Когда извинится АвтоВАЗ?

В условиях глобального финансового кризиса автоконцерны во всех странах испытывают проблемы. Правительства западных стран ищут деньги на модернизацию своих автопроизводителей. В России такие вопросы решают дешевле и проще – за счет собственных граждан.

Мировой кредитный кризис привел к снижению доходов граждан почти по всей планете, что не замедлило сказаться на автомобильном рынке. За последние месяцы резко упали продажи автомобилей «детройтской тройки» (Crysler, Ford, General Motors), европейских автопроизводителей, и даже китайских. Не осталась в стороне от этого процесса и Россия. Снижение продаж принуждает к остановке конвейеров как «АвтоВАЗ», так и заводы по отверточной сборке автомобилей.

Правительства по-разному пытаются решить проблемы «своих» автопроизводителей. В США сейчас обсуждается предоставление кредита в $15 млрд на «поддержку штанов». Несмотря на то, что на кону сотни тысяч рабочих мест, на Капитолийском холме придирчиво оценивают целесообразность пожарных мер по спасению своего автопрома. В Китае один из крупнейших автопроизводителей Chery Automobile получил от государства кредит на сумму $1,5 млрд, часть из которой будет потрачена на международную экспансию.

А в деревне Гадюкино – дожди… В последние месяцы российскими чиновниками был принят ряд поправок и озвучено несколько инициатив, призванных поддержать отечественный автопром – в первую очередь, «АвтоВАЗ». Кроме ужаса у автовладельцев они ничего не вызывают.

Начнем с того, что стало былью. В среду премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства об увеличении ввозных пошлин на автомобили всех типов. На новые автомобили (до трех лет) ввозная пошлина увеличилась с 25% до 30%. Пропорционально возросла стоимость таможенной очистки, привязанной к объему двигателя. Для автомобилей в возрасте от трех до пяти лет фиксированная пошлина увеличилась ненамного – с 25% до 35%, однако «растаможка» по объему двигателя (наиболее распространенная для подержанных машин) выросла в 3-4 раза. На автомобили старше пяти лет введены высокие заградительные пошлины. До правки законодательства пошлинный заслон ставился на машины старше семи лет. (Таблицу со старыми и новыми пошлинами смотрите здесь)

Кроме того, в ближайшее время окончательно будет оформлен запрет на ввоз иностранных товаров без разрешения на то правообладателей и официальных импортеров. 15 января следующего года должен собраться совместный пленум Верховного суда РФ и Верховного арбитражного суда, на котором и будут официально приняты соответствующие разъяснения к Гражданскому кодексу. Несмотря на, казалось бы, широкий охват этого положения, «кошмарить» будут в основном «серых» автодилеров, о чем свидетельствует нынешняя правоприменительная практика.

Напомним, этими «разъяснениями» мы обязаны корпорациям BMW, Nissan и Toyota – этой осенью они потребовали от российских властей запретить ввоз любого товара под принадлежащей им маркировкой, если у владельца товара отсутствует разрешение производителя.

На выходе это создаст невозможность для «серых» дилеров работать легально, а на рынке ценовой диктат полностью перейдет в руки «официалов», о жадности которых автовладельцы готовы слагать легенды.

Пока эти меры касаются лишь юридических лиц – граждане в частном порядке до сих пор вправе безбоязненно ввозить в страну автомобили по старым пошлинам. За счет таких «челноков» и будет выживать бизнес по перегону автомобилей. Но рано или поздно власти закроют и этот канал – это слишком очевидно, чтобы сомневаться.

Но и это еще не все. Власти рассматривают еще две креативных идеи: запретить в России эксплуатацию автомобилей с правым расположением руля, а также ввести предельных возраст эксплуатации автотранспортных средств. И если первая идея чревата потерей российского Дальнего Востока, где около 80% трудоспособного населения тем или иным образом связана с бизнесом по перегону «праворульных» машин из Японии, то вторая станет приговором для пожилых российских дачников, вполне успешно эксплуатирующих как российские изделия, так и иномарки 15-20 лет отроду.

Данная статья не предполагает дискуссии о том, является ли среднестатистический Mercedes, Toyota или BMW в таком возрасте безнадежным хламом. Но жизнь показывает, что машины этих производителей без труда и огромных затрат «ходят» и дольше.

Ради чего все это затеяно? Очевидно, что главной целью властей является стимулирование внутреннего производства автомобилей, а также мотивация спроса на новые автомобили. Что реально будет на выходе? Это мы тоже знаем наперед – барьеры на ввоз импортных машин вводились и раньше.

Машины будут дорожать – сначала ввозимые, а потом и «made in Russia». Местные автопроизводители чутко отслеживают конкурентную среду. Каждое повышение пошлин «АвтоВАЗ» отмечал поднятием цен на свою весьма специфическую продукцию. Сейчас же цены будут поднимать и производства «отверточной сборки». О таких намерениях заявила, в частности, Toyota, имеющая свой заводик в селе Шушары, что под Питером.

Однако в этот раз ситуация будет еще более издевательской. В то время как по всему миру автопроизводители снижают цены на свою продукцию, дабы адаптироваться к падению доходов населения из-за кризиса, в России, которой еще предстоит испытать все радости «экономической турбулентности», машины будут дорожать.

Логика наших властей прозрачна, как слеза младенца. На недавней пресс-конференции один известный чиновник высокого ранга так объяснял, почему при дешевеющей нефти россиянам придется покупать все такой же дорогой бензин: раз накопили денег на машину, то будьте добры субсидировать всех остальных за счет налоговой составляющей в цене на моторное топливо.

Действительно, зачем ломать голову над выделением автопрому кредитов, как это делают в других странах. Можно все переложить на плечи автомобилистов, тем более до недавних пор российский автомобильный рынок считался растущим и дефицитным.

Да и кто будет кормить рабочих «АвтоВАЗа», и так получающих сущие копейки. Кто будет кормить заводских и профсоюзных топ-менеджеров, получающих шестизначные ежемесячные компенсации.

Рост цен на привозные машины неизбежно увеличит спрос на бюджетные иномарки, собираемые в России, а также на изделия родного автопрома. В качестве и безопасности той и другой категории автомобилей есть серьезные сомнения – достаточно взглянуть на статистические данные, которыми располагают диагностические лаборатории.

В качестве эпилога хочется напомнить о шаге General Motors. В ожидании стабилизационного кредита от Белого дома, эта огромная транснациональная корпорация обратилась к американскому народу… с извинениями. Письмо называется «Обязательство GM перед американским народом». В нем говорится: «Несмотря на то, что мы по-прежнему лидер продаж в Соединенных Штатах, мы признаем, что мы разочаровали вас. Временами мы нарушали ваше доверие, позволив нашему качеству упасть ниже стандартов отрасли, а дизайну автомобилей стать невыразительным».

Вашингтон не помогал своим автопроизводителям заградительными пошлинами. Цены на автомобили в США могут шокировать несведущего россиянина – они ниже в 1,5-2 раза, чем в бедной России. И при этом крупнейший автоконцерн не требует закрыть границы от японских и корейских конкурентов, а извиняется перед потребителями!

«АвтоВАЗ» продает по цене бюджетных иномарок автомобили, которые многими экспертами признаются устаревшими и небезопасными. Лишь последние серийные автомобили «АвтоВАЗа» получили удовлетворительные оценки по безопасности на краш-тестах по международным стандартам – но и по этим параметрам им далеко до современных американских, японских и европейских машин. При этом неконкурентоспособность «АвтоВАЗа» субсидируется из карманов россиян. Не пора ли извиниться «АвтоВАЗу»?


Сергей Малинин
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Как вежливо отказать
Как вежливо отказать
Правила игры
Всем нам в нашей жизни порой приходиться в чем-либо кому-нибудь отказывать по тем или иным причинам. Надо уметь по возможности делать это вежливо и красиво/
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.