Малая авиация: развал до полного перерождения?

Разрастание кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве можно предотвратить, только сделав ставку на развитие местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов. Как скоро в России рассветет частная малая авиация и какие формы она может принять?

Накануне в Тверской области прошла 1-ая межрегиональная конференция «Авиация общего назначения России-2007». В работе конференции приняли участие представители Росавиации, Росаэронавигации, Министерства транспорта Московской области, производители и эксплуатанты воздушных судов малой авиации, финансово-кредитные и страховые компании.

Они сошлись во мнении, что главные проблемы - регулирование вопросов приобретения, регистрации и сертификации малых воздушных судов, использования аэродромов для нужд малой авиации. То есть проблемы чисто законодательного характера.

Ситуация в российской аэропортовой индустрии близка к катастрофической. За последние пятнадцать лет количество действующих в нашей стране аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. Только в прошлом году было выведено из эксплуатации 32 аэропорта. В нынешнем году негативная тенденция сохранится: из реестра будет исключено еще как минимум десять аэропортов. Выбытие происходит в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь составляет от одного раза в день до одного раза в неделю. Главная причина столь низких объемов перевозок - высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения.

В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта

Но, несмотря на весь негатив, у малой авиации в России есть перспективы. «Они видны уже сейчас», - рассказал нам заместитель председателя Правительства Московской области – министр транспорта Подмосковья Петр Кацыв, - «несмотря на то, что услуга аэротакси сегодня относится к числу дорогих, главное - что технический парк таких самолетов и вертолетов в России уже есть, однако законодательное оформление «воздушного такси» практически отсутствует: полеты над Москвой запрещены».

По его словам предложения о полетах вдоль Москвы-реки будет рассмотрены после того, как понятие закрепится в законах и нормативных актах. Поэтому сейчас главной базой для возрождения малой авиации может стать Подмосковье. «Конечно, потому что отдельно Москва не может развивать малую авиацию - некуда будет лететь, а в рамках региона это необходимо делать. Сейчас, первое, что надо сделать - организовать работу по законодательной базе, которую необходимо выстроить и дальше компании будут работать - мы к этому вопросу тоже готовимся».

И действительно, Подмосковье намерено стать «экспериментальным» регионом ЦФО по внедрению малой авиации для полета в соседние субъекты РФ. Так аэропорт «Быково» может быть реконструирован. Власти намерены модернизировать инфраструктуру пассажирского терминала, а также заменить системы аэродромной навигации и освещение. Аэропорт Быково, располагающийся на расстоянии около 30 км к юго-востоку от Москвы в районе города Жуковский, является старейшим на московском авиаузле.

Другой вопрос, смогут ли другие регионы кроме Москвы и Подмосковья принимать такие рейсы? С грунтовыми аэродромами вообще творится настоящий кошмар: в большинстве случаев конструкции утратили свои эксплуатационные качества. В период межсезонья они работают от случая к случаю. При этом половина грунтовых аэродромов не оборудована светосигнальной системой. А общий износ аэропортов в среднем по отрасли достиг уже 80%. И это несмотря на резкий рост инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в последние несколько лет - до 22 млрд рублей. Но большая часть этих денег вкладывается частными компаниями в международные аэропорты Москвы и еще нескольких крупных регионов. А государственное финансирование региональных и местных аэропортов сведено к минимуму.

Между тем, планом на 2007 год было предусмотрено выделение госсредств всего для четырех региональных аэропортов - Воронеж, Киров, Палана и Менделеево. По словам главы Минтранса Игоря Левитина, «в настоящее время недоремонт аэропортовой инфраструктуры оценивается в 150 миллиардов рублей». Министр честно признался, что государству такие объемы не осилить, поэтому необходимо привлекать частных инвесторов и искать новые эффективные способы партнерства с бизнесом.

Однако слишком бурный рост пассажиропотока в аэропортах московского авиационного узла в сложившейся ситуации неминуемо приведет к деформации российской аэропортовой индустрии и рынка авиаперевозок в целом. За последнее десятилетие доля рынка московского авиационного узла в общем объеме пассажиропотока российских аэропортов выросла с 40 до 55%. Это произошло не только из-за повышения доходов и мобильности населения, но и вследствие разрушения местных и региональных авиационных связей практически во всех федеральных округах страны.

Об этом говорят и в Министерстве транспорта Московской области, где основные надежды на развитие авиации до 2010 года связывают не с малой, а с большой авиацией. Прежде всего планируется расширить Шереметьво-2 в сторону строящегося Шереметьево-3. Инфраструктура нового комплекса предусматривает организацию площадей для крупногабаритных и сверхтяжелых грузов.

«После завершения всей программы реконструкции Шереметьево пропускная способность аэропорта возрастет к 2020 году до 36 млн пассажиров», - говорит Петр Кацыв, - «это обеспечит Шереметьево как минимум твердое второе место в списке крупнейших аэропортов России. В целом же три столичных аэропорта через 13 лет будут обслуживать более 100 млн пассажиров». Так что малая авиация пока так и останется межрегиональным «такси». Тягаться с «хабами» - гигантскими аэропортами ей пока не под силу.


Николай Ильясов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Как правильно делать наценку на товар
Как правильно делать наценку на товар
Правила игры
Что за сколько продавать? Вряд ли начинающие торговцы ломают голову над этим вопросом - а напрасно. Наценка на ассортимент распределяется неравномерно, эта наука сложнее, чем может показаться. Предлагаем вам советы от профессионалов торговли, которые подсказывают, как завоевать у покупателей репутацию магазина, где цены соответствуют качеству.
12 советов о том, как стать оптимистом
12 советов о том, как стать оптимистом
Правила игры
Людям отовсюду твердят о пользе оптимизма, он-де продлевает жизнь. Но что делать, если жить долго хочется, а родиться оптимистом не довелось? Можно ли воспитать в себе это трагоценное качество? Да, можно. Предлагаем вам пошаговую инструкцию.
Социальное программирование на примере трех экспериментов
Социальное программирование на примере трех экспериментов
Правила игры
Задумывались ли вы когда-нибудь над неписаными правилами, которым тем не менее, обязаны следовать? Общество транслирует написанные кем-то и когда-то социальные законы, зачастую просто не понимая их смысла. Слабые духом, а их значительно больше 95 % населения, просто принимают правила игры – даже не понимая, зачем и для чего они это делают. А вы? Для осознания...
Семь основных жестов лжеца
Семь основных жестов лжеца
Правила игры
Какие жесты могут выдать человека в случае, если он лжет? Это жесты, связанные с прикосновением рук к лицу. Американские психологи проводили эксперимент с медицинскими сестрами, которым в условиях ролевой игры было дано указание сообщать пациентам неправду об их состоянии. Те сестры, которым приходилось обманывать, чаще использовали жесты "рука к лицу", чем те,...
Сладкая история успеха
Сладкая история успеха
Карьера
Какими путями люди приходят к богатству? говорят, многие из миллионеров не имели образования - и это правда, однако голову-то на плечах они имели. Предлагаем вашему вниманию рецепт успеха от всемирно известного итальянского изобретателя сладостей.
Сладкая история успеха
Карьера
Какими путями люди приходят к богатству? говорят, многие из миллионеров не имели образования - и это правда, однако голову-то на плечах они имели. Предлагаем вашему вниманию рецепт успеха от всемирно известного итальянского изобретателя сладостей.
Качества характера, мешающие успеху Топ-20 книг о бизнесе от миллионеров Советы по стимуляции работы мозга 15 лучших способов самомотивации Об орлах и курицах
10 ожиданий клиентов от интернет-магазинов
Рынок услуг
Онлайн-торговля набирает обороты в современном мире, и в качестве перспективного бизнеса предприниматели все чаще выбирают открытие собственного интернет-магазина. Он имеет массу преимуществ для хозяина по сравнению с обычным, и его содержание обходится гораздо дешевле. Вместе с тем интернет-магазин должен отвечать определенным требованиям, игнорирование...
Пять ошибок маркетинга в малом бизнесе Как отзывы влияют на количество клиентов? Ловушки для покупателей 10 маркетинговых приёмов для развития вашего стартапа Как продвинуть свой товар
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
Ресурсы
Компаний в мире очень много. Однако далеко не каждая из них оказывает заметное воздействие на жизнь простых потребителей. Тех, кому это удалось, единицы. Предлагаем вам список компаний - революционеров в своей области. За каждым именем стоит технология или концепция, оказавшая огромное влияние на нашу повседневную жизнь и более того - ставшая её привычной и неотъемлемой...
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus