Оскудеет ли рука берущего?

У каждого времени свои герои – в прошлом веке это были Печорин с Онегиным. В 90-х - киношный Брат-Бодров. В 21 веке в героях всё чаще ходят воры в белых воротничках, в простонародии - откатчики. Бренд-менеджеры знаменитых и не очень лейблов, снабженцы супермаркетов и розничных сетей, менеджеры по закупкам и прочие. О них слагаются даже романы ‑ эдакие современные антигерои, персонажи антигламура.

Взятка всегда была в России двигателем прогресса. Классика утверждает, что раньше предпочитали брать борзыми щенками. Нынче «зеленью». Любитель правды-матки Салтыков-Щедрин, который чаще других в 19 веке клеймил позором мздоимцев, писал: «Брали мы. Правда, что брали. Кто богу не грешен, царю не виноват? Да ведь и то сказать, лучше что-ли денег-то не брать, да и дела не делать? Как возьмешь, оно и работать как-то сподручнее, поощрительнее. Это все единственно, что деньги на дороге найти да не воспользоваться».

Но как и две сотни лет назад, Россия по-прежнему остается раем для взяточников и мздоимцев. И на вопрос, как в России дела, мы часто отшучиваемся, дескать, воруют-с…Откаты в деловом мире – это реальность, это не миф.

Типичный пример их деятельности: если вы не видите на полке в супермаркете свои любимые духи или сигареты, это означает, что менеджерам этих товарных групп просто «не отстегнули». Эти антигерои зарабатывают, в основном, на коммерческих взятках. Между прочим, в деловых кругах считается, что откаты ‑ это очень опасный и психологически тяжелый труд.

Писать про откаты в бизнесе все равно, что ходить по тонкой проволоке над пропастью. Одни берут. И не скрывают этого. Другие – не берут, но рады бы. Третьи норовят схватить за руку. А жизнь, как всегда, оказывается богаче вымысла.

Во-первых, далеко не все «манагеры» берут откаты. Во-вторых, не каждый взятку и предложит. В-третьих, есть лояльные руководители: мол, даже если и берет человек на лапу, но делает работу хорошо, что ж, пусть работает... пока. Практика подсказывает, что чаще всего под подозрением оказывается распорядитель рекламных бюджетов компании. Даже если он не злоупотребляет, не берет с агентств или рекламных служб взятки за размещение, он частенько (и не заслуженно) находится под подозрением.

Вот что рассказала корреспонденту « Bigness . ru » сотрудница столичной рекламной службы, пожелавшая остаться «в тени». «В рекламе очень важно соблюдение сроков, например, оперативно отреагировать на некую информационную волну. Иногда сам шеф проверяет-перепроверяет, долго тянет: стоит ли давать эту рекламу? Пока он «чешется», волна прошла! И ваша реклама не дала нужного эффекта. Тогда начальник с новой силой начинает вас подозревать: а почему эта акция оказалась неэффективной? И снова твои проекты с утроенной силой «прочесываются». Каков результат? Не у всякого специалиста хватит терпения воевать с ветрами недоверия начальства.

Кстати, есть сведения, что среди неэффективно работающих агентств распространяются списки менеджеров, берущих откаты. При этом сведения эти пользуются такой популярностью, что руководство готово за них платить. Что еще остается агентствам, явно проигрывающим в конкурентной борьбе? Только поиск себе подобных «спецов»: «Ты ничего в рекламе не понимаешь, я ничего в ней не понимаю. Но… мы договоримся. А если ты откажешься сотрудничать, у нас есть на тебя компромат».

Каковы негативные последствия откатов? Во-первых, разбазариваются ресурсы компании; во-вторых, заваливаются перспективные проекты; в-третьих, пропадает вера в возможности своего бизнеса. Оттого большинство руководителей компаний все же озабочены диагностикой и предотвращением «внутрибюджетного» воровства.

Откат к тому же - отличная форма добиться скидки. Есть шефы компаний, которые часто торгуются с поставщиками в роли менеджера по закупкам, максимально их прогибают. И после этого требуют отката, мотивируя «стандартом отрасли». Им, как правило, удается значительно снизить цену.

Искать психологический портрет откатчиков бесполезно, это все равно, что писать общий портрет преступника. Выход? Только усиленные методы работы служб безопасности: проверка доходов, изучение рекомендаций и отзывов. Если специалист успел поработать в крупной компании, иногда отзывы о его работе можно найти даже в профильных СМИ или Интернет-комьюнити. Точных методов диагностики откатчиков не существует.

И еще. Правда, как известно, у каждого своя. Есть та правда, что «по закону». А есть и глубокие личные убеждения, ведь в жизни случается масса ситуаций, когда вопрос невозможно решить без «не подмажешь - не поедешь». А решать нужно! И тогда мы сами «откатываем», не правда ли? Есть сайты, которые уже давно дают дельные советы тем, кто уверен в своей правоте. Ловить откатчиков становится все труднее. Но пытаться стоит.

Простые советы, как бороться с откатами:

1) выбирайте подрядчиков с безупречной репутацией на рынке. Такие компании реже идут на переговоры с «откатчиками».

2) Проводите мониторинг рынка, чтобы знать существующие расценки и условия. Так вы сможете увидеть в предложенном вам на подпись договоре «дельту» внутрикорпоративной «крысы».

3) Практически в каждой отрасли есть своя культура «откатов» - размер доли, способы передачи. Изучите этот опыт. Смотрите на работу с вашими партнерами глазами «откатчика». Ищите уязвимые места вашей административной пирамиды.

4) Стимулируйте своих сотрудников. Лицам, распоряжающимся бюджетом необходимо вовремя вслед за рынком индексировать материальную компенсацию. Создавайте такие условия, чтобы зарабатывать можно было и без откатов.
Человек, зарабатывающий мизер в течение долгого времени, и решающий судьбу крупных бюджетов, в 99% уже давно перешел на «самоокупаемость». Бессмысленно ждать лояльности от таких кадров.

5) Минимизируйте объем бюджета, в рамках которого ответственные менеджеры могут принимать решение самостоятельно – в зависимости от масштаба компании и принятых в том или ином сегменте размеров откатов. Т.е. изначально решите – сколько вы готовы терять.

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Миллиардер без миллиарда
Миллиардер без миллиарда
Карьера
Он основатель Duty Free. Ему 81 год, он нажил состояние в 7,5 миллиарда долларов. При этом не имеет машины, летает эконом-классом, живет в съемной квартире. Чак Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку.
Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Правила игры
80 процентов всех полученных вами доходов приносят вам лишь 20 процентов вашей деятельности. Многое из того, что вы делаете, в действительности не так уж необходимо, как вы считаете.
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Карьера
Чего вам не следует делать однозначно, так это — разочаровываться в своей жизни. Вы не должны думать, что она не удалась. Ни в каком возрасте нельзя так думать. В этой жизни все не зря. И все еще только начинается.
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
Финансы
Агентство по страхованию вкладов начало масштабную кампанию по отсуживанию денег у населения. Повестки в суд уже получили клиенты, которые сняли со своих счетов деньги незадолго до отзыва лицензии у банка.
Главные мифы о личном развитии
Главные мифы о личном развитии
Ресурсы
Какой смысл верить в свою мечту, если ты ничего с ней не делаешь?
Восемь самых полезных знаний
Карьера
Освойте финансовую грамотность. Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте как создать свое дело и распоряжаться деньгами.
Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние Пятнадцать простых правил для быстрого прорыва в жизни Шесть ключевых навыков крутого продажника
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Главные мифы о личном развитии
Главные мифы о личном развитии
Ресурсы
Какой смысл верить в свою мечту, если ты ничего с ней не делаешь?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus