Где Россия возьмет нефть для азиатско-тихоокеанского региона?

В последнее время очень много разговоров ходит о строительстве трубопровода "Восточная Сибирь-Тихий океан", однако возникают сомнения: обеспечено ли строительство данной трубопроводной системы необходимыми ресурсами. Те же сомнения возникают и насчет других восточных нефтегазовых проектов. На эту тему наш разговор с председателем подкомитета по нефтяному комплексу Государственной Думы России Евгением Галичаниным.

- Расскажите об имеющихся в настоящее время программах освоения углеводородных ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

ЕГ: - Сразу хочу сказать, что во всех подобных документах все рисуется в оптимистических тонах.

В частности, говорится, что к 2010 году добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может достичь 12-1З млн. тонн. В этот период ожидается начало промышленной разработки Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений, будут организованы поставки конденсата с Ковыктинского месторождения. На шельфе Сахалина будет завершен ввод в эксплуатацию производственных объектов проектов « Сахалин-1 » и « Сахалин-2 », что позволит довести суммарную добычу нефти в Сахалинской области до 2З млн. тонн.

В дальнейшем, при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении геологоразведки, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на Сахалине и его шельфе) может быть к 2020 году доведена до 90 млн. тонн, а к 20З0 – до 145 млн. тонн.

На шельфе Сахалина будет сформирована новая крупная система нефтеобеспечения и расширены экспортные поставки в Японию, Китай, Южную Корею, Индию, Филиппины, другие страны АТР, а также на тихоокеанское побережье США. Кроме того, планируется увеличить загрузку сахалинской нефтью Комсомольского НПЗ. Поставки на Хабаровский НПЗ, вероятно, будут организованы с месторождений Республики Саха. В настоящее время уровень загрузки производственных мощностей Комсомольского НПЗ составляет чуть более 70%, Хабаровского - менее 60%. Доля сырья, поставляемого на эти заводы из Западной Сибири, - свыше 80% и 100% соответственно.

-Есть ли какие-то прогнозы насчет экспорта нефти?

- К 2010 году (с учетом прогноза добычи и переработки нефти в России с детализацией по макрорегионам, экспорта в западном направлении, поставок на НПЗ Восточной Сибири и Дальнего Востока) ежегодный экспорт сырой нефти из России в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) может достичь 44 млн. т., в том числе из Западной Сибири - 20 млн.т., из Восточной Сибири и Республики Саха - 6 млн. т., Сахалина - 18 млн. тонн. К 2020 году экспорт нефти составит около 95 млн. т. в год, к 20З0-му - 120 млн. т. в год. Экспорт сырой нефти из России в Китай составит 32 млн. т., в 2010 году, 61 млн. т. - в 2020-м, 70 млн. т. - в 20З0г.

Экспорт нефтепродуктов в АТР будет эффективен с НПЗ, находящихся в приграничных районах либо недалеко от портов (Ангарск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре). Объем экспорта, при условии значительного повышения качества продукции, может быть доведён до 12 млн. т. в год, в том числе в Китай - до 11,5 млн. тонн. Ежегодный экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) в страны АТР может достигнуть уже к 2015 году 1,0 млн. тонн

-Что же станет главным источником экспорта газа из России в АТР?

- Здесь можно упоминуть прежде всего месторождения Западной Сибири,

Восточной Сибири и Дальнего Востока. Добыча газа в Западной Сибири может быть доведена до 670 млрд. мЗ в год, в Восточной Сибири - до 120 млрд. мЗ в год, на Дальнем Востоке - до 30 млрд. мЗ в год.

При развитии газовой промышленности Восточной Сибири и Республики Саха следует учитывать высокое содержание в природных газах этого региона таких элементов, как этан, пропан, бутаны и конденсат. Ежегодная добыча гелия в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 году до 135-150 млн. мЗ в год. При освоении газовых месторождений Лено-Тунгусской провинции необходимо предусмотреть строительство заводов по выделению гелия и его хранилищ.

Экспорт сжиженного природного газа (СПГ) с месторождений Сахалина в АТР может начаться уже в 2008 году, а к 2010 году объем добычи и поставок СПГ в рамках проекта « Сахалин-2 » может быть доведен до 9,6 млн. т., или 13,4 млрд. мЗ в пересчете на исходное вещество. Ожидается, что после 2010 года может быть реализован проект поставок сетевого газа с Ковыктинского месторождения в Китай и Корею, а после 2015 года может начаться экспорт с других крупнейших месторождений Восточной Сибири и Республики Саха. В это же время, возможно, начало экспорта сетевого газа в рамках проекта « Сахалин-1 ».

К 2012-2015 годам по мере роста спроса на газ, в том числе в качестве моторного, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири. После удовлетворения внутренних потребностей, экспорт газа из Западной и Восточной Сибири, Республики Саха и с шельфа о-ва Сахалин в АТР к 2020 году может быть доведен до 78 млрд. мЗ в год. К

2030-му - до 145 млрд. м3 в год. Экспорт газа из России в Китай в 2020

году может составить 78 млрд. м3, в 2030-м - 125 млрд. м3.

-Правда ли, что углеводородных ресурсов в Восточной Сибири недостаточно?

-Нет. Об этом сегодня уже не говорит ни один серьезный эксперт. Весь вопрос в сроках освоения и масштабах необходимых инвестиций.

Проблема в том, что огромный потенциал энергоресурсов этого региона пока еще мало обследован. Например, известно, что начальные суммарные ресурсы газа суши Восточной Сибири и Дальнего Востока составляют 44,9 трлн. м3, а морского шельфа - 15 трлн. м3. Но это всего лишь общая оценка, а детально разведано лишь 8,6% для суши и 5,8% для шельфа.

При этом общая оценка запасов углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока представлена весьма широким диапазоном значений различной достоверности. Используются преимущественно оценки, относящиеся к категориям запасов С1 + С2 со степенью подтверждаемости 50% и менее. К этому следует добавить, что можно назвать « коэффициентом корпоративной необъективности » геологов, заинтересованных в привлечении средств для уточнения своих оценок: чем выше оценка, тем больше потенци a льнaя заинтересованность инвесторов или кредиторов.

Согласно расчетам Минприроды России, интенсивное ведение геологоразведочных работ позволит обеспечить длительную и стабильную добычу нефти в Восточной Сибири к 2020-2025 гг. на уровне 80 млн. тонн.

Однако, как и всякие оценки крупных сложно построенных геологических территорий, расчеты специалистов Минприроды России содержат много гипотетических элементов, что уже не может дать стопроцентной гарантии указанного уровня.

Хочу также акцентировать Ваше внимание на том, что важным критерием значительности геологической провинции (с точки зрения запасов углеводородов) является открытиe крупных и гигантских месторождений на начальных стадиях освоения регионов. Так, после получения первого промышленного притока газа на Березовском месторождении в течении 10 лет были открыты основные нефтяные гиганты Приобъя. Что же касается Восточной Сибири и Дальнего Востока, то после открытия Марковского месторождения в Иркутской области, более чем за сорок лет геолого-разведочных работ из относительно крупных месторождений было открыты лишь Талаканское, с максимумом возможного выхода на 4-6 млн. т. нефти в год к 2014-2015г.г., и Верхнечонское, с 6-8 млн. т. с неясными пока временными перспективами промышленного освоения.

-Есть ли все же здесь какие-либо прогнозы?

-Вообще здесь большой разброс оценок среди различных компаний и научных организаций. Скажу лишь только, что по оценкам Минприроды России, суммарные инвестиции недропользователей в геологоразведочные работы, добычу и промысловую инфраструктуру составят $90-100 млрд. Само государство готово профинансировать лишь долю инвестиций, не превышающую 10%.

Оставшиеся 90% или больше, инвестиций должны будут вложить компании, однако существующее законодательство этого пока активно не стимулирует. В частности, по мнению президента компании Сургутнефтегаз В.Богданова, « действующая система налогообложения вместе с предполагаемыми транспортными тарифами не позволяет компаниям достичь порога рентабельности при разработке месторождений Востока ».

Глава Минприроды России Ю. Трутнев в докладе президенту России еще в 2005 году сообщил, что « в Восточной Сибири лицензированы 38 участков недр », а уровень « инвестиций в рамках программы составил - 1,2 млрд. руб. ». Отмечу также, что указанная сумма составляет немногим более $ 40 млн. И на порядки отличается от необходимого объема финансирования.

Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что очередей за восточными лицензиями нет, и результаты первых аукционов Минприроды России ажиотажа не вызвали. Кроме того, обращает на себя внимание и другое важное замечание, сделанное в том же докладе министра: « В связи с увеличением общих расходов на геологоразведку мы увеличили инвестиции в Восточную Сибирь. Это позволит к 2011 году выйти на 30 млн. тонн нефти в год ».

Каким образом рост указанных капиталовложений реально обеспечит выход на такой уровень нефтедобычи - остается без объяснений. Таким образом, подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что основания для беспокойства по поводу сроков освоения углеводородных ресурсов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеются.

-Что уже в этом плане сделано и что необходимо сделать?

-Я хотел бы, прежде всего, начать с того, что в истекшем году Государственной Думой были приняты поправки в налоговый кодекс, снижающие налоговое бремя для месторождений Восточной Сибири. Этот механизм начал действовать с 1 января 2007 года. Конечно, это не решает проблему на все сто процентов, однако это все же шаг в правильном направлении.

Кроме того, следует иметь ввиду, что срок вывода месторождения на промышленные объемы добычи продукции с момента утверждения запасов обычно составляет от 5 до 10 лет. Это необходимо учитывать при планировании временных рамок осуществления проектов.

Понимая это, Государственная Дума и конкретно комитет по энергетике, транспорту и связи, который я представляю, намерены продолжать работу по совершенствованию налогообложения, и прежде всего с точки зрения дифференциации НДПИ.

И еще весьма важный момент, о котором необходимо сказать, это развитие трубопроводного транспорта, особенно в районах Восточной Сибири, где он практически не развит.

-Есть ли для этого правовые основы?

-Сегодняшняя система правового регулирования в сфере трубопроводного транспорта представляет собой большой объем разноуровневых нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные аспекты отношений в этой сфере.

Всего к настоящему моменту действует, ни много, ни мало, более 600 документов, начиная от базовых законов: « О естественных монополиях », « О газоснабжении в Российской Федерации », и заканчивая ведомственными приказами и инструкциями.

В целом следует отметить фрагментарный характер действующих норм, отсутствие внутренней логической связи между ними. Иными словами, весь этот огромный объем документов, к сожалению, не может быть охарактеризован как полноправная система правового регулирования.

Сложной остается ситуация с техническими регламентами. Давно разработанный регламент « О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов » по разным причинам до настоящего времени так и не принят.

Восполнить существующие пробелы, согласовать между собой разнородные нормы, связанные, например, с доступом, регулированием тарифов, требованиям к структуре магистрального трубопровода и др. может и должен специальный закон о трубопроводном транспорте.

В то же время, законопроект должен быть максимально вписан в существующую законодательную систему, без необходимости не вторгаться в области смежного законодательства.

-Какова готовность данного документа? Каковы в нем ключевые моменты?

- Законопроект практически полностью подготовлен ко второму чтению. Доработка законопроекта потребовала внесения существенных изменений и дополнений в текст первого чтения в части правовых норм, необходимых для регулирования отношений при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта.

Что касается ключевых моментов, то данного нормативно-правового акта, то проект федерального закона о магистральном трубопроводном транспорте разработан в целях обеспечения правового регулирования отношений между организациями, эксплуатирующими систему магистрального трубопроводного транспорта и субъектами предпринимательской деятельности, пользующимися услугами магистрального трубопроводного транспорта.

Законопроект регулирует вопросы создания, функционирования и ликвидации магистральных трубопроводов, используемых для транспортировки нефти, природного газа, других углеводородов и нефтепродуктов, и направлен на обеспечение эффективного и безопасного их использования.

Строительство новых и реконструкция действующих участков трубопровода требует мобилизации значительных средств. При этом возможны различные схемы организации финансирования работ, условия привлечения инвестиций эксплуатирующими организациями или собственниками трубопроводных систем.

Предлагается установить, что развитие магистрального трубопроводного транспорта может осуществляться за счет государственных и частных капитальных вложений.

Устанавливается, соответственно, что магистральные трубопроводы могут находиться в государственной, частной и иных формах собственности.

Предлагается установить, что строительство новых и реконструкция действующих трубопроводов должны осуществляться в рамках утверждаемых Правительством Российской Федерации генеральных схем развития.

Предполагается, что эта мера « дисциплинирует » инвестиционный процесс, придаст расходованию средств целесообразный характер.

Уже решено отказаться от фиксирования обязательных долей участия Российской Федерации в уставном капитале организаций-собственников магистральных трубопроводов.

Законопроектом разграничены понятия собственника и эксплуатирующей организации, что позволило более четко определить пределы ответственности участников процесса транспортировки.

Вопросам доступа к трубопроводу посвящена специальная глава. Основной принцип - доступ получает производитель продукции, при этом право доступа может быть переуступлено при продаже определенного объема.

При ограниченной технической возможности прокачки включается принцип пропорциональности. В настоящее время законодательное регулирование здесь носит ограниченный характер. Согласно части второй статьи 6 закона о естественных монополиях право доступа провозглашается равным только при вывозе сырой нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Законопроектом предусмотрены случаи предоставления преимущественного права доступа в соответствии с вступившими в силу международными договорами, и соглашениями при поставках продукции по регулируемым ценам, в том числе для коммунальных и бытовых нужд.

Также предоставлены льготы инвесторам, осуществившим капитальные вложения в развитие соответствующего магистрального трубопровода.

Продолжение вопроса о доступах - это вопрос о тарифах. В законопроекте отражены основные принципы и правила их расчетов: прозрачность, открытость, предсказуемость.

Тарифы или их предельный уровень утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Методы расчета тарифов должны учитывать совершенные инвестиции в строительство или приобретение объектов систем магистрального транспорта.

Предусматривается возмещение капитальных вложений инвестору собственником магистрального трубопровода.

-Как предполагается решить вопрос стандарта качества транспортируемой продукции?

-Здесь одним из решений видится банк качества как механизм, компенсирующий различия в качестве сдаваемой на перекачку продукции. Он может быть установлен в отношении отдельных маршрутов магистрального трубопровода при условии заключения многостороннего договора со всеми потребителями услуг по конкретному маршруту.

Отдельные главы законопроекта посвящены вопросам эксплуатации магистральных трубопроводов, промышленной и экологической безопасности, ответственности сторон, порядку возмещения вреда и разрешения споров.

Детализация ряда вопросов, законопроектом отнесена к компетенции Правительства Российской Федерации, другим уполномоченным органам исполнительной власти.

Таким образом, принятие этого закона будет способствовать дальнейшему развитию трубопроводного транспорта в России на современных рыночных условиях.


Герман Напольский

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Правила игры
80 процентов всех полученных вами доходов приносят вам лишь 20 процентов вашей деятельности. Многое из того, что вы делаете, в действительности не так уж необходимо, как вы считаете.
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Карьера
Чего вам не следует делать однозначно, так это — разочаровываться в своей жизни. Вы не должны думать, что она не удалась. Ни в каком возрасте нельзя так думать. В этой жизни все не зря. И все еще только начинается.
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
Финансы
Агентство по страхованию вкладов начало масштабную кампанию по отсуживанию денег у населения. Повестки в суд уже получили клиенты, которые сняли со своих счетов деньги незадолго до отзыва лицензии у банка.
Главные мифы о личном развитии
Главные мифы о личном развитии
Ресурсы
Какой смысл верить в свою мечту, если ты ничего с ней не делаешь?
Два правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда
Два правила, которые изменят вашу личную жизнь навсегда
Правила игры
Есть всего два правила в сексуальной жизни, которые действительно работают. Они годятся и мужчинам, и женщинам. А те, кто их не знает, обречены тратить время и нервы на неподходящих людей.
Восемь самых полезных знаний
Карьера
Освойте финансовую грамотность. Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте как создать свое дело и распоряжаться деньгами.
Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние Пятнадцать простых правил для быстрого прорыва в жизни Шесть ключевых навыков крутого продажника
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Ты
Ты
Ресурсы
Ты выбираешь, как думать о людях или же вовсе не думать о них. Каждый день – это выбор. И он за тобой. Прости, но у человека, у которого есть мечта, больше нет отговорок.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus