Конец эпохи русских грузовиков: «КамАЗ» продадут иностранцам

«КамАЗ» продадут иностранцам. На торги выставляют около 20-25% акций одного из крупнейших российских производителей грузовой автотехники. Пикантность ситуации в том, что российские грузовики – пожалуй, единственный конкурентоспособный продукт отечественного автопрома.

Интерес к покупке проявляют Volvo, Iveco, Scania и MAN. Сделка может состояться уже в конце этого года.

Справка: Государству принадлежит более трети акций «КамАЗа». Контрольный пакет компании консолидирован в дружественных менеджменту «КамАЗа» структурах, в том числе около 20% – у «Тройки Диалог», остальное – у компании «КамАЗ-Капитал».

Новость о продаже акций «КамАЗа» эксперты встретили с оптимизмом. Директор департамента слияний и поглощений НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Максим Розов считает, что «КамАЗ» уже вышел на предельный объем производства и для дальнейшего развития ему необходимо преодолеть нехватку мощностей. Эту проблему он как раз мог бы решить посредством привлечения иностранных инвесторов, сказал Розов Bigness.ru.

По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, компания действует на перспективу. «Пока продукция компании конкурентоспособна. Вопрос – как долго процветание продлится. Если сравнивать ее по потребительским свойствам с иностранными аналогами, продукция “КамАЗа” уступает им. Грузовики пользуются спросом за счет низкой цены. Следовательно, приход стратегического инвестора был бы полезен компании», – сообщил он в интервью нашему изданию.

Да и зарубежные производители грузовиков давно зарятся на российский рынок. Потребность в такой технике в России есть. Даже высокие темпы роста производства большегрузов тем же «КамАЗом» не могут удовлетворить всего внутреннего спроса, делится с Bigness.ru руководитель департамента консалтинговой, выставочной и издательской деятельности ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» (АСМ-холдинг) Виктор Пашков.

В высоких темпах роста рынка нет ничего удивительного, говорит руководитель направления машиностроения и транспорта A.T. Kearney Евгений Богданов. Спрос на транспортные услуги растет, что связано с общим ростом экономики, который влечет за собой увеличение перевозок автомобильным транспортом.

Производство грузовиков не поспевает за ростом рынка. По данным Abarus, 27% проданных в России грузовых автомобилей (88 000) было ввезено из-за границы. По сравнению с 2006 годом и количество, и рыночная доля импортных грузовиков были меньше – тогда 55 000 ввезенных грузовиков заняли 21% рынка.

Выпуск грузовиков в России вырос за 2007 год лишь на 16% — с 248 766 до 288 521 (с учетом LCV — легких коммерческих автомобилей). Основной объем пришелся именно на LCV : их, по данным «АСМ-Холдинга», было выпущено почти 175 000, т.е. средне- и крупнотоннажных грузовиков произведено около 115 000 шт.

Несмотря на то, что грузовики-иномарки уже производятся в России, пока их количества недостаточно, говорит Виктор Пашков. В основном это легкая коммерческая техника, в первую очередь Hyundai Porter, «ТагАЗ» выпустил в 2007 году 10 469 автомобилей.

Средних и тяжелых грузовиков под иностранным брендами, по оценке АСМ, было выпущено только 4290 — это Isuzu (проект «Северсталь-авто», 2604 шт.), грузовики Tata (завод «Амур» в Свердловской обл., 616 шт.), Volvo (сборочный проект компании в Зеленограде, 492 шт.), Iveco и Hyundai.

Безусловно, иностранцам интересен российский рынок. Естественно, организовать производство в России с нуля гораздо дороже. Именно поэтому за акциями «КамАЗа» выстроилась целая очередь желающих стать стратегическими инвесторами.

Правда, на днях немецкая MAN AG опровергла информацию о своем намерении участвовать в сделке. В любом случае, в списке желающих остается как минимум три иностранные компании.

Не станут ли намерения будущих стратегов губительными для бренда «КамАЗ»? По опыту производителей легковых автомашин можно сказать, что российские марки уже не на слуху. Рынок заполонили иномарки. «В России 75% рынка легковых автомобилей занято иномарками и это только ввоз из-за рубежа. А если учесть то, что наши предприятия переходят на сборку иностранных авто, доля собственных автомашин просто ничтожна», – с печалью констатирует В.Пашков.

Производство автомобилей «КамАЗ» растет год от года, и расти ему пока есть куда, успокаивают другие наши собеседники. Аналитик по машиностроению ИК «Проспект» Дмитрий Кипа считает, что у предприятия достаточно прочные позиции, как в своем недорогом ценовом сегменте, так и по классу автомобилей.

Хотя эту точку зрения не разделяет гендиректор ООО «МАН Автомобили Россия» Пер Густав Нильссон. В интервью РБК daily он поделился на этот счет своими соображениями. «Перевозки грузов, как известно, оплачиваются исходя из перевезенного объема. Чтобы перевезти груз, который перевозят три “КамАза”, требуется два грузовика фирмы МА N. И потребляют эти машины меньше топлива, чем “КамАЗ”. То есть рентабельность эксплуатации западных моделей на 60% выше. Грузовики западных марок обходятся дешевле и в обслуживании. Через три-четыре года работы грузовик МА N все еще будет обладать остаточной стоимостью, которая превосходит стоимость нового “КамАЗа”. С этой точки зрения получается, что “КамАЗ” обходится дороже МА N », – уверен он.

Представитель MAN в России констатирует, что все чаще владельцы российских грузовиков пересаживаются на импортные большегрузы.

Качество российских грузовиков отстает от западного, считает Д.Кипа. «В современных условиях рынка есть определенные требования к стандартам качества, экологичности. На данный момент на “КамАЗе” нет этих технологий, поэтому чтобы как-то развиваться на волне рынка, нам так или иначе необходимо сотрудничество с теми компаниями, где все это есть», – делится он с нашими читателями.

Не перерастет ли сотрудничество в нечестную борьбу за рынок? Нет, говорят в ФАС. Федеральный антимонопольный орган будет целиком и полностью контролировать процесс сделки с момента принятия решения «КамАЗа» о выборе партнера.

Начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов обещает, что ФАС выживет с предприятия иностранного инвестора, как только заподозрит нечестное вытеснение с рынка партнера. «Мы поставим будущему стратегу условие о неснижении объемов производства “КамАЗов”. Нарушая это предписание, инвесторы не только попадают под штраф, велика вероятность и расторжения сделки», – пугает антимонопольщик.

Этого не случится, «КамАЗ» не сдаст своих позиций, уверен и В.Пашков. По крайней мере, постарается, отчасти благодаря господдержке. По мнению представителя АСМ, «чиновники увидели свою ошибку в легковом автопроме, которую, к сожалению, уже не исправить. Дабы не наступить дважды на те же грабли, с грузовиками власти будут держать ухо востро и не позволят доминировать производству иномарок на базе отечественных предприятий», – считает эксперт.

Единственная причина, которая может способствовать вытеснению наших грузовиков с рынка и снижению объемов их производства – неконкурентоспособность продукции по техническим параметрам. С чем и пытается бороться, привлекая инвесторов завод «КамАЗ».

Читайте также: Чем опасна сборка иномарок в России?


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле
Карьера
Одна из известнейших ведьм современности, консультирующая политиков и предпринимателей, Алена Полынь рассказала о тайнах успешного бизнеса. Она поделилась своим знанием того, как использовать магические силы для реализации своих планов и желаний и как магия поможет обрести финансовое благополучие.
Рейтинг "качества" от "Росконтроля" продается за 1 млн рублей
Рейтинг  качества  от  Росконтроля  продается за 1 млн рублей
Правила игры
Свой знак качества "Росконтроль" продает любому производителю, готовому заплатить 1 миллион рублей. Тот, кто не готов платить деньги может поплатиться репутацией. А владеют этим бизнесом люди с сомнительными "историями успеха".
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Как ростовский агрохолдинг убивает село
Производство Аграрный сектор
"Правда.Ру" опубликовала новость о странных вещах, происходящих в Краснодарском крае и касающихся фермерских хозяйств.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Обнуление и генеральная уборка своей жизни
Правила игры
 В полный стакан воды не нальешь. Это один из основополагающих принципов любых перемен. Невозможно кардинально изменить жизнь и переписать историю на своем листе, если действовать исходя из неразобранного багажа опыта.
Десять качеств успешных людей
Карьера
Многие бизнесмены и знаменитости не владеют каким-либо специальным образованием в сфере своей занятости, они просто с самого начала были уверены в собственных начинаниях и шли к этому.
Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи Простой и честный мануал для тех, кто хочет добиться успеха в работе  Ваш успех - порядок в голове 
Золотые правила рынка услуг
Рынок услуг
Если вы не пытаетесь претендовать на длительные отношения с вашим клиентом, то вы теряете на этом деньги.
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus