Банки стали ближе к народу

За последние два года российские компании и банки осуществили несколько десятков первичных публичных размещений акций. В результате объем IPO в 2006 году превысил 17, 742 млрд долларов против 4, 551 млрд долларов в 2005 году.

Так, на показатель прошлогодних размещений сильно повлияло IPO «Роснефти», объем которого составил 10, 42 млрд долларов. А главными событиями этого года стали первичные размещения акций Сбербанка и Внешторгбанка, принять участие в которых смогли и физические лица.

Размещения принадлежащих государству акций «Роснефти», Сбербанка и ВТБ оказались более успешными, чем IPO большинства частных компаний. И это неудивительно, учитывая, с одной стороны, определенный дефицит надежных и качественных финансовых инструментов на отечественном рынке акций, а с другой - массированную рекламу, которой сопровождались эти размещения.

В прошлом году российские компании и банки осуществили 23 первичных публичных размещения акций, крупнейшим из которых стало IPO «Роснефти». Это было первое в России размещение, проводившееся по схеме так называемого «народного IPO» - с привлечением физических лиц, которые могли свободно подавать заявки на покупку ценных бумаг компании в офисах ряда коммерческих банков.

Помимо «Роснефти» перейти долларовый миллиардный рубеж при заимствованиях в прошлом году удалось еще трем российским компаниям: «Трубной металлургической компании» (1,081 млрд долларов), АО «Северсталь» (1,063 млрд долларов) и АО «Комстар-ОТС» (1,062 млрд долларов).

«Есть две главные причины, которые способствовали активизации российских компаний на рынке IPO. Во-первых, высокая учетная ставка в США привела к росту стоимости облигационных заимствований за рубежом. Во-вторых, за последние несколько лет капитализация российского фондового рынка существенно выросла, и текущая рыночная стоимость компаний уже не так сильно занижена, как это было сразу после кризиса 1998 года», - считает заместитель гендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Виктор Коновалов.

В этом году наиболее интересными IPO стали банковские размещения Сбербанка и Внешторгбанка, проводившиеся с привлечением физических лиц. Кроме того, на акции госбанков был весьма высокий спрос со стороны иностранных инвесторов.

Первой российской госкомпанией, при размещении акций которой отдельное внимание было уделено физическим лицам, стала НК «Роснефть». В июле прошлого года компания разместила свои акции по цене 7,55 доллара за штуку, выручив за собственные бумаги 10,42 млрд долларов. В результате капитализация «Роснефти» составила 79,8 млрд долларов, что поставило ее на первое место по капитализации среди всех российских нефтяных компаний и на 11 место среди мировых публичных нефтегазовых компаний.

В ходе размещения акций спрос на них более чем вдвое превысил предложение. Почти половину ценных бумаг выкупили четыре стратегических инвестора, остальными покупателями стали институциональные и частные клиенты, в том числе российские граждане, купившие акции на 750,7 млн долларов (около 1% акций компании).

Во второй раз схема размещения с привлечением физических лиц была применена в феврале этого года в ходе IPO акций Сбербанка России, по результатам которого крупнейший банк страны привлек 9,5 млрд долларов. Наблюдательный совет банка определил единую для всех инвесторов цену размещения акций в размере 89 тыс. рублей. Спрос на акции Сбербанка по цене, близкой к цене размещения, оценивался в 250 млрд рублей, а суммарный объем заявок - в 270 млрд рублей.

Один гарантированный покупатель у допвыпуска Сбербанка был задолго до начала сбора заявок - это Банк России, который на правах акционера должен был приобрести 40% акций, выставленных на продажу. Помимо ЦБ спрос на акции Сбербанка поддерживали еще несколько его крупных акционеров.

Сбербанк и банки-организаторы начали принимать заявки на покупку акций 30 января. Среди нерезидентов, которые подали заявки, фигурировали очень крупные финансовые компании, инвестбанки, широко известные в мире, в том числе из Европы и Азии. Физические лица в сумме подали заявки в объеме 21 млрд рублей - в 2,5 раза больше, чем при IPO «Роснефти». При этом спрос со стороны частных лиц сдерживался высокой ценой одной акции.

Следующее крупное размещение, в котором участвовали граждане, состоялось в мае, когда третий в России по величине активов госбанк - ВТБ - в ходе IPO разместил на рынке акции на 22,5% уставного капитала. Это размещение принесло ему около 8,24 млрд долларов и уступило двум предыдущим по объему привлеченных ресурсов. Однако ВТБ опередил Роснефть и Сбербанк по количеству собранных заявок и по объему привлечения средств от физлиц.

«Практика показала, что инвесторы, покупающие акции в ходе IPO, не получают ценового преимущества перед покупкой тех же бумаг на вторичном рынке. Это происходит в силу того, что темпы роста размещаемых бумаг, как правило, всегда соответствуют средним темпам роста акций компаний данной отрасли», - отмечает Коновалов.

Более того, покупка акций, уже обращающихся на рынке, зачастую может рассматриваться как менее рискованная операция, так как ее ликвидность известна, в отличие от новой бумаги, вторичное обращение которой только должно сложиться. Поэтому приобретение ценных бумаг в ходе IPO более интересно для крупных инвесторов, которые стремятся приобрести значительный по объему пакет.

По материалам газеты «ПИФинфo» , статья опубликована на основании соглашения о сотрудничестве между " Правдой.Ру" и "ПИФ-инфо"

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Сильные духом: 13 правил сохранения энергии
Карьера
О том, что успешный человек хорошо выглядит, опрятно одет, заботится о здоровье и умеет вести умные беседы, знают все. Кроме того, состоявшийся карьерист обладает упорством, твердым характером и разумным оптимизмом. Именно к таким людям применим термин «сильный духом человек». Но как удается поддерживать в себе это состояние? Психотерапевт из США Эми Морин определила...
Пять законов глупости
Пять законов глупости
Правила игры
Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать. Прочитав законы Чиполлы, вы поймете, почему.
19 способов найти клиентов
19 способов найти клиентов
Рынок услуг
Как найти покупателей на свои, конечно же, замечательные, продукт или услугу? Скольким бизнесменам эта головная боль портит жизнь! Между тем за клиентами далеко ходить не надо - надо уметь пользоваться скрытыми возможностями, которые в изобилии существуют вокруг. Ниже мы предлагаем вам список этих возможностей.
40 жизненных мудростей
40 жизненных мудростей
Правила игры
В чем секрет счастья? Оказывается, отнюдь не в погоне за успехом. Нет, вы конечно, можете гнаться за ним, но только в одном случае - если это доставляет удовольствие именно вам, а не из-за того, что это делают другие... Секрет счастья - в том, чтобы не изменять себе. Мы предлагаем вам список действий, которые помогут вам остаться самим собой в любой жизненной...
10 фраз, которые сами продают
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель
10 фраз, которые сами продают
Рынок услуг
Стремясь повысить спрос на свой товар или услугу, продавцы часто пытаются взять красноречием - и напрасно. В бизнесе, как и везде, работает не количество, а качество. Важно не то, сколько человек говорит, а что он говорит. Ниже мы предлагаем вам словосочетания, используя которые на своих сайтах, лендингах, письмах и на переговорах, вы подтолкнете потенциальных...
9 шагов к идеальному прайс-листу Оригинальные решения работы с клиентами Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus