Цены на продукты завышены в три раза. В чей карман идут сверхприбыли?

Инфляция «разгоняется» алчными розничными продавцами, уверены производители продовольствия. Доступ на прилавки магазинов стал слишком дорогим – продавать на них качественную продукцию становится просто не выгодно.

Продукты могут стоить вдвое дешевле, уверены производители мяса, хлеба, молока. Мировую тенденцию роста цен на продовольствие усугубляет алчность крупных сетей розничной торговли - ритейлеров, жалуются поставщики крупных сетей. Своим недовольством условиями входа на полки торговых центров они поделились с властями на форуме «Стабилизация продовольственного рынка России». Варварские условия ритейла приведут к дефициту российской продукции в магазинах, уверены они. Размещение на полках новомодных сетевиков нашим не по карману.

Руководитель ООО «Сызранский рыбокомбинат №1» Александр Неронов уверяет: его продукция на полках может стоить в разы дешевле, чем ее сегодня предлагают те же сети. «Я посмотрел цены и был поражен ‑ та же плотва, которую добывает и перерабатывает наше предприятие, стоит в крупных магазинах Москвы 250 рублей за один килограмм. В торговых точках Сызрани, килограмм этой рыбы не дороже 30 рублей», – констатирует он.

Мы готовы поставлять дешевую продукцию и москвичам, говорит производитель, однако попасть на местные прилавки практически невозможно, особенно, если это место на полке крупной торговой сети. «Мы один раз взяли договор и выяснили: чтобы позволить себе разместить свою продукцию в их магазинах, нам надо продать свой рыбокомбинат. Нам такие партнеры не нужны», – с горечью поделился рыбокомбината с обозревателем Bigness.ru.

Его поддерживает и другой региональный производитель. Гендиректор ОАО «Липецкхлебмакаронпром» Валерий Абашкин. «Мы сегодня сетевой торговле отдаем 65% нашего дохода! У нас рентабельность от этого на уровне 3%, а чтобы выжить, необходим уровень 10%. Прайсовая цена пачки макарон для ритейла – 9-11 рублей, пока мы ее доводим до полки, ее стоимость еще снижается на пару рублей за счет скидок, оплаты бонусов, разгрузки товара и прочих расходов, которые ритейл прописывает в договоре. В итоге, она получается дороже себестоимости всего на 3-5%. То есть, мы практически ничего не можем заработать», – поделился он с нашим деловым порталом.

Нет места на полке не только производителям товаров первой необходимости. Гендиректор ОАО «Абрау-Дюрсо» Александр Захаров утверждает: «Ряд своих позиций мы не можем позволить донести до потребителей. Наше новое шампанское, которое на всех выставках держало лидерство, нигде нельзя приобрести». Причины директор предприятия называет все те же – высокие требования сетей к производителям.

Если мы принимаем решение войти в сеть, то плата за вход на полку ложится на плечи потребителей, продолжает наш собеседник.

Беды производителей на том не заканчиваются. Договор с ритейлом становится настоящим приговором для поставщика, говорит гендиректор мясоперерабатывающего предприятия «Русский сорт» Татьяна Еремкина.

Она поделилась с собравшимися на форуме горьким опытом. «Одна крупная торговая сеть Москвы просто варварски относится к производителям. Ее владельцы не отвечают ни за сохранность товара, ни за выкладку, ни за что. Прошел срок годности на мясо – они все равно его продают. Либо у них стопроцентный возврат товара обратно, если он испортился и они не успели его продать. Нет никаких компенсаций производителю, постоянные задержки с оплатой», – возмущается производитель мясных деликатесов.

Договор поставщика с сетью – все равно, что филькина грамота. «Что хотят, то и пишут в них, нарушая существующие законы. Допустим, те же штрафные санкции… По нашему законодательству штраф можно взять лишь по решению арбитражного суда, если я отказываюсь его добровольно платить. Однако, учитывая, что деньги за продукцию они нам перечисляют после того, как продадут, они сразу вычитают штрафы, например, за опоздание нашей машины на пять минут!» – говорит Валерий Абашкин.

Такое поведение сетей приводит к тому, что качество товаров ухудшается, а выбор становится скудным, – соглашается с собравшимися зам. руководителя Департамента по законодательству в области регулирования потребительского рынка Минэкономразвития Елена Абрамова.

С трибуны Е.Абрамова сообщила, что в ходе прошлогодних проверок специалисты ФАС выявили примерно 27 условий, которые ритейл навязывает малому бизнесу. Специалист успокаивает, совсем скоро на нерадивых начнется охота. Готовится к принятию новый закон «О торговле», который должен значительно ослабить незаконную деятельность владельцев торговых центров.

Как уже сообщал наш портал, это должно произойти за счет ограничений по введению более низкого порога доминирования сетей с 35% до 15%, а также за счет ужесточения административных наказаний и привлечения владельцев сетей к уголовной ответственности.

Читайте также: В тюрьму за коммерческий сговор: ФАС и МВД ужесточат уголовную ответственность бизнесменов

Между тем, производители не очень верят обещаниям чиновников. Гендиректор липецкого хлебомакаронного комбината узрел в законопроекте недоработку и тут же поспешил сообщить о ней Е.Абрамовой. В.Абашкин предлагает прописать в законе конкретные условия, которые сетевики не имеют права включать в договор. Раз так, то навязывание условий продолжится.

Елена Абрамова посчитала это вредным: «Вы представьте себе, как мы пропишем в законе все эти 27 условий, которые ритейл навязывает производителю?! Если мы запретим писать “плата за место на полке”, то они назовут этот пункт как угодно: “бонус за мерчендайзинг”, например. Все, что могли, мы предусмотрели в законе о торговле. Это два главных условия: снижение порога доминирования для предприятий и внедрение в повседневную практику правил недискриминационного доступа в сети», – успокаивает чиновник.

Весь мир решает эту проблему через антимонопольный орган, другого способа нет, продолжает она. С вступлением в силу нового закона и поправок в кодексы, у ФАС и милиции будет больше полномочий для «придирок». Здесь важно, чтобы производители сами сообщали обо всех нарушениях своих прав в соответствующие структуры, говорит она.

Даже с вступлением в силу нового закона, дискриминация не канет в лету, не унимаются поставщики. Татьяна Еремкина приводит пример: «Мы стали выставлять претензии, судиться с ритейлером, а он нам в итоге создал все условия, чтобы мы оттуда просто ушли», - говорит она. В частности, её компании ритейлер растянул срок расплаты за товар с 21 до 90 дней. «Пожалуешься – испортишь отношения и больше никогда не войдешь в эту сеть!» – уверена Еремкина. Ведь место будет занято конкурентами.

Ее поддерживает коллега из Липецка: «Для того чтобы обеспечить работу нашему производству мы вынуждены подписывать такие договоры. В противном случае наше производство встанет. Суд, конечно, может такой договор признать недействительным, но тогда мы потеряем места на полке, с нами не будут больше сотрудничать. Новый закон эти вопросы снова не решает», – говорит В.Абашкин.

Александр Захаров в свою очередь считает, что «государство должно не столько регулировать рынок, сколько создавать доступные и равные условия для развития конкуренции и входа на него».

Впрочем, новый закон предусматривает для производителей альтернативных путей сбыта продукции. «В первую очередь будут разработаны программы развития конкуренции в каждом регионе. Поддержка местных властей будет оказываться преимущественно предприятиям малого и среднего бизнеса. Им будет проще получить помещения в аренду или землю под строительство собственных магазинчиков. Кроме того, программа предусматривает и строительство крупных торговых центров для аренды в них площадей малыми предприятиями», – говорит представитель Минэкономразвития.

Закон упростит и разрешительную систему на осуществление торговой деятельности. Предпринимателю будет достаточно отправить уведомление в разрешительный орган о том, что он открывает свой бизнес, а не ждать одобрения властей годами, обещают чиновники.

Было бы хорошо иметь и свою филиальную сеть, и более простой вход на рынок, вздыхают производители и продолжают сомневаться. «До сих пор государство своими руками выживало конкурентов: иностранцев и “бабушек”. Законом о рынках чиновники вбили последний гвоздь в рыночную торговлю. Если человек приходит торговать с ведрами, он создает своего рода конкуренцию своей ценой! Прежде чем попасть на этот рынок, им нужно собрать десятки рекомендаций, даже в советские времена для вступления в партию требовалось только две рекомендации», – заключает Александр Неронов.

Как обычно, хотели сделать лучше, разводит руками директор рыбного завода. Именно поэтому новый закон производители дешевой, но качественной продукции ждут не с трепетом, а, скорее, с содроганием. Еще не принятый, он уже вызывает массу противоречий.


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus