Аграрии надеются, что Виктор Зубков поднимет АПК

Ситуация в сельском хозяйстве России далека от идеала, несмотря на огромные ресурсы и возможности страны. Последним по времени стратегическим ориентиром для развития с\х в РФ была созданная более 25 лет назад и завершившаяся в 1990-м году «Продовольственная программа СССР», весьма скудная с точки зрения современного потребителя.

Лишь в растениеводстве и производстве зерна недавно были достигнуты показатели 90-х годов, а в животноводстве производство пока восстановлено лишь наполовину. По данным Госкомстата объем продукции сельского хозяйства РФ в январе-апреле 2007 года составил около 277,4 млрд рублей (порядка $11 млрд). В сравнении с развитыми западными странами, например с Америкой, этот показатель остается довольно низким. Так, в 2005 году жители США затратили только на покупку продуктов питания, произведенных американскими фермерами, $547 млрд, а экспорт сельхозпродукции из США в 2006 году, по данным Минторговли США, достиг $69 млрд.

Динамика показателей основных видов с\х в РФ тоже неутешительна – по данным Минсельхоза России, на 15 мая сев яровых культур занял площади в 15,5 млн га, что на 22,6% меньше, чем к этому времени в предыдущем году. К 1 мая 2007 года поголовье крупного рогатого скота составило 22,7 млн голов - на 0,1% меньше по сравнению с предыдущим годом, к началу мая обеспеченность скота кормами в сельхозорганизациях оказалась ниже на 15,9%, чем на аналогичную дату предыдущего года.

Очевидный недостаток с\х продукции собственного производства в РФ, отчасти замещается импортом. В 2006 году общий объем закупок зарубежных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000-м годом вырос в 2,9 раза и составил около $21,6 млрд, экспорт же составил всего $5,5 млрд. По данным Минсельхоза, доля импорта с\х продукции в РФ составляет более 33%, что уже превышает порог продовольственной безопасности.

Аграрии и эксперты отрасли говорят о том, что доминанта демпингового импорта с\х продукции в РФ (которая сдерживает развитие национальных производителей), не в последнюю очередь обусловлена интенсивной господдержкой с\х в странах-импортерах, и низким уровнем таковой в России. По данным Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), объединяющей 30 развитых стран и производящей две трети товаров и услуг, совокупная помощь сельхозпроизводителям (поддержка рыночной цены, прямые дотации, компенсации затрат, сумма налоговых и других льгот) в странах ОЭСР в среднем в 2 раза выше, чем в России.

При этом идея о необходимости увеличения господдержки с\х, и ограничения импорта буквально витает в воздухе – по данным опубликованного в сентябре опроса ВЦИОМ, 68% россиян полагают, что государству следует ограничивать импорт сельскохозяйственной продукции, чтобы поддержать отечественного производителя. Лишь 26% россиян являются сторонниками предоставления «равных условий для конкуренции отечественных и зарубежных производителей». Вероятно, имея в виду действительно равные условия (при которых требования ВТО к новым членам об ограничении господдержки фермеров коснулись бы и стран «развитого Запада», где доходы ферм на 16% (в США), 20% (Канада), 68% (Швейцария) формируются государственными субсидиями). Что же касается господдержки, 88% опрошенных россиян считают, что деревня содержала страну много лет, и теперь ей нужно помочь решить ее проблемы, возродиться, пора «вернуть долги».

В связи с этим российские аграрии уже давно отмечали фактическую «дискриминацию отечественного крестьянина и всемерное наращивание продовольственного импорта», в результате которого может наступить утрата продовольственного суверенитета России. По их оценке, выделение 0,54% расходов на АПК в проекте федерального бюджета на 2008-2012 годы явно недостаточно, а госпрограмма «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 годы» не оправдывает надежд крестьянства, так как ситуация, при которой рост сельского хозяйства на 1,5-2% в год, будет перекрываться 10-кратным ростом импорта, «ненормальна».

Поэтому аграрии выразили поддержку избрания председателем правительства РФ Виктора Зубкова, который, по словам председателя Аграрной партии РФ Владимира Плотникова, «многие годы работал в аграрной сфере и в полной мере владеет ситуацией на селе».

Виктор Зубков в своих выступлениях, действительно, уже уделил сельскому хозяйству специальное внимание, как одному из приоритетных направлений для работы нового кабинета министров. Он полагает, в частности, что деньги должны работать на технологическую модернизацию АПК, обеспечение газификации села, строительство новых дорог в сельской местности. «Будем работать в этом направлении», - пообещал Зубков.

Между тем, аналитики отмечают, что сама программа развития АПК до 2012 года, разработанная Минсельхозом при участии МЭРТ и Минфина РФ, и представленная в июле нынешним и.о. главы Минсельхоза Алексеем Гордеевым, может обеспечить лучшие результаты, чем ожидают российские аграрии. По прогнозным оценкам, ее реализация повысит темпы роста сельхозиндустрии до 4%, и животноводства - до 5%. Это, в свою очередь, приведет к увеличению доли российских продовольственных товаров на внутреннем рынке до 70% (по товарным группам – до 80%) и возврату в оборот до 400 тыс. га неиспользуемых угодий.

Кроме того, программа предусматривает прямую финансовую поддержку села, создание действительно равных условий для конкуренции на российском рынке продовольствия (посредством механизма косвенной поддержки аграриев через систему частно-государственного партнерства), стимулирование инвестиций в предприятия АПК.

По-видимому, как отмечают аналитики, проблема была скорее не в этой 5-летней программе развития отрасли, а в том, чтобы для ее реализации заработали выделенные бюджетные деньги. Многие россияне связывают большие надежды на возрождение АПК с председательством Виктора Зубкова, и работой нового правительства. Кто будет этим заниматься в должности главы Минсельхоза, пока не решено.

Напомним, что потенциал АПК России поистине колоссален – имея всего 2,2% мирового населения, страна располагает 8,9% мировой пашни, 1\5 частью мировых запасов питьевой воды, 8,3% мощностей по производству химических удобрений. При этом доля сельского хозяйства и пищевой промышленности в ВВП страны пока еще составляет 8,5%, что крайне мало. Людские ресурсы также велики – если в США при населении в 300 млн человек, только 4,6 млн человек работают на земле, а общая численность занятых в сфере производства и оборота с\х продукции достигает 22 млн человек, то в РФ эти цифры составляют 7 млн и 30 млн человек соответственно.

При этом вопрос о сравнительной эффективности сельского хозяйства РФ и США не представляется правомерным – в отличие от Америки, Россия испытала серьезнейший экономический спад в 1990-х годах, который тяжелее всего отразился на сельском хозяйстве. Российские крестьяне работают все так же хорошо, но стареют производственные фонды и техника, миллионы гектаров земли, купленные новыми «хозяевами», перестают работать и выходят из оборота, а половина сельских жителей до сих пор живет за чертой бедности. Если новому кабинету министров удастся реализовать новую среднесрочную программу развития АПК, многие из этих проблем должны быть решены.

Александр Радугин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus