Работодатели в РФ: дешевые мигранты больше не нужны

Проблема так называемой «трудовой» миграции в РФ, которую либералы-западники считают несомненным благом, а национал-патриоты – несомненным злом, похоже, разрешается сама собой. Немногочисленные плюсы, которые превозносят сторонники миграции (заполнение непрестижных и дешевых ниш на рынке труда), окончательно пали перед многочисленными издержками «политики открытых дверей» (деформация рынка труда РФ, общее снижение стоимости рабочей силы, рост криминала, ломка устоявшихся в РФ стандартов социального общения и т.п.).

Причем этот перевес наметился отнюдь не в результате каких-то политических «волевых» решений, а простым экономическим путем – путем «выбора рынка», «невидимой руки», столь расхваливаемой экономистами Гарварда и Оксфорда в качестве непременного признака «свободной экономики».

Оказалось, что работодатели РФ попросту больше не хотят принимать на работу пусть дешевых, но низкоквалифицированных, закрытых и погруженных в ауру своих национальных диаспор мигрантов, которые к тому же зачастую работают не за совесть, а «по своим правилам», и плохо знают русский язык. Даже такое тенденциозное учреждение, как Институт экономики переходного периода (ИЭПП), первую скрипку в котором играет один из отцов ультралиберальной «шоковой терапии» Егор Гайдар, было вынуждено это признать.

Так, согласно сентябрьскому опросу ИЭПП, за год вдвое, до 15%, выросло число работодателей, которых не устраивает квалификация мигрантов, а до 10% уже вообще принципиально не хочет иметь с ними никаких дел. Причем и работодатели, и эксперты сходятся в одном - в разочаровании в трудовой миграции как в способе преодоления проблем на рынке труда, и полагают, что этот ресурс для экономики РФ близок к исчерпанию.

Политика? Ксенофобия? Нет: ИЭПП специально отмечает, что происходящее не следствие ксенофобии: только 2% работодателей утверждают, что помехой в использовании труда иммигрантов являются их «культура, мышление, стиль работы», зато около 80% считают, что при равной квалификации зарплаты мигранта и местного жителя должны быть равными.

Председатель международной ассоциации «Трудовая миграция» Николай Курдюмов в интервью газете «Коммерсант» пояснил ситуацию в том смысле, что квалификация мигрантов не растет, мигранты «новой волны» хуже знают русский язык, ниже квалифицированы, чем предыдущие. При этом сами мигранты уверены в том, что «они любыми сгодятся», хотя это отнюдь не так. «Востребованные уже нашли себя, а новым требуется переобучение. Необходимы инвестиции в процесс переобучения мигрантов», - поясняет эксперт, отмечая, что их конкурентоспособность падает.

В этой связи примечательно, что по данным опроса ИЭПП за год число работодателей, которые сталкиваются с дефицитом предложения иностранной рабочей силы, выросло почти в 1,5 раза, хотя данные Росстата показывают рост числа официальной трудовой миграции за этот же период. Вывод оказывается неутешительным: мигранты не хотят повышать квалификацию и переобучаться, и предпочитают уходить в «теневые сферы». Хотя условия для приема на работу стали лучше: если год назад 24% компаний жаловались на бюрократические препоны, то в этом году – только 19% критикуют ситуацию.

Между тем, стоит напомнить, что именно нелегальная миграция составляет как основной стержень миграции в РФ, так и главный комплекс издержек, которые преподносит политика «открытых дверей».

Напомним, что если число легальных трудовых мигрантов, работающих в России, которое в 2006 году составляло 1,15 млн человек, то, по данным МВД РФ, сегодня на одного легально работающего иностранца приходится 10 нелегальных мигрантов. При этом гастарбайтеры переводят и вывозят из России до $15 млрд ежегодно, что при абсолютной прозрачности должно давать $4,5 млрд налоговых отчислений.

Но, по понятным причинам, не дает. Ведь миф о «законопослушности» мигрантов (более 90% из которых – нелегалы со всеми вытекающими) так же призрачен, как и миф о том, что «они делают всю грязную, низкооплачиваемую работу»: по статистике, из 10 мигрантов как минимум трое работают в торговле (!), как минимум 1 человек – в отнюдь не бедной транспортной сфере (вспомним, на каком языке предпочитает общаться большинство водителей маршруток), еще один – в лесном хозяйстве, и 1 – в сельском хозяйстве.

К макроэкономическим недостаткам миграции ощутимо прибавляются и социальные проблемы. В то время как общий объем денежный переводов мигрантов способен кормить целые страны (составляет более чем 20% ВВП Молдавии, 4-7% ВВП Армении, Грузии и Таджикистана), россияне «за эти деньги» получают нежелательное близкое соседство с людьми, которые не только настороженно смотрят на «коренных», но и пытаются внедрять здесь свои «законы и понятия». Свистят вслед девушкам, не стесняются оправлять естественные потребности на глазах у прохожих, даже не снимая оранжевой робы гастарбайтера (факт), в некоторых районах Москвы просто угрожают поголовью собак (домашних тоже), которых, по слухам, едят. Они же, по данным МВД, провоцируют рост криминальных правонарушений. Иными словами, мигранты представляют на российской земле «другую цивилизацию», отнюдь не всегда лояльно и дружелюбно настроенную по отношению к местным.

И эти нежелательные эффекты будут усугубляться со временем: при прочих равных условиях, по прогнозу Росстата, в 2010 году в России будет 19 млн нелегальных мигрантов - более 10% населения страны (в ЕС сейчас проживает без евро-гражданства порядка 4% населения). Но даже там Европарламент поддержал на днях введение «голубой карты» (аналога американской greencard), механизм которой позволит фильтровать поток мигрантов, отбирая лишь высококвалифицированных.

Ничего не имея против «свободы» и «рыночной экономики», все же хочется отметить (в адрес «либералов»), что «протекционизм» и «национальные интересы» - тоже вполне себе американские термины, имеющие за океаном, да и в Европе широкое хождение. Поэтому крайне непонятно, как при 5 млн собственных безработных в РФ, можно настаивать на «крайней необходимости миграции», оправдывая ее «дешевой рабочей силой» - на позиции «куда россияне не идут». Вместо того чтобы отдавать за рубеж $15 млрд ежегодно, «умникам» стоило бы подумать о том, почему зарплаты и жалованья россиян остаются низкими, доля оплаты труда в ВВП не превышает 30% (на Западе она составляет 50-70%), и как они смогли бы обойтись «рыночной экономикой» если бы применили «конкуренцию» не к предложению на рынке труда, а к спросу на рынке работы?


Александр Радугин
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus