Монополия и спекуляция на рынке стройматериалов

Как бороться с постоянно растущими ценами на строительные материалы? Над этим вопросом с начала года ломают голову строительные компании и чиновники разных уровней. По данным Росстата с января 2007 года тот же цемент подорожал почти на 70%. Крупные строительные компании жалуются, что едва сводят концы с концами, а мелкие - что вообще работают себе в убыток. Сложившиеся условия просто вынуждают их повышать цены на недвижимость.

11 октября в Государственной думе России на совещании, посвященном регулированию цен на строительные материалы, первый заместитель генерального директора “Главмосстроя” Лариса Подворная, обратила внимание участников на проблему снижения не только рентабельности строительных компаний, но и заработной платы их работников.

Сами производители строительных материалов считают рост цен вполне обоснованным. Так еще в июле этого года директор по связям с общественностью ОАО «Евроцемент групп» Сергей Мещеряков высказал мнение, что причины роста цен на продукцию цементных заводов носят объективный характер: “Все дело в повышении цен на сырье, материалы, оборудование, в постоянном и существенном удорожании услуг естественных монополий, составляющих в себестоимости цемента более 60%. Например, в этом году газ подорожал на 15%, электроэнергия на 12,4%, шлак, который широко используется в производстве цемента, в четыре раза, металл в два раза и т. д. “.

Однако, по мнению президента АСР Николая Кошмана, «в росте цен на строительные материалы, кроме объективных факторов (рост цен на сырье, энергоносители, топливо и перевозки) прослеживается откровенная спекулятивная составляющая».

Начальник по ценообразованию ассоциации Павел Горячкин в свою очередь добавил, что “при отсутствии реальной конкуренции и дефиците мощностей биржа сознательно используется как инструмент обоснования высокой цены. Мы столкнулись с диктатом практически одного продавца”.

В своем интервью для Bigness.ru сертифицированный аналитик рынка недвижимости России Геннадий Стерник согласился с тем, что на рынке строительных материалов образовалась, своего рода, монополия. Однако наш эксперт не видит причин для увеличения цен на объекты недвижимости.

“Просто нельзя говорить о том, что повышение цен на строительные материалы приводит к повышению цен на жилье. Эти вещи разорваны. Одно от другого не зависит”, - отметил Стерник. На его взгляд «повышение цен на цемент, стройматериалы просто приводит к понижению доходности застройщика, уменьшает его прибыль “. А застройщик, в свою очередь, “пытается переложить это на покупателя”.

Несмотря на это, в Ассоциации строителей считают, что удорожание строительных материалов ведет к росту цен на саму недвижимость. Директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР Павел Горячкин добавил, что “рост цен на строительные материалы угрожает эффективности государственных инвестиций практически во всех отраслях экономики”.

Участники совещания в Госдуме сошлись во мнении, что необходимо принимать срочные меры по стабилизации цен на рынке строительных материалов. Резюмируя, Николай Кошман обозначил позицию АСР: “Мы не призываем к введению прямого государственного регулирования цен на строительные ресурсы, но считаем, что отдельные строительные материалы (цемент, щебень, песок, металл и т.п.) должны быть признаны государственной стратегической продукцией”.

Как сообщает Интерфакс-Недвижимость, в свою очередь, глава комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум предложил создать “госкорпорацию по производству стройматериалов, по аналогии с теми институтами, которые сейчас внедряются”. По его словам, без участия государства невозможна стабилизация цен на рынке стройматериалов.

“Предложение о создании подобной госкорпорации – ошибка. Такие разговоры даже вестись не должны”, - заявил тут же президент строительного концерна “КРОСТ”. Алексей Добашин. По мнению собеседника агентства, “госкорпорации, безусловно, должны создаваться в “военке”, космической отрасли, но не в строительной”.

Добашин считает, что на рынок надо вырываться через частную инициативу бизнеса и увеличение до 100 тыс. числа предприятий по производству стройматериалов. “Причем государство должно помогать не только крупному бизнесу в производстве стройматериалов, но и малому предпринимательству этого сектора. Например, долгосрочными кредитами с рыночным процентом”, - сказал он.

Схожего мнения придерживается и аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник. “Если мы все-таки клюнем на эти предложения, чтобы было государственное регулирование цен в отрасли, а не в естественной монополии, то это будет возврат к планово-распределительной экономике, и мы будем прощаться с нормальным рынком. И главное, народ это поддерживает, вот что обидно. Народ думает, что ему будет лучше. А будет хуже!”

Что касается господдержки малых предприятий по производству стройматериалов, Стерник уверен, что в той мере, в которой она сегодня им оказывается – ее недостаточно. “Никто ими не интересуется, никто их не поддерживает. Они еле-еле выживают в силу своих возможностей. Ну, да там есть какие-то отдельные решения о поддержке, но на практике это действует очень слабо. Если взять хотя бы строительный комплекс Москвы и Московской области и посчитать крупные компании, которые можно подозревать в монополизме, и компании, которые строят один дом, то окажется, что компаний мелких очень много. Но если дальше разобраться, то окажется, что все они являются дочерними компаниями монополистов и поэтому – кого поддерживать? Поддерживать тех, кто итак монополист через их дочерние компании?”

Вместе с тем, независимые эксперты рынка недвижимости уверены, что рычагов для регулирования цен в России достаточно. По словам Геннадия Стерника, “контроль и меры нужны, но только антимонопольного характера, а не государственного регулирования цен”. “Теоретически существует антимонопольный комитет, но он плохо работает и спохватывается, когда уже поздно”, - считает аналитик.


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Семь причин, из-за которых вашу визитку могут выбросить
Семь причин, из-за которых вашу визитку могут выбросить
Карьера
В современном мире все взрослые пользуются визитными карточками, обмениваясь ими при знакомстве. Что такое, в сущности, визитка? Картонный прямоугольник с ФИО человека. Однако по визитной карточке можно сказать о ее владельце больше, чем вам кажется. Предлагаем вам список распространенных ошибок, которые допускают при изготовлении визитных карточек, и настоятельно...
Как развить дедукцию
Как развить дедукцию
Карьера
Дедукция - это способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к частному. Эталон дедуктивного мышления - всем известный сыщик Шерлок Холмс и ему подобные. Дедуктивный метод полезен не только сыщикам и полицейским, но и в обычной жизни. Предлагаем вам несколько советов о том, как развить в себе этот навык.
10 самых необычных правил компании Zappos
10 самых необычных правил компании Zappos
Правила игры
Интернет-магазин обуви Zappos, выросший за 10 лет из компании с офисом в спальне в многомиллиардную корпорацию, считается бизнесом с корпоративной культурой №1 в мире. Авторы книг об успешных компаниях обязательно упоминают Zappos в качестве примера и образца для подражания. А еще книги пестрят примерами особых правил, законов и обычаев корпоративной атмосферы...
Как отзывы влияют на количество клиентов?
Как отзывы влияют на количество клиентов?
Рынок услуг
Помогает ли количество обнародованных отзывов о товаре или услуге повысить объем их продаж? И как быть, если отзывов нет - писать ли их самим или потенциальный покупатель догадается, что его обманывают и будет только хуже? Давайте поразмышляем на эту тему.
Успех в жизни. От чего он зависит
Успех в жизни. От чего он зависит
Карьера
О слагаемых успеха говорится много. Психологи и консультанты всех мастей делают на этом состояния. Между тем дело обстоит достаточно конкретно. Успех имеет... треугольную форму. Суть треугольной теории мы вам сейчас раскроем.
Успех в жизни. От чего он зависит
Карьера
О слагаемых успеха говорится много. Психологи и консультанты всех мастей делают на этом состояния. Между тем дело обстоит достаточно конкретно. Успех имеет... треугольную форму. Суть треугольной теории мы вам сейчас раскроем.
Богатство и жадность 12 правил успешной женщины Пять правил бойцов, которые легко применимы в бизнесе Как говорить красиво и уверенно Трудолюбие или эгоизм?
Ловушки для покупателей
Рынок услуг
Как сходить в магазин с максимальной пользой для себя и с меньшей - для владельцев магазина? Как не "повестись" на приемы извлечения денег из вашего кошелька? Предупрежден значит вооружен, следовательно как минимум нужно о них знать. Предлагаем вашему вниманию главные ловушки, благодаря которым сфера торговли "раскручивает" незадачливых покупателей....
10 маркетинговых приёмов для развития вашего стартапа Как продвинуть свой товар Как сделать сайт более эффективным Почему вещи стоят необоснованно дорого Яблоки и Горгона: секреты удачного логотипа
Активы и пассивы: как обеспечить себя в будущем
Активы и пассивы: как обеспечить себя в будущем
Ресурсы
Всемирно известный автор книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки прославился благодаря простой идее. Он обратил внимание, что некоторые наши сделки в дальнейшем способствуют увеличению нашего благосостояния, а некоторые – вовсе даже наоборот. Предлагаем вам его рассуждения об активах и пассивах, а проще говоря, о том, как должен мыслить человек, стремящийся...
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus