Когда рухнет GPS-монополия?

Российская спутниковая группировка ГЛОНАСС поможет нарушить американскую монополию в области спутниковой навигации. Но чтобы конкурировать с GPS, придется приложить немало усилий. Вопреки громким заявлениям некоторых чиновников, ситуация с ГЛОНАСС пока не позволяет решить всех поставленных задач.

В начале августа в составе группировки ГЛОНАСС заработал десятый спутник, а незадолго до этого российская система спутниковой навигации впервые была установлена на пассажирском самолете.

Указ президента России от 17 мая 2007 года фактически ГЛОНАСС открыл для отечественных и иностранных пользователей. Орбитальная группировка, которая служила сугубо для военных целей, стала доступна простым гражданам, что в перспективе дает возможность эксплуатировать систему, в том числе, и на коммерческой основе, не надеясь только на бюджетные средства.

Кроме того, исходя из интересов национальной безопасности, органы государственной власти обязаны использовать только ту аппаратуру спутниковой навигации, которая совместима с ГЛОНАСС.

Фактически, сделаны основные организационно-правовые шаги, обеспечивающие независимость России от американской глобальной системы GPS, которая пока является монополистом в области спутниковой навигации.

Однако на этом пути есть проблемы, которые нужно решить, чтобы ГЛОНАСС стала способной в полной мере выполнять возложенные на нее функции как в военной, так и в гражданской областях. К сожалению, высокопоставленные чиновники, не зная досконально ситуацию в отрасли, зачастую, склонны к поспешным заявлениям.

Высказывается, в частности, мнение, что орбитальная группировка в составе 18 космических аппаратов позволит предоставлять к концу 2007 года всем заинтересованным пользователям навигационную информацию на 99 процентах территории России.

Если распоряжение правительства будет выполняться по плану, то к концу 2007 года на орбите будет 17 аппаратов, а к концу 2010 года группировка может быть доведена до 25 объектов ГЛОНАСС. Но этого количества для решения поставленных задач недостаточно.

В период эксплуатации наземные комплексы управления вынуждены периодически выводить часть аппаратов из состава орбитальной группировки на плановое и неплановое обслуживание. И количество этих спутников велико. Например, в 2006 году из 16 аппаратов функционировало только 10. А если брать период в 10-12 лет, то ни одного дня группировка не функционировала в полном составе. Специалисты считают, что если в 2008 и 2009 годах запускать по 8 спутников, то к 2010 году группировка составит 29 аппаратов, из которых будут работать 24.

Сейчас российский рынок в значительной степени занят американской глобальной системой позиционирования GPS, группировка которой насчитывает 29-30 аппаратов.

GPS-терминалами оснащены авиалайнеры и морские суда, тысячи единиц транспортных средств частных фирм, значительная часть зарубежных автомобилей. Большие геодезические и землеустроительные работы выполняются с использованием GPS-приемников.

Таким образом, за отечественный рынок придется побороться. Надо добиваться, чтобы в перспективе ГЛОНАСС начала компенсировать затраты на поддержание орбитальной группировки.

Как считают разработчики, целесообразно сосредоточить усилия на создании и организации производства ГЛОНАСС-приемников по отечественным технологиям для потенциальных пользователей. Речь также следует вести о создании региональных и локальных систем непрерывного спутникового контроля потенциально опасных объектов и деформаций земных поверхностей, особенно в сейсмоопасных районах.

Желание сотрудничать в этой области изъявляют и европейские партнеры, хотя дата начала совместных проектов постоянно откладывается. Европа хотела осуществить запуски в 2008, потом их перенесли на 2011 год, но и эти сроки под вопросом. Как бы то ни было, заинтересованность других стран показывает, что Россия движется в правильном направлении.


Владимир Анохин, «Правда.Ру».
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Идея бизнеса: Производство гибкого камня
Производство
Гибкий камень появился на рынке строительных материалов сравнительно недавно. Своей необычностью и уникальными характеристиками он практически сразу же привлек внимание дизайнеров и архитекторов.
Летний душ для дачи
Летний душ для дачи
Рынок услуг
Сегодня выбор дизайнерских решений, стройматериалов и готовых кабинок настолько велик и доступен, что душевая на улице может стать гармоничным, и даже стильным элементом на дачном участке.
Как создать искусственный спрос на продукт
Как создать искусственный спрос на продукт
Правила игры
Вам нужно создать некую ценность в глазах целевой аудитории и предложить рассказать об этой ценности местным лидерам мнений.
Бизнес-план: пчеловодство
Бизнес-план: пчеловодство
Рынок услуг
Разведение пчел как бизнес– достаточно привлекательная идея, так как мед всегда востребован. Его можно продавать таким, как есть, делать смеси с пыльцой или маточным молочком.
Простые шаги к большим целям
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Простые шаги к большим целям
Карьера
Не позволяйте тем вещам, которые для вас важнее всего, оставаться в тени тех дел, которые не столь важны.
Двадцать мега-уроков, которые извлёк из своей жизни миллиардер Джон Рокфеллер Пятнадцать технических приемов продаж Почему Стив Джобс не слушал своих клиентов? Десять методов, которые увеличат ваше умение решать проблемы и генерировать остроумные идеи Секреты успеха от Роберта Кийосаки
Бизнес-план: Бар-паб
Рынок услуг
Вам необходимо придумать историю для вашего клуба — найти изюминку для привлечения интереса потенциальных клиентов.
Бизнес идея: Покраска автомобиля резиной Бизнес-идея: продажа пончиков Бизнес-идея: клининг Бизнес-идея: ветклиника Бизнес-идея: Прокат и аренда сигвеев
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Четырнадцать привычек людей, которые нравятся окружающим
Ресурсы
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему одни люди нравятся всем вокруг, не прилагая никаких усилий? А другим, несмотря на старания, так и не удается завоевать расположение окружающих.
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus