Как заставить продавца вернуть деньги? Покупателю поможет закон

Купил телефон - через неделю аппарат перестал работать без видимых на то причин. В гарантийной службе тянут с ремонтом, ссылаясь на отсутствие деталей и сложную техническую поломку. Обычная ситуация, констатируют защитники гражданских прав. Новые поправки к «Закону о защите прав потребителей» должны отчасти исправить эту ситуацию.

Об этом сообщил в интервью Bigness.ru Юрист МОО Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Николай Макаров. Закон установил четкий срок, в течение которого можно потребовать с продавца денег за такой некачественный товар: «Если раньше можно было в течение гарантийного срока получить деньги за технически сложный товар, то сейчас четко прописано, что их можно вернуть в течение 15 дней с момента передачи», - сказал Макаров.

Требовать возврата раньше можно было лишь в том случае, если поломка или недостаток был «существенным».

Справка:

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (ст. 1 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"».

По новым правилам в течение 15 дней потребитель вправе вернуть товар даже с несущественным недостатком. После этого срока деньги за товар вернут лишь если поломка серьезная. По словам Макарова, «практика показывает, что в 50-60 процентах случаев, «криминальный» недостаток, сокрытый продавцом, обнаруживается именно в течение двух недель».

Облегчит ли судьбу потребителя такая поправка, юрист «Общественного контроля» утверждать не берется: «С одной стороны это, конечно, минус. То есть, если сейчас вы купили телефон и пользуетесь им полгода, он у вас ломается, его можно вернуть и без существенных недостатков. Боюсь, после вступления в силу этих поправок, это станет невозможным. В то же время, если он аналогично ломается еще раз, либо длительное время находится в ремонте, то в этой ситуации по закону можно требовать денег», - прокомментировал Макаров.

Что касается изменений в части продажи товаров по образцам, Макаров целиком и полностью поддерживает законотворцев. Они решат насущную проблему: задержку поставки товаров, за которые покупатель внес предоплату: «Раньше потребовать раньше от продавца ничего, по сути, было нельзя. Они могли просрочивать сколько угодно и не испытать ни какой ответственности. Сейчас за каждый день просрочки будет выплачиваться неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки от суммы предоплаты», - делится с читателями собеседник Bigness.ru.

С одной стороны, задержка товара – частая проблема автосалонов, особенно если речь идет о наиболее востребованных рынком моделях. Однако, по словам юриста, «по карману продавцов автомобилей это не сильно ударит, потому что обычно они берут предоплату в размере $2000-3000», что, как правило, существенно меньше конечной цены автомобиля. «А вот продавцам мебели, у которых, к примеру, кухни стоят 200-300 тысяч рублей, придется не очень сладко. Может быть, это обяжет их предоплату брать поменьше, либо все делать в сроки», говорит Макаров.

Порадовали Макарова, как потребителя, и поправки, к норме «о дистанционных покупках». Теперь вернуть, не подошедший по размеру или фасону качественный товар, купленный через «магазин на диване», Интернет или по каталогу, можно в семидневный срок.

По словам Макарова, это правильно. Дистанционный потребитель не наделен возможностью ознакомиться с данным товаром до заключения договора купли-продажи, сравнить его с другими подобными, как в обычном магазине. «Однако отказаться от такой продукции можно, лишь возместив продавцу затраты на доставку этого товара и при условии, что товар не был в эксплуатации. К тому же срок 7 дней четко действует, если он прописан в сопроводительных документах. Если этого срока нет в документах, то товар можно вернуть продавцу, как и было до этого, в течение 3-х месяцев», - разъяснил Макаров.

При этом потребитель вправе вернуть любой товар, купленный дистанционно . «Будь то сложная техника или золотое украшение, продавец обязан его принять и вернуть покупателю деньги. В этом случае никаких ограничений для потребителей», - констатирует специалист.

Между тем, это правило предписано законом уже давно, просто часто потребителя водят за нос, считает Макаров. «Продавцы жульничают, и будут продолжать жульничать. Правила возврата товаров, купленных через Интернет-магазины, каталоги, посредством СМИ, расписаны в 26.1 статье закона. Однако продавцы, отказываясь принимать такой товар, оперируют перечнем , который распространяется только на статью 25.1. То есть постоянно ссылаются на то, что нельзя обменивать товары технически сложные, медицинские и т.д.. Теперь по статье 26.1 вернуть можно все», - ссылается эксперт на закон.

В «Закон о защите прав потребителей» внесена еще одна поправка, касающаяся предоставления кредитов. Цель поправки - «сделать кредиты более прозрачными», говорит Макаров. С декабря кредитор обязан указывать в договоре полную сумму кредита и график погашения этой суммы. То есть, теперь потребитель сразу будет знать, сколько реально ему придется переплатить по договору кредитования. Эта норма подкрепляется распоряжениями ЦБ и Федеральной антимонопольной службы, которые предписывали банкам раскрывать в рекламных материалах «эффективную процентную ставку» и все условия по кредитам. Однако даже беглый анализ рекламных предложений банкиров выявит некорректные объявления.

На взгляд юриста, поправки не в полной мере решают вопрос «нечестного кредитования»: «Про “мелкий шрифт” и иже с ними пока что ничего не сказано. Хотя четко говорится, что информация должна быть достоверной. Как будет на практике, посмотрим, станет ли все это прозрачнее», - поделился Макаров с Bigness.ru. С другой стороны, потребитель сам должен быть внимателен при заключении подобных банковских соглашений, добавляет эксперт.

Впрочем, Макаров советует потребителям в целом совершенствовать свою правовую грамотность. На взгляд юриста, основные нормативные акты, такие как Гражданский кодекс, а, тем более «Закон о защите прав потребителей» должны стать настольными книгами любого гражданина.

Купил телефон - через неделю аппарат перестал работать без видимых на то причин. В гарантийной службе тянут с ремонтом, ссылаясь на отсутствие деталей и сложную техническую поломку. Обычная ситуация, констатируют защитники гражданских прав. Новые поправки к «Закону о защите прав потребителей» должны отчасти исправить эту ситуацию.

Об этом сообщил в интервью Bigness.ru Юрист МОО Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Николай Макаров. Закон установил четкий срок, в течение которого можно потребовать с продавца денег за такой некачественный товар: «Если раньше можно было в течение гарантийного срока получить деньги за технически сложный товар, то сейчас четко прописано, что их можно вернуть в течение 15 дней с момента передачи», - сказал Макаров.

Однако требовать возврата в течение этого срока можно лишь в том случае, если поломка или недостаток был «существенным».

Справка:

Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (ст. 1 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"».

По словам Макарова, «практика показывает, что в 50-60 процентах случаев, «криминальный» недостаток, сокрытый продавцом, обнаруживается именно в течение двух недель».

Облегчит ли судьбу потребителя такая поправка, юрист «Общественного контроля» утверждать не берется: «С одной стороны это, конечно, минус. То есть, если сейчас вы купили телефон и пользуетесь им полгода, он у вас ломается, его можно вернуть и без существенных недостатков. Боюсь, после вступления в силу этих поправок, это станет невозможным. В то же время, если он ломается три раза аналогично, либо длительное время находится в ремонте, то в этой ситуации по закону можно требовать денег», - прокомментировал Макаров.

Что касается изменений в части продажи товаров по образцам , Макаров целиком и полностью поддерживает законотворцев. Они решат насущную проблему: задержку поставки товаров, за которые покупатель внес предоплату: «Раньше потребовать раньше от продавца ничего, по сути, было нельзя. Они могли просрочивать сколько угодно и не испытать ни какой ответственности. Сейчас за каждый день просрочки будет выплачиваться неустойка в размере 0,5% за каждый день просрочки от суммы предоплаты», - делится с читателями собеседник Bigness.ru.

С одной стороны, задержка товара – частая проблема автосалонов, особенно если речь идет о наиболее востребованных рынком моделях. Однако, по словам юриста, «по карману продавцов автомобилей это не сильно ударит, потому что обычно они берут предоплату в размере $2000-3000», что, как правило, существенно меньше конечной цены автомобиля. «А вот продавцам мебели, у которых, к примеру, кухни стоят 200-300 тысяч рублей, придется не очень сладко. Может быть, это обяжет их предоплату брать поменьше, либо все делать в сроки», говорит Макаров.

Порадовали Макарова, как потребителя, и поправки, к норме «о дистанционных покупках». Теперь вернуть, не подошедший по размеру или фасону качественный товар, купленный через «магазин на диване», Интернет или по каталогу, можно в семидневный срок.

По словам Макарова, это правильно. Дистанционный потребитель не наделен возможностью ознакомиться с данным товаром до заключения договора купли-продажи, сравнить его с другими подобными, как в обычном магазине. «Однако отказаться от такой продукции можно, лишь возместив продавцу затраты на доставку этого товара. К тому же срок 7 дней четко действует, если он прописан в сопроводительных документах. Если этого срока нет в документах, то товар можно вернуть продавцу, как и было до этого, в течение 3-х месяцев», - разъяснил Макаров.

При этом потребитель вправе вернуть любой товар, купленный дистанционно . «Будь то сложная техника или золотое украшение, продавец обязан его принять и вернуть покупателю деньги. В этом случае никаких ограничений для потребителей», - констатирует специалист.

Между тем, это правило предписано законом уже давно, просто часто потребителя водят за нос, считает Макаров. «Продавцы жульничают, и будут продолжать жульничать. Правила возврата товаров, купленных через Интернет-магазины, каталоги, посредством СМИ, расписаны в 26.1 статье закона. Однако продавцы, отказываясь принимать такой товар, оперируют перечнем , который распространяется только на статью 25.1. То есть постоянно ссылаются на то, что нельзя обменивать товары технически сложные, медицинские и т.д.. Теперь по статье 26.1 вернуть можно все», - ссылается эксперт на закон.

В «Закон о защите прав потребителей» внесена еще одна поправка, касающаяся предоставления кредитов. Цель поправки - «сделать кредиты более прозрачными», говорит Макаров. С декабря кредитор обязан указывать в договоре полную сумму кредита и график погашения этой суммы. То есть, теперь потребитель сразу будет знать, сколько реально ему придется переплатить по договору кредитования. Эта норма подкрепляется распоряжениями ЦБ и Федеральной антимонопольной службы, которые предписывали банкам раскрывать в рекламных материалах «эффективную процентную ставку» и все условия по кредитам. Однако даже беглый анализ рекламных предложений банкиров выявит некорректные объявления.

На взгляд юриста, поправки не в полной мере решают вопрос «нечестного кредитования»: «Про “мелкий шрифт” и иже с ними пока что ничего не сказано. Хотя четко говорится, что информация должна быть достоверной. Как будет на практике, посмотрим, станет ли все это прозрачнее», - поделился Макаров с Bigness.ru. С другой стороны, потребитель сам должен быть внимателен при заключении подобных банковских соглашений, добавляет эксперт.

Впрочем, Макаров советует потребителям в целом совершенствовать свою правовую грамотность. На взгляд юриста, основные нормативные акты, такие как Гражданский кодекс, а, тем более «Закон о защите прав потребителей» должны стать настольными книгами любого гражданина.


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Ресурсы
Вечер — время для себя. От того, проведёте ли вы его лёжа на диване или займётесь чем-то полезным, зависит личностное и профессиональное развитие.
План достижения морального совершенства за тринадцать недель
План достижения морального совершенства за тринадцать недель
Ресурсы
Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы; а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
Пятнадцать фильмов, расширяющих сознание
Пятнадцать фильмов, расширяющих сознание
Ресурсы
Существует мнение, что кинематографическая ценность картины измеряется тем, сколько раз вы ее сможете посмотреть.
Семнадцать советов для саморазвития от Павла Дурова
Семнадцать советов для саморазвития от Павла Дурова
Правила игры
Непреодолимых препятствий нет, и все сомнения живут только в твоей голове. Не обязательно быть воином, достаточно лишь видеть цель, обходить препятствия и знать, что ты добьешься ее без единого шанса испытать неудачу.
Как сделать так, чтобы всегда везло
Как сделать так, чтобы всегда везло
Правила игры
Чем более позитивным и оптимистичным Вы становитесь, тем больше интересных людей, а значит и удачи, Вы будете привлекать в свою жизнь.
Лидерство: девять привычек, которые сделают вас успешным
Карьера
Самая распространенная причина раздраженности людей ― завалы работой. Не зацикливайтесь на том, что работы слишком много. Выберете одно дело, сделав которое, вы приблизитесь к конечной цели.
Шесть правил выигрыша жизни Как стать богатым Советы всем, кто хочет чего-то добиться в этой жизни Двадцать пять неоспоримых истин о личном развитии Одиннадцать советов для достижения поставленной цели
Шестнадцать способов сделать первую онлайн-продажу
Рынок услуг
Именно первые заработанные деньги по сути являются следствием первой продажи, а сам факт совершённой продажи является знаковым для любой, даже самой мелкой компании.
Бизнес-идея: рекламный бизнес Бизнес грузоперевозок Бизнес-идея: переработка макулатуры Автомойка с самообслуживанием Бизнес-идея: Уничтожение документов
Ложь
Ложь
Ресурсы
То, что вы счастливы, еще не значит, что вы ничего не желаете. Просто вы благодарны за то, что у вас есть, и терпеливо ждете того, что случится.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
Система Orphus