Бум автокаско: страховщики учатся через банкротство

Несмотря на то, что рынок автокаско в России стремительно рос, увеличиваясь ежегодно на 60-80%, для многих страховых фирм это обернулось банкротством. Как говорится, нет худа без добра. И печальный опыт конкурентов пригодится ныне существующим компаниям, чтобы избежать ошибок в будущем.

По мнению ведущего эксперта направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Кирилла Бобылькова, доля премии по автокаско составила 17–19% от общей премии рынка, при этом три четвери от этого объема составляют премии, поступившие по договорам с физическими лицами. Для сравнения, доля добровольного медицинского страхования (ДМС) по итогам 2006 года составила 15–18% рынка (большую часть этого бизнеса составляет обслуживание корпоративных клиентов), страхования недвижимого имущества физических лиц — 1–2%. «Рынок автокаско не фигурирует в официальной статистике, но можно оценить его в 75 млрд руб., он занимает приблизительно половину рынка страхования физических лиц, очищенную от корпоративных программ», — полагает Кирилл Бобыльков.

При этом рынок автокаско растет бурными темпами. «Уже несколько лет подряд объем продаж продуктов автокаско физическим лицам растет в целом быстрее рынка, — сказал директор центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. — Если, например, в 2003 году частные покупатели приобрели полисов автокаско на 17,3 млрд. руб., то в 2004-м — на 26,9 млн. руб., при этом прирост премии составил 55,3%». По итогам 2005 года премия по автокаско выросла на 74,4%, достигнув 46,9 млрд. руб.

Согласно данным г-на Зубца, в 2006 году темпы роста премии, собранной страховщиками по автокаско, несколько снизились: рынок вырос «всего» на 40%. Объем собранной премии составил 65,7 млрд. руб.

В 2007 году, по прогнозам «Росгосстраха», объем премии по автокаско вырастет на 27,9% (до 84,0 млрд. руб.); в 2008-м — на 25,7% (105,5 млрд руб.), в 2009-м — на 23,0% (129,8 млрд руб.), а в 2010 году — еще на 20,8%, достигнув показателя в 156,8 млрд руб.
Столь бурный рост сопровождался рядом скандалов, поскольку некоторые компании стремились занять как можно большую долю рынка любой ценой.

Весьма показательным был пример страховой компании «АВЕСТ», которая сделала страхование каско убыточным видом, существенно занизив тарифы с тем, чтобы при помощи демпинга занять большую долю рынка. Из-за использования демпинговых цен на полисы компания вынуждена была выплачивать возмещения по заявленным страховым случаям из премии, поступавшей за счет заключения новых договоров. Позже участники рынка назвали это термином «выплаты с колес». Таким образом «АВЕСТ» балансировал около полугода. Однако летом 2005 года офисы компании оказались закрытыми, а на Российском союзе автостраховщиков повисли обязательства компании по возмещению убытков ее клиентам по ОСАГО. Кирилл Бобыльков из «Эксперт РА» считает, что «банкротство «АВЕСТа», который не смог справиться со своим портфелем автокаско, стало самым громким событием 2005 года», сообщает RBCdaily.

Вслед за «АВЕСТом» рынок автокаско покинули Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК), «Доверие», Евро-Азиатская страховая компания (ЕАСК), «Универсальный полис», «Фиделити-Резерв». Больше всего проблем было у «Фиделити-Резерв», основная часть портфеля которой состояла именно из договоров, заключенных по демпинговым ценам.

«Демпинг — это одна из основных проблем рынка, — считает Кирилл Бобыльков. — На растущем рынке он неизбежен, ведь каждый пытается отхватить свою долю, а российский рынок автокаско растет в последнее время фантастическими темпами. При такой ситуации нарастить портфель автокаско просто — достаточно активной рекламы, высоких комиссионных продавцу и низких тарифов. Благодаря значительному поступлению страховой премии компании некоторое время (пока портфель растет) удается осуществлять текущие выплаты. В основном за счет новых поступлений премии. Фактически работает принцип обычной финансовой пирамиды.

Впрочем, участники рынка считают, что проблемы, возникшие у некоторых страховщиков, были связаны не только с демпингом. «Причиной возникновения проблем у этих компаний могло стать также и непрофессиональное отношение к перестраховочной защите и формированию резервов, — считает заместитель руководителя департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин. — А это неминуемо приводит компанию к отрицательным финансовым показателям, следствием чего становится невозможность исполнить свои обязательства».

Младший директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Воронкова полагает, что некоторые страховщики недостаточно жестко контролировали убыточность, что и привело их к банкротству. «Некоторые компании не анализировали и не прогнозировали уровень убыточности, следствием чего было неправильное формирование резервов и тарифов, — говорит она. — В результате компании с невысокой диверсификацией портфеля и небольшим запасом капитализации сталкивались с финансовыми трудностями».

Страховой рынок учел ошибки «молодости»: сейчас некоторые участники рынка уже начали сворачивать деятельность по активному насыщению портфелей договоров автокаско, заморозив портфели либо искусственно ограничивая выплаты. Одновременно они занялись поиском других — неценовых — методов конкуренции. Кирилл Бобыльков полагает, что страховщики в ближайшем будущем займутся, в частности, экспансией на региональные рынки. Павел Бородин из «Росгосстраха» уверен, что компании будут увеличивать сервисную составляющую и осваивать дифференцированный подход к автовладельцам. Он также полагает, что в будущем компании задумаются над фокусированием на определенной группе клиентов.

Эксперты считают, что рынок вошел в более спокойную фазу развития, однако именно сейчас начнут проявляться сделанные ранее ошибки. «На растущем рынке главным вопросом всегда является сохранение андеррайтинговой дисциплины, — говорит Анастасия Воронкова. — Потому что в среднесрочной перспективе, когда рост замедлится, просчеты в ценообразовании, сделанные в период бурного роста, проявятся и могут стать серьезной проблемой для компаний, не сумевших установить адекватные тарифы и жесткие, но прозрачные процедуры урегулирования убытков».


Олег Золотов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

11 советов от Романа Абрамовича
11 советов от Романа Абрамовича
Правила игры
Стремясь все делать правильно, мы не всегда достигаем успеха. А если попробовать идти от противного - то есть не делать того, что считается неправильным? Ниже мы предлагаем воспользоваться рекомендациями "не-" от известного российского бизнесмена Романа Абрамовича. Надеемся, что его опыт пригодится вам и в бизнесе, и в жизни.
6 ошибок в управлении собственными финансами
6 ошибок в управлении собственными финансами
Финансы
Подавляющее большинство из нас стремится к финансовому благосостоянию. По разным причинам – от желания сигналить проходящим по тротуару девушкам, сидя в новеньком Порше, до страстного стремления заниматься благотворительностью и нести миру добро. Однако путь к материальному благополучию редко оказывается простым. Даже высокий уровень дохода не всегда становится...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года его состояние...
9 шагов к идеальному прайс-листу
9 шагов к идеальному прайс-листу
Рынок услуг
Управление ассортиментом, а зачастую и продажи, начинаются с прайс-листа. Это обязательный атрибут любой коммерческой организации, и он может сильно повлиять на уровень доходов. Тем не менее, его значение часто недооценивают, не считают достойным особого внимания и теряют из-за этого клиентов. В процессе создания прайс-листа специалисты советуют выделить 9 важных...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
Карьера
Вопреки расхожим истинам удачный бизнес иногда получается, если не все делать по шаблону, а больше доверять собственной интуиции. Предлагаем вам рекомендации от Максима Ноготкова, основателя и владельца компании «Связной».
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
Карьера
Вопреки расхожим истинам удачный бизнес иногда получается, если не все делать по шаблону, а больше доверять собственной интуиции. Предлагаем вам рекомендации от Максима Ноготкова, основателя и владельца компании «Связной».
Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель Как создавать идеи: 11 уроков
Оригинальные решения работы с клиентами
Рынок услуг
Ваши клиенты чем-то недовольны? Опыт удачных компаний, сумевших найти подход к своим клиентам, показывает: проблему совсем необязательно решать, что называется, в лоб.Иногда это бывает просто невозможно. Обходные пути в итоге не только обошлись изобретательным бизнесменам гораздо дешевле, но и позволили некоторым заработать дополнительные деньги. Итак,...
Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus