Как не ошибиться с выбором ПИФа?

Паи инвестиционных фондов становятся все более популярным видом сбережений для россиян. На фоне прочих инвестиционных продуктов вложения в ПИФы действительно выглядят достаточно простым способом инвестирования, поскольку не требуют от инвесторов серьезных финансовых познаний. На самом деле, покупая паи ПИФа, инвестор должен отдавать себе отчет в том, что он зависит как от рыночной конъюнктуры, так и от внутренних рисков управляющей компании, о которых неплохо бы знать заранее.

В большинстве случаев главным аргументом, к которому прибегают УК, стремясь привлечь клиентов, является демонстрация роста стоимости пая за определенный период. Однако, по мнению аналитиков, нельзя выбирать фонд или управляющую компанию на основании одних только данных о доходности.

Чтобы определить, насколько надежна УК, следует знать, что существует ряд качественных показателей, которые лучше всяких цифр смогут рассказать, стабильна ли компания и насколько бережно она будет обращаться с деньгами клиента. Риски, возникающие в работе управляющей компании, условно можно разделить на внешние, характерные для всей отрасли в целом, и инфраструктурные, связанные с устойчивостью самой УК, а также ее партнеров по бизнесу – расчетного банка, брокера, спецдепозитария, регистратора, оценщика, аудитора.

Степень инфраструктурного риска определяется рыночными позициями брокера, расчетного банка, спецдепозитария и других организаций, с которыми работает управляющая компания. Желательно, чтобы финансовая отчетность управляющей компании была подтверждена авторитетным аудитором. Большинство УК, руководствуясь в первую очередь вопросом престижа, проводят внешний финансовый аудит и раскрывают аудиторскую отчетность на своих сайтах.

Спецдепозитарий – одно из главных звеньев в цепи контроля за деятельностью управляющей компании. Он контролирует все операции, которые управляющая компания совершает со средствами паевого фонда, и в случае нарушения установленных законодательством норм направляет в УК предписание о выявленном нарушении, а также информирует об этом ФСФР, которая должна зафиксировать факт устранения нарушения.

Когда ФСФР приостанавливает или аннулирует действие лицензии управляющей компании, функции по управлению ее паевыми фондами переходят к спецдепозитарию. Если в течение трех месяцев действие лицензии не будет возобновлено, а управляющая компания за это время не передаст свои права другой УК, спецдепозитарий должен будет ликвидировать ПИФ и рассчитаться с пайщиками.

Слабым звеном может оказаться не только УК, но и банк, через который управляющая компания проводит расчеты с пайщиками. Так, одна из старейших на российском рынке компаний - «Монтес Аури» (сейчас – «ВТБ Управление активами») летом 2004 года оказалась перед угрозой прекращения операций, когда ГУТА-банк, в котором находились расчетные счета компании, приостановил платежи в связи с проблемами с ликвидностью. Компании удалось избежать проблем, в оперативном порядке, переведя расчетные счета в другой банк и отказавшись от услуг ГУТА-банка в качестве агента по продаже паев.

Также полезно при выборе паевого фонда ознакомиться со структурой его активов. При этом нужно учитывать, насколько разнообразен перечень инструментов, в которые вкладываются средства фонда (акции, государственные и корпоративные облигации, фьючерсы, опционы), а также степень их ликвидности и рискованности.

Как показывает практика, названия фондов далеко не всегда адекватно отражают фактическое состояние дел. Инвестиционные декларации большинства фондов предоставляют управляющим компаниям значительную свободу в выборе инструментов. Так, ПИФ, относящийся к фондам акций, может держать в акциях 20% от стоимости активов, а может и все 95%.

Кроме того, ряд управляющих компаний предлагает широкий выбор фондов с самыми разнообразными названиями, в которых обыгрываются различные стратегии инвестирования. В арсенале УК есть «сбалансированные», «агрессивные», отраслевые фонды акций.

Но анализ фактической структуры активов различных фондов показывает, что многие из подобных названий фактически являются скорее рекламным ходом компании, чем ориентиром для инвестора. Так, фонд, указавший в своем названии определенную отрасль (допустим, фонд акций энергетики), на самом деле может вкладывать в эти бумаги всего пятую часть активов.

Помимо этого, управляющие достаточно свободно могут отклоняться от установленной структуры активов внутри отчетного периода, пытаясь таким образом увеличить доходность фонда, что тоже является дополнительным фактором риска. Иногда УК злоупотребляют вложением средств в ценные бумаги своих учредителей или родственных структур, решая их финансовые проблемы в ущерб интересам клиентов. Если вдруг на рынке начнется падение курса этих бумаг, дружественная управляющая компания, в отличие от независимой, не будет пытаться их продать, чтобы свести к минимуму потери пайщиков.

Также существует риск, связанный с составом пайщиков. Когда основную часть активов ПИФа обеспечивает узкий круг клиентов, в случае ухода одного или нескольких из них УК лишается основной доли средств, что может привести к значительным потерям для остальных пайщиков и даже к закрытию фонда.

Непредсказуемые действия крупных пайщиков способны приводить к потерям остальных владельцев паев фонда, и разумный инвестор должен знать о наличии в фонде таких «контролирующих» пайщиков до покупки паев.

По материалам газеты «ПИФинфo» , статья опубликована на основании соглашения о сотрудничестве между " Правдой.Ру" и "ПИФ-инфо"


Лилия Субин
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus