Российский истребитель будущего «летает» пока без двигателя

Очередные несколько лет упущено российскими производителями военных самолетов. Государство объявило новый конкурс по выбору разработчика двигателя пятого поколения. «Резину тянут» с развала Советского Союза, когда государственное финансирование стратегического проекта прекратилось.

Из чего состоит современный самолет? Из «железа», электроники и двигателя. Созданию Россией боевого самолета пятого поколения, способного противостоять уже существующим американским и европейским аналогам, во многом тормозиться как раз из-за отсутствия подходящей двигательной установки.

Первые шаги по созданию двигателя пятого поколения были сделаны еще в 80-х годах прошлого столетия, констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт.ру» Олег Пантелеев. «Планировалось, что истребитель пятого поколения сможет активно летать уже во второй половине 90, то есть пройти испытания. Тогда мы имели все шансы сохранить паритет с США. Мы отчасти даже опережали американцев. Развал советского союза поставил на этом крест», – поделился он с Bigness.ru.

Россия отстала от Америки лет на десять, с горечью констатируют эксперты. Американским производителям военных самолетов нового поколения есть чем гордиться. Их истребитель F-22, оснащенный двигателем пятого поколения, запущен в серийное производство еще в 2004 году. К концу этого десятилетия закончатся испытания еще одного самолета нового поколения – F-35.

Между тем, в России пока лишь только испытывают образец двигателя, необходимого современному самолету.

Однако для того, чтобы выпустить двигатель в серийное производство не достаточно испытать «образец», необходимо пройти второй этап. «Мировая практика заключается в том, что проводится тендер, на который основные претенденты выставляют, так называемый, «демонстратор», на основе которого и будет выпускаться “серийный агрегат”», – говорит Пантелеев.

Демонстратор – это еще не товарный продукт, а лишь стенд, на котором отрабатываются наиболее важные передовые технологии производства двигателей, объясняет наш собеседник. Решение о разработчике двигателя пятого поколения будет принято лишь в 2009 году на основании итогов конкурса демонстраторов.

На его разработку претендуют НПО «Сатурн» и ММПП «Салют», которые пока только за счет собственных средств отрабатывают ноу-хау. Их представят в будущем году на суд. «Вчерашний дефицит государственного финансирования сегодня и завтра оборачиваются снижением темпов производства. Потому пока до конца десятилетия даже не ставится задача поставить на вооружение эти самолеты. К этому моменту, дай бог, состоится полет опытного прототипа самолета с двигателем пятого поколения», – говорит наш эксперт.

Между тем, на пятки России наступают не только американцы, но и европейцы, которые работают сразу над двумя проектами истребителей пятого поколения.

Русские еще могут переплюнуть и Америку, и Европу, надеются эксперты и разработчики. «Вероятно, как рассчитывают наши промышленники, новый самолет пятого поколения будет по соотношению «цена – качество» интереснее американских аналогов. Тем самым, Россия сумеет отстоять свои позиции на рынке вооружений», – считает Олег Пантелеев.

Американские F-22 будут поставляться на экспорт в очень ограниченном количестве из-за того, что это очень дорогой самолет, говорит собеседник Bigness.ru. Что касается европейских аналогов, то они заметно будут уступать в качестве.

Еще один весомый факт в пользу российских двигателей и самолетов – прошлогодние российско-индийские переговоры о совместной разработке истребителей пятого поколения. Один из покупателей в лице Индии выразил свою приверженность к сотрудничеству с российской стороной.

По самым смелым ожиданиям, появления серийных российских истребителей пятого поколения стоит ожидать ближе к середине следующего десятилетия. Не поменяются ли к тому времени планы потенциальных покупателей наших военных самолетов?


Наталья Трефилова
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.