Мировой финансовый кризис, разрушил устоявшееся среди многих экономистов мнение о том, что капиталистический нерегулируемый рынок – это наилучший способ экономических отношений. В странах Запада происходит переосмысление этого постулата неолиберализма. Государства «национализируют» разоряющиеся один за другим крупные банки и страховые компании. Кроме того, некоторые страны конституционно закрепили «строительство социализма 21 века».
В этой связи возрастает интерес к, казалось бы, давно «похороненному» учению Карла Маркса. «Маркс не вернется как политический вдохновитель левого движения, в его учении не надо искать политических программ, но он совершенно верно описал законы развития капитализма», полагает Эрик Хобсбаум (Eric Hobsbawm, далее - ЭХ), едва ли не самый известный из ныне живущих историков.
Он дал интервью аргентинской газете Sin Permisso (далее - SP) накануне публикации своей новой книги «Karl Marx’s Grundrisse. Foundations of the Critique of Political Economy 150 Years Later» («Рукописи Карла Маркса. Основные критические положения политэкономии, 150 лет спустя»).
SP: - Профессор Хосбаум, учение Маркса было предано забвению после развала социалистической системы во главе с Советским Союзом, взявшим на вооружение теорию «марксизма – ленинизма». Но сегодня, повсеместно, его работы вновь читаются, причем не только политиками, но главным образом экономистами.
В 2003 году французская газета Nouvel Observateur посвятила Марксу весь номер с провоцирующим заголовком: « Маркс- мыслитель третьего тысячелетия». Год спустя в Германии, при определении самого великого немца всех времен и народов за Маркса проголосовало около полумиллиона человек, и он уступил лишь Конраду Аденауэру и Мартину Лютеру. Но в категории: «оказавший самое большое влияние на современность», ему не было равных. В беседе с Жаком Атали (Jacques Attali) вы приводите слова самого успешного бизнесмена современности Джорджа Сореса: «Я постоянно читаю работы Маркса и нахожу в них очень много полезных для себя мыслей». Чем вы объясните такой возрастающий интерес в мире к учению великого мыслителя 20 века? Этот «заказ на Маркса», что он означает с политической точки зрения?
ЭХ: - Нет никаких сомнений, что общественный интерес к работам Маркса в капиталистическом обществе возрастает, исключая, вероятно, бывшие социалистические страны Восточной Европы.
Возрождение интереса совпало с 150-ой годовщиной публикации Коммунистического манифеста, но было вызвано в первую очередь международным экономическим кризисом, очень драматичным и развившимся после сверхбыстрой глобализации мирового рынка. Маркс,150 лет назад, в своих работах обрисовал, как будет развиваться мировая экономика в начале 21 века на базе анализа экономики «буржуазного общества» того времени.
Не удивительно, что политики и наиболее успешные люди бизнеса на западе, особенно, работающие в крупном глобальном финансовом секторе, обращаются сегодня к учению Маркса и находят там объяснение причин краха современной финансовой системы.
В политике большинство из левых интеллектуалов сегодня не знают, что «делать с Марксом». До сих пор многие представители этой части политического движения деморализованы коллапсом социал-демократического движения в большинстве стран Европы в 80-е годы и массовым переходом национальных правительств к идеологии свободного рынка. Свою роль сыграл и крах социалистического лагеря, лидеры которого утверждали, что их общества построены на базе «марксизма-ленинизма».
Так называемые «новые общественные движения», такие как феминизм, «зеленые», тоже не имеют логической связи с анти-капитализмом (хотя, индивидуально, многие члены этих движений могут быть причислены к противникам капитализма»).
Одновременно «пролетариат», за полтора века значительно потерявший в численности и идеологически разделенный, перестал быть по Марксу «историческим агентом социального преобразования общества». Начиная с 1968 года, известные радикальные политические движения предпочли «поправеть», что не требовало чтения и глубокого изучения теории. Это не значит, что они не читали Маркса, но по политическим мотивам, в таких влиятельных партиях как Французская и Итальянская Коммунистические партии, учение Маркса подвергалось постоянной критике, достигшей апогея в 80-х-90-х годах. Сейчас есть сигналы, что ситуация меняется.
SP: - Маркс сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой развития капитализма является глобализация мировой экономики. Однако этот процесс ведет не только к ее развитию, укреплению политической системы и торжеству либеральной теории, но и к жестким социальным конфликтам, экономическим кризисам и росту социальной несправедливости.
Переживаемый сегодня мировой экономический и финансовый кризис, начавшийся в США, обещает стать самым крупным за послевоенное время. Корректно ли говорить, что интерес к учению Маркса в политике базируется на кризисе капитализма и на его способности помочь объяснить глубокие противоречия капитализма?
ЭХ: - Полагаю, что возврат Маркса, как идеолога левого движения будет зависеть от того, насколько успешно справится капитализм с экономическим кризисом. Учитывая, что, как вы правильно сказали, возрождение интереса к учению Маркса в значительной вызвано экономическим кризисом капитализма, политическая перспектива более многообещающая, чем в 90-е годы.
Финансовый кризис, который может вылиться в экономическую депрессию в США, свидетельствует о поражении теории неконтролируемого свободного рынка, США спешно «национализируют» крупные финансовые предприятия, что сравнимо с мерами применяемым во времена великой депрессии -30-х годов.
В мире наблюдается тенденция к деглобализации. Понятно, что «возврат» к Марксу означает призыв изучать его учение о капитализме и его месте в эволюции человеческого общества. Прежде всего, очень актуален анализ цикличного и нестабильного развития капиталистической экономики путем самопроизвольных, экономических кризисов, сопровождающихся политическими и общественными потрясениями. В 1989 году все марксисты смиренно согласились что неолиберализм навсегда закрепился как триумфатор, и история общественного развития подошла к концу.
PS : - Не кажется ли вам, что политики и теоретики левого международного движения, которые заявили о возможности построения и строят «социализм 21 века (Венесуэла, Боливия, Эквадор) отказались от учения Маркса и тем самым потеряли путеводитель для изучения и трансформации общества?
ЭХ: - Ни один из политиков, объявивший о строительстве социализма, не может не опираться на учение Маркса, поскольку капиталистическая форма собственности (частная) в этих странах замещается на социалистическую (государственную). Социальная ориентированность в политике и экономике становится преобладающей. Успешно завершить такие преобразования без анализа работ Маркса осуществить невозможно.
Его предвидение о том, что капитализм будет заменен формацией, в той или иной степени регулируемой государством, выглядит разумной, хотя конечно, он переоценил степень этого регулирования. Теперь мы знаем, что рыночная экономика в посткапиталистическом обществе по-прежнему будет главным рычагом ее развития.
Маркс избегал делать предположения в отношении конкретного будущего социализма, поэтому он не несет ответственности за существовавшие в различное время под марксистскими лозунгами модели развития такого общества.
Что касается высших идей социализма, то Маркс был не единственным мыслителем, рассуждавшим о социальной справедливости, но именно он сделал это очень убедительно. Учение Маркса - это прежде всего учение об экономических законах развития капитализма, а не политическая платформа коммунистов. Кроме того, надо понимать, что ему не удалось воплотить свои идеи о государственном регулировании капитализма в стройную теорию, хотя это позже пытался исправить Фридрих Энгельс. Теория Карла Маркса, с моей точки зрения, это теория, которую надо применять, переосмысливая в применении к современности, но с другой стороны - это личный, амбициозный политический план построения коммунизма, так как его представлял Маркс в середине XIX века.
Справка
Эрик Хобсбаум родился в 1917 году, учился в Вене, Берлине, Лондоне и Кембридже, преподавал чуть ли не во всех именитых университетах Старого и Нового Света, своими глазами видел и падение Веймарской республики, и разрушение Берлинской стены, был переводчиком у Че Гевары и членом знаменитого "тайного общества" Апостолов (куда в свое время входили Витгенштейн, Кейнс и Бертран Рассел), жил в Каталонии в самый разгар испанской гражданской войны. И, наконец, о главном: всю свою жизнь Хобсбаум оставался коммунистом (в компартию он вступил еще гимназистом, в начале 1930-х годов), не став при этом ни историком-марксистом, ни партийным активистом.
Любовь Люлько