Сборочная монополия «АвтоВАЗа», или Как вернуть утраченную долю на рынке

«АвтоВАЗ» во что бы то ни стало возвращает себе утраченные позиции на автомобильном рынке России. Нет, о «прорывных» автомобилях речь пока не идет. Просто «АвтоВаз» будет собирать еще больше машин, причем не только под своим брендом и не только в России.

К продаже гиганту готовятся 100% акций завода «ИжАвто». Амбиции флагмана отечественного автопрома и его партнера – концерна Renault-Nissan – на том не исчерпаны. Руководство «АвтоВАЗа» потирает руки в ожидании положительного решения со стороны властей Казахстана по продаже их крупнейшего автомобильного завода ОАО «Азия авто».

Президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин подтвердил интерес к «ИжАвто». По его словам, переговоры уже находятся на стадии обсуждения цены. По его оценкам, в сентябре сделка будет закрыта.

Б.Алешин отметил, что под контролем «АвтоВАЗа» «ИжАвто» будет производить автомобили Lada, Renault и Nissan, не уточнив конкретных моделей этих производителей и объемы выпуска.

О готовящейся сделке эксперты Bigness.ru сообщали еще в феврале этого года. Именно зимой группа «СОК», в которую входит «ИжАвто», сделала предложение о покупке ижевского автозавода «АвтоВАЗу» и его партнеру – концерну Renault-Nissan.

Справка: ОАО «ИжАвто» производит автомобили KIA (Spectra, Rio и Sorento), а также ВАЗ-2104 и фургоны на базе автомобилей «Иж». В 2007 году завод произвел 78 тыс. 802 автомобиля, что на 21% больше показателя 2006 года. Выручка от реализации продукции ОАО в прошлом году составила 23 млрд 68,5 млн рублей (рост на 27% по сравнению с 2006 годом).

Читайте также: Сборка на «ИжАвто» выгоднее: Renault-Nissan поспешил с покупкой «АвтоВАЗа»?

К началу октября «АвтоВАЗ» намерен закончить процедуру сделки еще по одному заводу. Гигант автомобильной отрасли договорился с акционерами казахского «Азия авто» о продаже ему своего предприятия. Теперь сделку должны одобрить власти России и Казахстана.

Вопрос должен решиться в ходе визита в страну президента России Дмитрия Медведева. Он предложит казахской стороне поднять пошлины на импорт подержанных машин, создав «АвтоВАЗу» гарантированный рынок сбыта в регионе. В этом случае «АвтоВАЗ» приобретет «Азия авто» загрузив его сборкой моделей Lada, Renault и Nissan.

По словам топ-менеджеров завода, сумма сделки составит $70-80 млн, она пройдет в два этапа. Сначала «АвтоВАЗ» приобретет 25% «Азия авто», а в течение ближайших полутора лет нарастит свой пакет до контрольного.

Кроме того, «АвтоВАЗ» намерен инвестировать еще около $100 млн в расширение мощностей крупнейший автозавод Казахстана «Азия авто» до 120 тыс. (сейчас – 45 тыс. авто в год).

Справка: Мощность ОАО «Азия авто» сопоставима с годовым объемом продаж новых автомобилей в республике (около 50 тыс.). Однако завод серьезно недозагружен: в 2007 году он выпустил всего 4,4 тыс. машин (модели Lada, Skoda и Chevrolet). ЗАО «Азия Авто» ведет совместную работу с «АвтоВАЗом» с 2003 года, когда на мощностях казахстанского предприятия стартовало производство автомобиля Lada 4x4. С начала выпуска здесь было изготовлено почти 9,5 тыс. российских внедорожников.

Дмитрий Медведев выражает надежду, что на наших условиях Казахстан расчистит площадку для автовазовской сборки. Во время визита он предложит казахской стороне очистить их республиканский рынок от импорта подержанных машин. Сейчас их продажи почти в девять раз превышают продажи новых автомобилей, уточняет эксперт Ernst & Young Иван Бончев.

Президент России предложит властям Казахстана установить пошлины на импорт старых машин «на уровне российских» (25%, но не менее €0,45-1 за куб. см двигателя, в зависимости от его объема), рассказывает один из собеседников «Ъ». Это одно из ключевых условий сделки, поскольку АвтоВАЗ хотел бы иметь гарантии сбыта своей продукции в случае покупки «Азия авто».

В то же время власти Казахстана и сами уже работают над обновлением автопарка. С 2008 года в стране введен топливный стандарт «Евро-2», а с лета 2009 года заработает «Евро-3». Кроме того, с 2007 года в Казахстан полностью запрещен импорт машин с правым рулем, а с начала с 2009 года может быть введен запрет даже на их эксплуатацию.

Если предложение господина Медведева будет принято, о сделке по покупке «Азия авто» «АвтоВАЗ» объявит прямо в ходе визита. Тогда же может быть объявлено, что расширение мощностей «Азия авто» будет вестись не на деньги АвтоВАЗа, а на средства Казахстанского банка развития. Конвейер на начальном этапе планируется загрузить моделями Lada. Впоследствии на него встанут модели альянса Renault-Nissan, говорят на заводе.

Новые проекты «АвтоВАЗа» окажут позитивное влияние на акции компании и на ее перспективы, говорится в аналитическом комментарии ИГ «Универ». Аналитик ИГ «Универ» Антон Мотовилов в интервью REGNUM отметил, что «соглашение выгодно и азиатскому заводу, так как в данный момент мощности производства загружены на 10-15%».

Эти позитивные новости вкупе с обширной инвестиционной программой с сотрудничеством с Renault должны оказать достойную поддержку ценам на акции «АвтоВаза», считают аналитики.

Между тем, присутствие «АвтоВАЗа» на этих двух заводах ставит под сомнение судьба нынешних партнеров «ИжАвто» и «Азия авто». Отвечая на вопрос «Интерфакса», как «АвтоВАЗ» намерен поступить с располагающимся на ижевском заводе сборочным производством автомобилей Kia, Б.Алешин сказал, что компания намерена продолжать имеющееся сотрудничество, пока оно будет выгодно обоим партнерам.

По данным делового портала Bigness.ru, от сотрудничества с Kia-Motors на заводе с легкостью отказались бы хоть сейчас. Об этом сообщил в интервью наш анонимный источник, приближенный к руководству «ИжАвто». Корейские авто с трудом продаются.

Именно поэтому мощности «ИжАвто» в прошлом году были загружены лишь на треть. Так, ижевский автозавод выпустил лишь 70 тыс. машин. И это притом, что предприятие может производить до 220 тыс. автомобилей ежегодно.

Однако расторгать контракт с Kia сейчас, по меньшей мере, безрассудно. Заводу придется выплатить корейским партнерам многомиллионные штрафы. Впрочем, срок контракта истекает в конце этого года. Так что, уже со следующего «АвтоВАЗ» совместно с концерном Renault-Nissan вполне может загрузить мощности ижевского автозавода только своими автомобилями. Что касается нынешних партнеров «Азия авто», их будущее пока неизвестно.

Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что расширением сборочного производства флагман российской автомобильной промышленности в скором времени вернет себе утраченную долю на рынке сбыта.

По итогам 2008 г. доля «АвтоВАЗа» на российском рынке может упасть до 20-22%, говорит аналитик «Велес капитала» Марина Иркли. Для сравнения, по данным Ernst & Young, еще в 2005 г. доля «АвтоВАЗа» на российском автомобильном рынке составляла аж 40%. «АвтоВаз» вытесняется как ввозимыми иномарками, так и продукцией сборочных «отверточных» производств. Эксперты рынка, комментируя эту ситуацию, ссылались на низкое качество отечественной продукции – мол, устаревшие технические решения становятся все менее интересны россиянам.

Видимо, руководство автоконцерна решило не противится вектору развития рынка. При всемерной поддержке государства «АвтоВаз» демонстрирует агрессивную стратегию расширения производства, чтобы обыграть конкурентов хотя бы «по очкам».


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus