Монополия и спекуляция на рынке стройматериалов

Как бороться с постоянно растущими ценами на строительные материалы? Над этим вопросом с начала года ломают голову строительные компании и чиновники разных уровней. По данным Росстата с января 2007 года тот же цемент подорожал почти на 70%. Крупные строительные компании жалуются, что едва сводят концы с концами, а мелкие - что вообще работают себе в убыток. Сложившиеся условия просто вынуждают их повышать цены на недвижимость.

11 октября в Государственной думе России на совещании, посвященном регулированию цен на строительные материалы, первый заместитель генерального директора “Главмосстроя” Лариса Подворная, обратила внимание участников на проблему снижения не только рентабельности строительных компаний, но и заработной платы их работников.

Сами производители строительных материалов считают рост цен вполне обоснованным. Так еще в июле этого года директор по связям с общественностью ОАО «Евроцемент групп» Сергей Мещеряков высказал мнение, что причины роста цен на продукцию цементных заводов носят объективный характер: “Все дело в повышении цен на сырье, материалы, оборудование, в постоянном и существенном удорожании услуг естественных монополий, составляющих в себестоимости цемента более 60%. Например, в этом году газ подорожал на 15%, электроэнергия на 12,4%, шлак, который широко используется в производстве цемента, в четыре раза, металл в два раза и т. д. “.

Однако, по мнению президента АСР Николая Кошмана, «в росте цен на строительные материалы, кроме объективных факторов (рост цен на сырье, энергоносители, топливо и перевозки) прослеживается откровенная спекулятивная составляющая».

Начальник по ценообразованию ассоциации Павел Горячкин в свою очередь добавил, что “при отсутствии реальной конкуренции и дефиците мощностей биржа сознательно используется как инструмент обоснования высокой цены. Мы столкнулись с диктатом практически одного продавца”.

В своем интервью для Bigness.ru сертифицированный аналитик рынка недвижимости России Геннадий Стерник согласился с тем, что на рынке строительных материалов образовалась, своего рода, монополия. Однако наш эксперт не видит причин для увеличения цен на объекты недвижимости.

“Просто нельзя говорить о том, что повышение цен на строительные материалы приводит к повышению цен на жилье. Эти вещи разорваны. Одно от другого не зависит”, - отметил Стерник. На его взгляд «повышение цен на цемент, стройматериалы просто приводит к понижению доходности застройщика, уменьшает его прибыль “. А застройщик, в свою очередь, “пытается переложить это на покупателя”.

Несмотря на это, в Ассоциации строителей считают, что удорожание строительных материалов ведет к росту цен на саму недвижимость. Директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР Павел Горячкин добавил, что “рост цен на строительные материалы угрожает эффективности государственных инвестиций практически во всех отраслях экономики”.

Участники совещания в Госдуме сошлись во мнении, что необходимо принимать срочные меры по стабилизации цен на рынке строительных материалов. Резюмируя, Николай Кошман обозначил позицию АСР: “Мы не призываем к введению прямого государственного регулирования цен на строительные ресурсы, но считаем, что отдельные строительные материалы (цемент, щебень, песок, металл и т.п.) должны быть признаны государственной стратегической продукцией”.

Как сообщает Интерфакс-Недвижимость, в свою очередь, глава комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум предложил создать “госкорпорацию по производству стройматериалов, по аналогии с теми институтами, которые сейчас внедряются”. По его словам, без участия государства невозможна стабилизация цен на рынке стройматериалов.

“Предложение о создании подобной госкорпорации – ошибка. Такие разговоры даже вестись не должны”, - заявил тут же президент строительного концерна “КРОСТ”. Алексей Добашин. По мнению собеседника агентства, “госкорпорации, безусловно, должны создаваться в “военке”, космической отрасли, но не в строительной”.

Добашин считает, что на рынок надо вырываться через частную инициативу бизнеса и увеличение до 100 тыс. числа предприятий по производству стройматериалов. “Причем государство должно помогать не только крупному бизнесу в производстве стройматериалов, но и малому предпринимательству этого сектора. Например, долгосрочными кредитами с рыночным процентом”, - сказал он.

Схожего мнения придерживается и аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник. “Если мы все-таки клюнем на эти предложения, чтобы было государственное регулирование цен в отрасли, а не в естественной монополии, то это будет возврат к планово-распределительной экономике, и мы будем прощаться с нормальным рынком. И главное, народ это поддерживает, вот что обидно. Народ думает, что ему будет лучше. А будет хуже!”

Что касается господдержки малых предприятий по производству стройматериалов, Стерник уверен, что в той мере, в которой она сегодня им оказывается – ее недостаточно. “Никто ими не интересуется, никто их не поддерживает. Они еле-еле выживают в силу своих возможностей. Ну, да там есть какие-то отдельные решения о поддержке, но на практике это действует очень слабо. Если взять хотя бы строительный комплекс Москвы и Московской области и посчитать крупные компании, которые можно подозревать в монополизме, и компании, которые строят один дом, то окажется, что компаний мелких очень много. Но если дальше разобраться, то окажется, что все они являются дочерними компаниями монополистов и поэтому – кого поддерживать? Поддерживать тех, кто итак монополист через их дочерние компании?”

Вместе с тем, независимые эксперты рынка недвижимости уверены, что рычагов для регулирования цен в России достаточно. По словам Геннадия Стерника, “контроль и меры нужны, но только антимонопольного характера, а не государственного регулирования цен”. “Теоретически существует антимонопольный комитет, но он плохо работает и спохватывается, когда уже поздно”, - считает аналитик.


Наталья Трефилова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Индивидуальный план развития
Индивидуальный план развития
Правила игры
“Ничего не планировать – это то же самое, что планировать неудачу”. Уинстон Черчилль.
26 книг, которые должен прочитать каждый бизнесмен
26 книг, которые должен прочитать каждый бизнесмен
Правила игры
Ниже представлен список 26 лучших книг для бизнесменов, составленный американским интернет-изданием Businees Insider. Большинство из них переведено на русский язык, и в этом случае мы указываем год публикации и издательство.
Что делать, чтобы все изменить
Что делать, чтобы все изменить
Правила игры
Золотое правило гласит – делай то, что доставляет тебе истинное удовольствие, и тогда ты станешь намного счастливее.
7 причин, почему люди не успешны
7 причин, почему люди не успешны
Правила игры
Если вам приходится много работать с людьми, поставьте позади себя зеркало. Многие клиенты будут вести себя вежливее — ведь никому не хочется видеть себя злым и раздраженным.
15 неожиданных приемов общения
15 неожиданных приемов общения
Правила игры
Если вам приходится много работать с людьми, поставьте позади себя зеркало. Многие клиенты будут вести себя вежливее — ведь никому не хочется видеть себя злым и раздраженным.
Шесть секретов мотивации, которые вдохновят подчиненных
Карьера
Управлять мотивацией непросто, но это необходимо. Итак, как сделать ваших сотрудников счастливыми.
27 трудных вопросов, которыми задаются успешные люди Восемь правил планирования времени Девять постулатов победителя Девять вещей, которые никто не хочет делать, но которые поднимают людей на новые высоты Особенности алкогольного гепатита у взрослых, причины и механизм развития, опасность и течение
Как продвинуть сайт самостоятельно
Рынок услуг
Продвижение сайта - задача в настоящее время актуальная для многих бизнесменов. Как это сделать своими силами?
Как составить договор в Вашу пользу 14 СЕРВИСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОГРАФИКИ Память на века: что нужно знать при заказе памятника? Пришло время затянуть пояса потуже McDonald's проверят и в Японии
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Выбирайте людей своего уровня ценностей
Ресурсы
Раньше я думала, что человек может быть любым: хоть вором, хоть хамом, хоть обманщиком. Значит, так сложилась его жизнь в семье, так воспитали родители, или духу надо именно такие уроки пройти.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus