Малая авиация: развал до полного перерождения?

Разрастание кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве можно предотвратить, только сделав ставку на развитие местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов. Как скоро в России рассветет частная малая авиация и какие формы она может принять?

Накануне в Тверской области прошла 1-ая межрегиональная конференция «Авиация общего назначения России-2007». В работе конференции приняли участие представители Росавиации, Росаэронавигации, Министерства транспорта Московской области, производители и эксплуатанты воздушных судов малой авиации, финансово-кредитные и страховые компании.

Они сошлись во мнении, что главные проблемы - регулирование вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, использования аэродромов для нужд малой авиации. То есть проблемы чисто законодательного характера.

Ситуация в российской аэропортовой индустрии близка к катастрофической. За последние пятнадцать лет количество действующих в нашей стране аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. Только в прошлом году было выведено из эксплуатации 32 аэропорта. В нынешнем году негативная тенденция сохранится: из реестра будет исключено еще как минимум десять аэропортов. Выбытие происходит в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь составляет от одного раза в день до одного раза в неделю. Главная причина столь низких объемов перевозок - высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения.

В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта

Но, несмотря на весь негатив, у малой авиации в России есть перспективы. «Они видны уже сейчас», - рассказал нам заместитель председателя Правительства Московской области – министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв, - «несмотря на то, что услуга аэротакси сегодня относится к числу дорогих, главное - что технический парк таких самолетов и вертолетов в России уже есть, однако законодательное оформление «воздушного такси» практически отсутствует: полеты над Москвой запрещены».

По его словам предложения о полетах вдоль Москвы-реки будет рассмотрены после того, как понятие закрепится в законах и нормативных актах. Поэтому сейчас главной базой для возрождения малой авиации может стать Подмосковье. «Конечно, потому что отдельно Москва не может развивать малую авиацию - некуда будет лететь, а в рамках региона это необходимо делать. Сейчас, первое, что надо сделать - организовать работу по законодательной базе, которую необходимо выстроить и дальше компании будут работать - мы к этому вопросу тоже готовимся».

И действительно, Подмосковье намерено стать «экспериментальным» регионом ЦФО по внедрению малой авиации для полета в соседние субъекты РФ. Так аэропорт «Быково» может быть реконструирован. Власти намерены модернизировать инфраструктуру пассажирского терминала, а также заменить системы аэродромной навигации и освещение. Аэропорт Быково, располагающийся на расстоянии около 30 км к юго-востоку от Москвы в районе города Жуковский, является старейшим на московском авиаузле.

Другой вопрос, смогут ли другие регионы кроме Москвы и Подмосковья принимать такие рейсы? С грунтовыми аэродромами вообще творится настоящий кошмар: в большинстве случаев конструкции утратили свои эксплуатационные качества. В период межсезонья они работают от случая к случаю. При этом половина грунтовых аэродромов не оборудована светосигнальной системой. А общий износ аэропортов в среднем по отрасли достиг уже 80%. И это несмотря на резкий рост инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в последние несколько лет - до 22 млрд рублей. Но большая часть этих денег вкладывается частными компаниями в международные аэропорты Москвы и еще нескольких крупных регионов. А государственное финансирование региональных и местных аэропортов сведено к минимуму.

Между тем, планом на 2007 год было предусмотрено выделение госсредств всего для четырех региональных аэропортов - Воронеж, Киров, Палана и Менделеево. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, «в настоящее время недоремонт аэропортовой инфраструктуры оценивается в 150 миллиардов рублей». Министр честно признался, что государству такие объемы не осилить, поэтому необходимо привлекать частных инвесторов и искать новые эффективные способы партнерства с бизнесом.

Однако слишком бурный рост пассажиропотока в аэропортах московского авиационного узла в сложившейся ситуации неминуемо приведет к деформации российской аэропортовой индустрии и рынка авиаперевозок в целом. За последнее десятилетие доля рынка московского авиационного узла в общем объеме пассажиропотока российских аэропортов выросла с 40 до 55%. Это произошло не только из-за повышения доходов и мобильности населения, но и вследствие разрушения местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны.

Об этом говорят и в Министерстве транспорта Московской области, где основные надежды на развитие авиации до 2010 года связывают не с малой, а с большой авиацией. Прежде всего планируется расширить Шереметьво-2 в сторону строящегося Шереметьево-3. Инфраструктура нового комплекса предусматривает организацию площадей для крупногабаритных и сверхтяжелых грузов.

«После завершения всей программы реконструкции Шереметьево пропускная способность аэропорта возрастет к 2020 году до 36 млн пассажиров», - говорит Петр Кацыв, - «это обеспечит Шереметьево как минимум твердое второе место в списке крупнейших аэропортов России. В целом же три столичных аэропорта через 13 лет будут обслуживать более 100 млн пассажиров». Так что малая авиация пока так и останется межрегиональным «такси». Тягаться с «хабами» - гигантскими аэропортами ей пока не под силу.


Николай Ильясов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

5 способов продавать с умом, а не упорством
5 способов продавать с умом, а не упорством
Рынок услуг
Клиенты — самые строгие критики. Если у них будет хотя бы тень сомнения относительно необходимости приобретения той или иной вещи, то можете быть уверены, что, скорее всего, они откажутся от приобретения, нежели согласятся потратить свои кровно заработанные деньги. Поэтому задача каждого вдумчивого и ответственного предпринимателя (или продавца) — прийти к взаимопониманию...
Сколько стоит создание собственного бизнеса?
Сколько стоит создание собственного бизнеса?
Финансы
Одни люди категорически уверяют всех вокруг, что без начального капитала невозможно даже и мечтать о своем бизнесе. Что бизнес создают только воры и мошенники на награбленные у народа деньги. Другие ставят во главу угла грандиозную бизнес-идею, способную принести сумасшедший доход при полном отсутствии затрат. Третьи просто упорно работают день за днем проливая...
Как стать миллионером к 30?
Как стать миллионером к 30?
Карьера
Люди нечасто обсуждают между собой, как стать богатым. А уж тема, как заработать миллион к 30 годам, и вовсе выглядит фантастической. Однако всё возможно! Предлагаем вам 10 шагов от эксперта по международным продажам Гранта Кардоне В возрасте 21 года, выйдя из колледжа, он был весь в долгах, однако к тридцати сумел стать миллионером.
7 вопросов для определения жизненной цели
7 вопросов для определения жизненной цели
Карьера
Как часто неглупые люди мучаются от того, что не знают своего предназначения или, по-другому, цели в жизни! Между тем определить свою цель проще, чем кажется! Не стоит усложнять - прислушайтесь к себе. Как это сделать? Предлагаем вам подсказки, которые вас сориентируют.
Мудрость от миллионеров
Мудрость от миллионеров
Карьера
В жизни, по большому счету, есть два источника обучения - собственный опыт и чужой. Приступая к новому для себя делу нелишне воспользоваться именно вторым источником. И в этом плане особенно ценны книги не ученых теоретиков, а практиков, которые не понаслышке знают, о чем пишут. Специально для предпринимателей (будущих и настоящих) предлагаем список из 24 книг...
Мудрость от миллионеров
Карьера
В жизни, по большому счету, есть два источника обучения - собственный опыт и чужой. Приступая к новому для себя делу нелишне воспользоваться именно вторым источником. И в этом плане особенно ценны книги не ученых теоретиков, а практиков, которые не понаслышке знают, о чем пишут. Специально для предпринимателей (будущих и настоящих) предлагаем список...
15 мудрых и вдохновляющих цитат Ника Вуйчича Кодекс предпринимателя Самые глупые ошибки начинающих предпринимателей Как придумать идею для бизнеса 12 правил для стартапа
10 глупых ошибок при продажах
Рынок услуг
Даже самые талантливые предприниматели зачастую не представляют себе, как работает механизм продаж, и терпят крах по банальнейшим причинам. Имея сильную команду сотрудников и отличный продукт, бизнес все же "прогорает", когда заканчиваются средства инвестор - а все почему? Не сумели раскрутить маховик получения денег от клиентов. Ужасно обидно! Ошибки...
Книги о торговле, которые стоит прочитать 19 способов найти клиентов 10 фраз, которые сами продают 9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus