Юрий Медведев: Пивоваренная отрасль оказалась в очень хороших руках

О непростых проблемах одной из самых динамично развивающихся отраслей России – пивоваренной - наш разговор с Юрием Медведевым, первым зампредом Комитета ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму, Председателем Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

- Юрий Германович, как вы оцениваете работу пивной отрасли?

- Я считаю, что отрасль на подъеме. В последние годы она достигла большого развития благодаря тому, что к нам пришли хорошие инвестиции, хорошие бренды, хорошие технологии, и все хорошие менеджеры. Отрасль оказалась в очень хороших руках. В любом случае все, что они создали на территории РФ, представители зарубежных фирм, европейских, индийских, японских, они все равно с собой не унесут. Я думаю, что это хорошо. И мы действительно сейчас производим и покупаем-продаем очень неплохой напиток под названием «пиво». С точки зрения оценки развития отрасли я оцениваю ее положительно и динамично. Надеюсь, что впереди у нее тоже есть неплохие перспективы. Как показывает статистика даже тех лет, когда резко увеличивались акцизы по сравнению с другими видами подакцизных товаров, они все равно выходили из этой ситуации с честью.

- Как вы считаете, может ли отрасль быть локомотивом для развития смежных отраслей?

- В последние годы производители пива активно инвестируют в развитие собственной сырьевой базы, что в свою очередь стимулирует развитие аграрно-промышленного комплекса страны. Это вызвано, прежде всего, экономическими причинами – сырье, произведенное в России дешевле импортного. В той или иной степени ситуация изменилась в лучшую сторону по производству ячменя и где-то хмеля.. Но значительная часть его закупок всё ещё идёт из-за рубежа, что связано с относительно невысоким качеством отечественного хмеля. Вместе с тем, считаю, что со временем российская пивоваренная отрасль полностью перейдет на сырье отечественного производства

- А как вы оцениваете вклад этой отрасли в экономику страны в целом?

- Что касается того, какую копилку они вносят в экономику, то любые рабочие места – это уже хорошо. Зарплата, насколько я знаю, у них не самая низкая в России и платят они относительно неплохо. Налоги платят, к счастью, исправно. Что очень важно, в стране, в отличие от алкогольной отрасли, в пивоварении абсолютно нет теневого продукта. Пиво невозможно сделать в полуподвале, разлить на коленках или в каких-то складских подсобных помещениях. Их производство прозрачно, открыто и они очень аккуратные налогоплательщики, за это им большое спасибо. Там, где есть пивоваренная отрасль – там и хорошие бюджеты. Т.е. здесь тоже плюсы,

- А как быть с минусами?

- К сожалению, в России те законы, которые ограничивают потребление пива несовершеннолетними, сегодня не работают. Но виноваты ли здесь пивовары? Мы всегда им говорим и пытаемся говорить, что они на нашей стороне, чтобы всячески вместе с нами добиваться исполнения законов, в том числе, исполнение закона о продаже алкогольных напитков несовершеннолетним. Милиция сегодня занимается не тем, чем должны бы заниматься, ведь нам нужно помогать, чтобы общество и молодёжь понимали, что пить в общественных местах, пить неумеренно некрасиво и вредно. Не престижно, не умно. Это глупо Проблема алкоголизма в России стоит очень остро. Нужно решать ее комплексно и было бы лучше начать с водки, с водочной «иглы». С одной бутылки пива никто точно не упадёт, а вот с одного стакана водки можно.

К сожалению, российские традиции пока не позволяют убедить людей, что если ты хочешь получить удовольствие – выпей бутылку пива и на этом остановись. Вроде бы вкусно и приятно, и немножко голова кружится, а не шумит. Это не стакан водки, после которого голова болит и живот наизнанку выворачивается. Т.е. эта тема общественная, тема государственная, но пока она не решается должным образом.

- Насколько я знаю, пивовары тоже пытаются принимать участие в решении этих проблем, в ограничении возраста продажи напитка, в привитии культуры пития…

- Сейчас очень много соответствующих законопроектов, не со всеми подходами пивовары согласны, иной раз они пытаются нас убедить, что нельзя это делать, что это толку не даст. Пивовары открыты для качественного продуктивного диалога. И я думаю, что мы всё-таки сумеем прийти к пониманию, что те задачи, которые мы ставим с точки получения прибыли, можно решить иначе: создавая комфортабельные места для употребления пива, типа пабов и т.д, как в других странах мира. Если пивоваренные компании немножко потратятся, чуть-чуть простимулируют за счёт доходов и прибыли создание дешёвых мест культурного употребления пива (у нас сейчас в ресторан прийти и выпить кружку пива стоит дороже, чем её выпить на улице), то я думаю, что мы с ними кое-какие вопросы решим.

- Как вы оцениваете рекламу пивной продукции? Она вредна? Она полезна?

- Она нужна. И нужна для того, чтобы человек понимал, не в смысле массовой рекламы – пей пиво и ты крутой, а, чтобы она рассказывала, какие сорта пива есть. Чтобы не навязывала и не убеждала, что это очень хорошо. Хочешь - пей, а хочешь - нет, но вот появилось новое пиво. С точки зрения разъяснения потребителю тех или иных марок пива, чтобы он в магазине уже ориентировался, а не бегал глазами по полкам и не изучал состав каждого из 20 наименований пива, где мелким шрифтом написано, где какой состав. В этом смысле реклама нужна. Но она должна быть иной, нежели та, что была раньше. Сегодня не ставим так задачу запретить рекламу пива вообще. Но реклама должна рекламировать именно сорта пива, а не навязывать пиво как образ жизни.

- То есть, вы не против рекламы пива в местах массового скопления людей?

- Одна тема осталась у нас открытая, по которой мы не можем найти понимания с пивоварами и с общественностью - надо ли рекламировать пиво в общественных местах, в смысле спортивных стадионов. Есть международные соревнования, на которых есть реклама зарубежных пивоваров. Там это обязательное условие, а мы это категорически запретили. Я думаю, что со временем, поближе к 2014 году мы тоже созреем и разрешим на ряде спортивных мероприятий мягко рекламировать пиво.

- Это самый спорный вопрос: разрешать или нет?

- Сегодняшний закон запрещает во всех общественных местах, в том числе, на стадионах. Но тема звучит всё острее и острее, понимая близость важных международных соревнований. Это и международный футбол, не только Олимпиада. Некоторые спортивные клубы поддерживаются и спонсируются крупнейшими пивными компаниями Европы. Они говорят: а как нам быть? Мы теряем деньги, теряем доходы, у нас нет других источников доходов, кроме пивных, давайте, пускайте к нам на стадион. Поэтому тема есть. И мы и раньше искали, и, думаю, мы найдем такую тактичную форму, как из этой ситуации выйти.


Беседовала Татьяна Буракова
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Производство
Гибкий камень появился на рынке строительных материалов сравнительно недавно. Своей необычностью и уникальными характеристиками он практически сразу же привлек внимание дизайнеров и архитекторов.
Летний душ для дачи
Летний душ для дачи
Рынок услуг
Сегодня выбор дизайнерских решений, стройматериалов и готовых кабинок настолько велик и доступен, что душевая на улице может стать гармоничным, и даже стильным элементом на дачном участке.
Как создать искусственный спрос на продукт
Как создать искусственный спрос на продукт
Правила игры
Вам нужно создать некую ценность в глазах целевой аудитории и предложить рассказать об этой ценности местным лидерам мнений.
Бизнес-план: пчеловодство
Бизнес-план: пчеловодство
Рынок услуг
Разведение пчел как бизнес– достаточно привлекательная идея, так как мед всегда востребован. Его можно продавать таким, как есть, делать смеси с пыльцой или маточным молочком.
Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus