Малая авиация: развал до полного перерождения?

Разрастание кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве можно предотвратить, только сделав ставку на развитие местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов. Как скоро в России рассветет частная малая авиация и какие формы она может принять?

Накануне в Тверской области прошла 1-ая межрегиональная конференция «Авиация общего назначения России-2007». В работе конференции приняли участие представители Росавиации, Росаэронавигации, Министерства транспорта Московской области, производители и эксплуатанты воздушных судов малой авиации, финансово-кредитные и страховые компании.

Они сошлись во мнении, что главные проблемы - регулирование вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, использования аэродромов для нужд малой авиации. То есть проблемы чисто законодательного характера.

Ситуация в российской аэропортовой индустрии близка к катастрофической. За последние пятнадцать лет количество действующих в нашей стране аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. Только в прошлом году было выведено из эксплуатации 32 аэропорта. В нынешнем году негативная тенденция сохранится: из реестра будет исключено еще как минимум десять аэропортов. Выбытие происходит в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь составляет от одного раза в день до одного раза в неделю. Главная причина столь низких объемов перевозок - высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения.

В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта

Но, несмотря на весь негатив, у малой авиации в России есть перспективы. «Они видны уже сейчас», - рассказал нам заместитель председателя Правительства Московской области – министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв, - «несмотря на то, что услуга аэротакси сегодня относится к числу дорогих, главное - что технический парк таких самолетов и вертолетов в России уже есть, однако законодательное оформление «воздушного такси» практически отсутствует: полеты над Москвой запрещены».

По его словам предложения о полетах вдоль Москвы-реки будет рассмотрены после того, как понятие закрепится в законах и нормативных актах. Поэтому сейчас главной базой для возрождения малой авиации может стать Подмосковье. «Конечно, потому что отдельно Москва не может развивать малую авиацию - некуда будет лететь, а в рамках региона это необходимо делать. Сейчас, первое, что надо сделать - организовать работу по законодательной базе, которую необходимо выстроить и дальше компании будут работать - мы к этому вопросу тоже готовимся».

И действительно, Подмосковье намерено стать «экспериментальным» регионом ЦФО по внедрению малой авиации для полета в соседние субъекты РФ. Так аэропорт «Быково» может быть реконструирован. Власти намерены модернизировать инфраструктуру пассажирского терминала, а также заменить системы аэродромной навигации и освещение. Аэропорт Быково, располагающийся на расстоянии около 30 км к юго-востоку от Москвы в районе города Жуковский, является старейшим на московском авиаузле.

Другой вопрос, смогут ли другие регионы кроме Москвы и Подмосковья принимать такие рейсы? С грунтовыми аэродромами вообще творится настоящий кошмар: в большинстве случаев конструкции утратили свои эксплуатационные качества. В период межсезонья они работают от случая к случаю. При этом половина грунтовых аэродромов не оборудована светосигнальной системой. А общий износ аэропортов в среднем по отрасли достиг уже 80%. И это несмотря на резкий рост инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в последние несколько лет - до 22 млрд рублей. Но большая часть этих денег вкладывается частными компаниями в международные аэропорты Москвы и еще нескольких крупных регионов. А государственное финансирование региональных и местных аэропортов сведено к минимуму.

Между тем, планом на 2007 год было предусмотрено выделение госсредств всего для четырех региональных аэропортов - Воронеж, Киров, Палана и Менделеево. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, «в настоящее время недоремонт аэропортовой инфраструктуры оценивается в 150 миллиардов рублей». Министр честно признался, что государству такие объемы не осилить, поэтому необходимо привлекать частных инвесторов и искать новые эффективные способы партнерства с бизнесом.

Однако слишком бурный рост пассажиропотока в аэропортах московского авиационного узла в сложившейся ситуации неминуемо приведет к деформации российской аэропортовой индустрии и рынка авиаперевозок в целом. За последнее десятилетие доля рынка московского авиационного узла в общем объеме пассажиропотока российских аэропортов выросла с 40 до 55%. Это произошло не только из-за повышения доходов и мобильности населения, но и вследствие разрушения местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны.

Об этом говорят и в Министерстве транспорта Московской области, где основные надежды на развитие авиации до 2010 года связывают не с малой, а с большой авиацией. Прежде всего планируется расширить Шереметьво-2 в сторону строящегося Шереметьево-3. Инфраструктура нового комплекса предусматривает организацию площадей для крупногабаритных и сверхтяжелых грузов.

«После завершения всей программы реконструкции Шереметьево пропускная способность аэропорта возрастет к 2020 году до 36 млн пассажиров», - говорит Петр Кацыв, - «это обеспечит Шереметьево как минимум твердое второе место в списке крупнейших аэропортов России. В целом же три столичных аэропорта через 13 лет будут обслуживать более 100 млн пассажиров». Так что малая авиация пока так и останется межрегиональным «такси». Тягаться с «хабами» - гигантскими аэропортами ей пока не под силу.


Николай Ильясов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Семь правил психологии, способны изменить ваше мировоззрение
Семь правил психологии, способны изменить ваше мировоззрение
Правила игры
Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется.
Двадцать семь важных правил современного этикета
Двадцать семь важных правил современного этикета
Правила игры
 В современном мире не знать правил этикета — значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении.
Хочешь достичь успеха?
Хочешь достичь успеха?
Карьера
Если ты богат, не думай об этом, если ты беден - не принимай свою бедность всерьез. если ты способен жить в мире, помня о том, что мир - это только спектакль, ты будешь свободным, тебя не коснутся страдания.
Качества характера, мешающие успеху
Качества характера, мешающие успеху
Ресурсы
Человек, испытывающий страх перед жизнью, перед другими людьми, боящийся действия, совершения усилий, — неуспешен, даже если он обладает пещерой с сокровищами.
Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Ресурсы
  Вечер — время для себя. От того, проведёте ли вы его лёжа на диване или займётесь чем-то полезным, зависит личностное и профессиональное развитие.
Двадцать очень эффективных правил жизни от богатых
Карьера
Из необразованных людей легче вытрясти деньги и ими проще управлять. Занимайтесь самообразованием столько, сколько можете.
Лидерство: девять привычек, которые сделают вас успешным Кто был первым миллиардером на свете Восемь самых полезных знаний Тринадцать психологических хитростей, которые сделают вашу жизнь проще Восеь важных направлений саморазвития
Как наладить привлечение потенциальных клиентов при помощи видеомаркетинга
Рынок услуг
Вооружившись планом и премиум-контентом, вы сможете обратить поклонников своего бренда в качественных потенциальных клиентов.
Как начать цветочный бизнес: расходы, доходы, нюансы Бизнес-план: Пчеловодство Бизнес-план: Производство стикеров для интерьера Бизнес-план: Бар-паб Бизнес идея: Покраска автомобиля жидкой резиной
Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Десять вещей, которые нужно делать перед сном
Ресурсы
  Вечер — время для себя. От того, проведёте ли вы его лёжа на диване или займётесь чем-то полезным, зависит личностное и профессиональное развитие.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus