Гостиницы теряют клиентов

Среди сегментов недвижимости самым уязвимым оказался гостиничный рынок. Туристический поток в Россию снизился, бизнес-активность также уменьшилась. Отельерам ничего не остается, как снижать расценки, хотя и это не всегда помогает привлечь клиентов. Кроме того, за ценовой политикой гостиниц наблюдает антимонопольное ведомство. В барыше в кризис останутся только дешевые отели и хостелы, которых в России немного. Впрочем, катастрофа отельерам также не грозит.

Гостиничная недвижимость стала тем сегментом рынка недвижимости, который, пожалуй, наиболее пострадал от кризиса. Съем номера в гостинице не удовлетворяет экзистенциальных потребностей, как, например аренда квартиры.

Кроме прочего, финансовые пертурбации вынуждают компании бронировать более дешевые отели для своих работников, некоторые фирмы вообще отказываться от командировок.

Сегодня происходит перераспределение туристического потока, - констатировала в интервью Bigness.ru Марина Руднева, управляющий директор CEHI (управляет сетью AZIMUT Hotels в странах Евросоюза).

Значительно снизилась бизнес-активность, и, как следствие, многие компании сократили затраты на командировки. Сократилось и количество въездных туристов.

В целом туристический поток заметно сократился как в Москве, так и в российских регионах. По данным JJL, загрузка московских отелей снизилась в среднем на 14% по сравнению с прошлым годом, а показатель RevPar сократился в среднем на 13%, рассказала М. Руднева.

Загрузка по Москве колеблется в среднем от 55 до 60%, что на 10-15% ниже прошлогодних показателей.

Ни для кого не секрет, что в кризис сильно ухудшилось положение девелоперов, строительных компаний и связанных с ними бизнесов. Сроки реализации ряда гостиничных проектов отложены, некоторые - на неопределенный срок с перспективой заморозки, отметила управляющий директор CEHI.

В то же время, управляющие компании стали внимательнее относиться к оптимизации расходов, подчеркнула она.

Вместе с тем, в большей степени кризис ударил именно по регионам России, заметил ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов. Главной мишенью экономических неурядиц также стали отели среднего ценового сегмента и среднего-премиум сегмента. Отели этой категории – «не столь брендированные марки» - в кризис теряют клиентов вслед за схлопыванием российского среднего класса.

Отели категории «пять звезд» цены практически не снижали, согласилась М. Руднева. «В трехзвездочном сегменте, в котором работаем мы, сложно значительно снизить цену, поскольку затраты на проживание гостя превысят доход», - обрисовала ситуацию она.

Вместе с тем, наша собеседница из AZIMUT Hotels отметила: «Отели крайне неохотно снижают цены».

Как показывает практика, снижение стоимости номера не дает желаемого эффекта, посетовала М. Руднева. Прибыль сокращается, а количество гостей не становится больше. Для того, чтобы дисконт-программы стали работать, в их раскрутку нужно вложить немалые деньги.

Помимо прочего, с наступлением нового года значительно возросли расходы отелей на коммунальные услуги, отметила наша собеседница.

Есть у гостиниц и еще одна тревога: «Когда мировые рынки выйдут из периода рецессии, и начнется рост, гостиницам будет крайне сложно обосновать резкий рост цен», - подчеркнула М. Руднева.

Стоит заметить, опасения отельеров не беспочвенны. Отдушиной в кризисный год для столичных отелей мог стать период с 10 по 16 мая – время проведения Евровидения-2009. Отельеры Москвы планируют в эти дни поднять цены на 20-30%. Однако Федеральная антимонопольная служба уже взяла ситуацию «на карандаш».

Что касается цен на остальные периоды, то сейчас отельеры активно работают над спецпредложениями. Например, петербуржские отели предлагают скидки на долгий срок проживания, заметил Д. Абзалов.

«За последний месяц в нашей компании было введено несколько программ, рассчитанных на разные категории гостей. Мы отменили жесткие временные границы въезда-выезда гостя из номера, фактически добавив 18 бесплатных часов», - рассказала М. Руднева.

«Также мы ввели программы, рассчитанные на семейный отдых, предложив бесплатное проживание детей в номере с родителями, а корпоративным клиентам мы теперь предоставляем бесплатную аренду конференц-зала. В период майских праздников в ряде наших отелей действуют скидки до 20% на проживание более 2 ночей», - добавила она.

Напомним, что в предкризисные времена в столице было достаточно мало хостелей и бюджетных гостиниц вообще. То, что они «сумеют выиграть на кризисе, и получить новую порцию клиентов – очевидно», - заметил Д. Абзалов. Как уже писал Bigness.ru, особым спросом в кризис пользуется посуточная аренда квартир, которая во многом стала альтернативой гостиницам.

Вместе с тем, падение цен на рынке отелей уже замедлилось, рассказала Bigness.ru М. Руднева. «То есть те отели, которые готовы были предложить скидки на свои услуги, не опускают их ниже, а те, кто изначально не готов был снижать их, работают по старым ценам», - резюмировала она. Пока рано говорить о том, наступило ли то самое «дно».

«В последние недели мы действительно начали замечать некоторое оживление на рынке, но выводы можно будет делать ближе к середине летнего сезона», - уточнила наша собеседница.

Так или иначе, рынок достаточно стабилен, и серьезных изменений в ближайший год не произойдет, уверена М. Руднева. С ней солидарен и Д. Абзалов. По его словам, «колоссальных падений, как в металлургии и автомобилестроении, в гостиничном бизнесе не будет».

Новых крупных проектов пока ждать не приходится, но рынок не стоит на месте - отдельные гостиницы открываются. Цены останутся примерно на том уровне, который есть сейчас, подытожила М. Руднева.


Дарья Юрищева
tech
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.