Пиво, вино и шампанское «выживут» водку с российских прилавков?

«Низкоградусные» алкогольные напитки сживают водку с прилавков, бьют тревогу в Национальной алкогольной ассоциации (НАА). Недалек тот час, когда россияне в большинстве своем перейдут с традиционно русского горячительного на более легкое спиртное.

По сведениям НАА, в январе-апреле текущего года водки и ликероводочной продукции в стране произведено на 2% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. По мнению экспертов ассоциации, снижение производства крепкого алкоголя в России, в частности водки, наблюдается не первый год.

Ситуация обусловлена снижением спроса со стороны населения. К примеру, в прошлом году продажа водки упала на 10% по сравнению с 2005 годом, и такая тенденция, по мнению специалистов, продолжится. Россияне все больше пьют пива, и «виновата в этом» агрессивная реклама его производителей.

Так, по экспертным оценкам, если пять лет назад на долю пенного напитка приходилось 20% потребления, то сейчас – ровно треть. В то же время выпуск виноградных вин увеличился за это время на 10,5%, из них 4,2% пришлось на апрель. Шампанских и игристых вин сделали на 16% больше, а производство плодовых вин росло еще более быстрыми темпами – 28,3%.

Гендиректор ОАО « Абрау-Дюрсо» Александр Захаров в своем интервью Bigness.ru указывает на то, шампанское перестало быть напитком трех дней в году – на Новый год, 8 марта и день рождения. Кроме того, постепенно к этому напитку, имеющему преимущественно женскую аудиторию, приобщаются и мужчины.

Кроме того, если говорить о российском шампанском, то рост потребления, по словам нашего собеседника, во многом зависит от улучшения качества российских игристых вин. «Сейчас крупнейшие российские производители вина и шампанского восстанавливают и преумножают виноградники, которые были уничтожены, покупают новые саженцы, инвестируют в это деньги. Эта местная сырьевая база – уникальна, по сути, качество винограда и сырья сегодня доросло до уровня мировых стандартов. Естественно, это влияет на качество и выбор потребителя», – с гордостью констатирует производитель.

По словам А.Захарова, «рост потребления игристых вин и шампанского по разным оценкам составил с 2006 года по 2007 года 50-70%. Это отличный показатель, если учитывать, что антиалкогольная политика 90-х уничтожила большинство виноградников».

Что же касается водки, то специалисты НАА предупреждают: общий ценовой фон традиционного русского напитка будет повышаться. Происходить это будет за счет вытеснения дешевых сортов. Чтобы не работать себе в убыток из-за снижения спроса, производители все активнее будут уходить в сегмент «Премиум», продукция которого существенно дороже.

Как отмечают эксперты, пить россияне меньше не стали, но они все больше предпочитают вино и пиво. Уровень потребления чистого спирта на душу населения составляет стабильные 10 литров ежегодно.

Кстати, тенденция снижения пития водки наблюдается не только у нас. В Швеции, например, 30 лет назад объем ее потребления составлял 60%, а теперь – только 30, все остальное – те же натуральные вина и пиво.

Вместе с тем, как подчеркивают эксперты, привычка к крепкому алкоголю в России все же остается сильной, просто люди переключаются на другие напитки. Так, производство коньяка выросло за четыре месяца на 20%, а импорт виски увеличился за последние четыре года в пять раз. Причем и производители, и импортеры идут, разумеется, вслед за спросом.

Причины специалисты видят не только в повышении благосостояния населения, которое формирует иную культуру пития. Аналитик потребительского сектора Ольга Самарец напомнила, что пару лет назад резко выросли акцизы на спирт. Это спровоцировало подорожание водки, а затем и масштабный алкогольный кризис 2006 года. Отрасль от него оправилась, а потребители успели сменить предпочтения.

Эксперты НАА слишком драматизируют дальнейшую судьбу русской водки, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Двухпроцентные потери «водочников» в первом квартале текущего года еще не показатель, на основе которого можно делать трагические прогнозы.

Водку с рынка никто не выживет. «Рост же популярности легких напитков вовсе не оттого, что у нас меняются вкусы, просто в силу доступности продукции разнообразной мы стали пить больше», – говорит наш собеседник.

Эксперт указывает на то, что, несмотря на положительные прогнозы относительно вина и шампанского, Россия еще не достигла уровня потребления этих напитков, что наблюдался в Советском Союзе, когда вина выпивалось в два раза больше, чем водки. «Мы отстаем от советского потребления вина пока в 3,5 раза. Рынок вина не развивается, он восстанавливается, у него есть небольшие и медленные перспективы развития. Даже за пять лет грядущих мы не достигнем и половины уровня потребления советского времени», – прогнозирует В.Дробиз.

Действительно, прирастает потребление крепкой алкогольной экзотики с Запада: виски, рома, текилы, джина. В прошлом году потребление этой группы выросло примерно в два раза.

Что касается пива, потребление хмельного напитка выросло в пять раз с 1995 года, когда на душу населения в год приходилось не более 15 литров. Сегодня этот показатель равен 82 литрам.

Да и в случае снижения потребления водки её производители вряд ли понесут убытки. Дробиз отмечает, что в России с 1994 года резко выросло потребление низкоалкогольных спиртосодержащих коктейлей. «Между тем, это продукция тех же ликероводочных заводов. Так что говорить о том, что производители будут терпеть неудачи – бред», – говорит специалист.

Аналитик приводит данные по потреблению алкоголя в переводе на чистый спирт. Он крайне не согласен с цифрами Национальной алкогольной ассоциации. «На душу населения в 2007 году приходилось не 10, а 13 литров чистого спирта в год. Даже в 2002 этот показатель был равен 11 л», – утверждает он.

Так что прописывать печальный сценарий «сорокаградусной» пока рано. Несмотря на более высокие акцизы, чем у слабоалкогольных напитков, водку будут продолжать пить.


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus