринимаются населением как значительное увеличение стоимости абонементного билета по сравнению с ранее существовавшей.

Так вот теперь ФАС предлагает сблизить стоимость абонементных и разовых билетов на нормативное количество поездок. При этом, отметили в ведомстве, необходима соразмерная компенсация из бюджета возможных убытков.

Специалисты ФАС считают необходимым принять несколько тарифов, а также ввести несколько типов билетов как для разового проезда, так и для фиксированного количества поездок (5, 10, 20 и т.д.). ФАС также рекомендует субъектам принимать решения по тарифам с учетом условий конкуренции с другими видами транспорта.

Таким образом, россиянам остается только ждать, что хотя бы какая-то из мер будет принята и даст результаты.


Дарья Юрищева
tech
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.