Бум автокаско: страховщики учатся через банкротство

Несмотря на то, что рынок автокаско в России стремительно рос, увеличиваясь ежегодно на 60-80%, для многих страховых фирм это обернулось банкротством. Как говорится, нет худа без добра. И печальный опыт конкурентов пригодится ныне существующим компаниям, чтобы избежать ошибок в будущем.

По мнению ведущего эксперта направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Кирилла Бобылькова, доля премии по автокаско составила 17–19% от общей премии рынка, при этом три четвери от этого объема составляют премии, поступившие по договорам с физическими лицами. Для сравнения, доля добровольного медицинского страхования (ДМС) по итогам 2006 года составила 15–18% рынка (большую часть этого бизнеса составляет обслуживание корпоративных клиентов), страхования недвижимого имущества физических лиц — 1–2%. «Рынок автокаско не фигурирует в официальной статистике, но можно оценить его в 75 млрд руб., он занимает приблизительно половину рынка страхования физических лиц, очищенную от корпоративных программ», — полагает Кирилл Бобыльков.

При этом рынок автокаско растет бурными темпами. «Уже несколько лет подряд объем продаж продуктов автокаско физическим лицам растет в целом быстрее рынка, — сказал директор центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. — Если, например, в 2003 году частные покупатели приобрели полисов автокаско на 17,3 млрд. руб., то в 2004-м — на 26,9 млн. руб., при этом прирост премии составил 55,3%». По итогам 2005 года премия по автокаско выросла на 74,4%, достигнув 46,9 млрд. руб.

Согласно данным г-на Зубца, в 2006 году темпы роста премии, собранной страховщиками по автокаско, несколько снизились: рынок вырос «всего» на 40%. Объем собранной премии составил 65,7 млрд. руб.

В 2007 году, по прогнозам «Росгосстраха», объем премии по автокаско вырастет на 27,9% (до 84,0 млрд. руб.); в 2008-м — на 25,7% (105,5 млрд руб.), в 2009-м — на 23,0% (129,8 млрд руб.), а в 2010 году — еще на 20,8%, достигнув показателя в 156,8 млрд руб.
Столь бурный рост сопровождался рядом скандалов, поскольку некоторые компании стремились занять как можно большую долю рынка любой ценой.

Весьма показательным был пример страховой компании «АВЕСТ», которая сделала страхование каско убыточным видом, существенно занизив тарифы с тем, чтобы при помощи демпинга занять большую долю рынка. Из-за использования демпинговых цен на полисы компания вынуждена была выплачивать возмещения по заявленным страховым случаям из премии, поступавшей за счет заключения новых договоров. Позже участники рынка назвали это термином «выплаты с колес». Таким образом «АВЕСТ» балансировал около полугода. Однако летом 2005 года офисы компании оказались закрытыми, а на Российском союзе автостраховщиков повисли обязательства компании по возмещению убытков ее клиентам по ОСАГО. Кирилл Бобыльков из «Эксперт РА» считает, что «банкротство «АВЕСТа», который не смог справиться со своим портфелем автокаско, стало самым громким событием 2005 года», сообщает RBCdaily.

Вслед за «АВЕСТом» рынок автокаско покинули Западно-Сибирская транспортная страховая компания (ЗСТСК), «Доверие», Евро-Азиатская страховая компания (ЕАСК), «Универсальный полис», «Фиделити-Резерв». Больше всего проблем было у «Фиделити-Резерв», основная часть портфеля которой состояла именно из договоров, заключенных по демпинговым ценам.

«Демпинг — это одна из основных проблем рынка, — считает Кирилл Бобыльков. — На растущем рынке он неизбежен, ведь каждый пытается отхватить свою долю, а российский рынок автокаско растет в последнее время фантастическими темпами. При такой ситуации нарастить портфель автокаско просто — достаточно активной рекламы, высоких комиссионных продавцу и низких тарифов. Благодаря значительному поступлению страховой премии компании некоторое время (пока портфель растет) удается осуществлять текущие выплаты. В основном за счет новых поступлений премии. Фактически работает принцип обычной финансовой пирамиды.

Впрочем, участники рынка считают, что проблемы, возникшие у некоторых страховщиков, были связаны не только с демпингом. «Причиной возникновения проблем у этих компаний могло стать также и непрофессиональное отношение к перестраховочной защите и формированию резервов, — считает заместитель руководителя департамента автострахования «Росгосстраха» Павел Бородин. — А это неминуемо приводит компанию к отрицательным финансовым показателям, следствием чего становится невозможность исполнить свои обязательства».

Младший директор страховой аналитической группы Fitch Анастасия Воронкова полагает, что некоторые страховщики недостаточно жестко контролировали убыточность, что и привело их к банкротству. «Некоторые компании не анализировали и не прогнозировали уровень убыточности, следствием чего было неправильное формирование резервов и тарифов, — говорит она. — В результате компании с невысокой диверсификацией портфеля и небольшим запасом капитализации сталкивались с финансовыми трудностями».

Страховой рынок учел ошибки «молодости»: сейчас некоторые участники рынка уже начали сворачивать деятельность по активному насыщению портфелей договоров автокаско, заморозив портфели либо искусственно ограничивая выплаты. Одновременно они занялись поиском других — неценовых — методов конкуренции. Кирилл Бобыльков полагает, что страховщики в ближайшем будущем займутся, в частности, экспансией на региональные рынки. Павел Бородин из «Росгосстраха» уверен, что компании будут увеличивать сервисную составляющую и осваивать дифференцированный подход к автовладельцам. Он также полагает, что в будущем компании задумаются над фокусированием на определенной группе клиентов.

Эксперты считают, что рынок вошел в более спокойную фазу развития, однако именно сейчас начнут проявляться сделанные ранее ошибки. «На растущем рынке главным вопросом всегда является сохранение андеррайтинговой дисциплины, — говорит Анастасия Воронкова. — Потому что в среднесрочной перспективе, когда рост замедлится, просчеты в ценообразовании, сделанные в период бурного роста, проявятся и могут стать серьезной проблемой для компаний, не сумевших установить адекватные тарифы и жесткие, но прозрачные процедуры урегулирования убытков».


Олег Золотов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Миллиардер без миллиарда
Миллиардер без миллиарда
Карьера
Он основатель Duty Free. Ему 81 год, он нажил состояние в 7,5 миллиарда долларов. При этом не имеет машины, летает эконом-классом, живет в съемной квартире. Чак Фини носит электронные часы за 15 баксов и мятую рубашку.
Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Четырнадцать вещей, которые мне следовало бы узнать ещё в школе
Правила игры
80 процентов всех полученных вами доходов приносят вам лишь 20 процентов вашей деятельности. Многое из того, что вы делаете, в действительности не так уж необходимо, как вы считаете.
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Десять избранных мыслей Вадима Зеланда
Карьера
Чего вам не следует делать однозначно, так это — разочаровываться в своей жизни. Вы не должны думать, что она не удалась. Ни в каком возрасте нельзя так думать. В этой жизни все не зря. И все еще только начинается.
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
АСВ обдирает клиентов проблемных банков
Финансы
Агентство по страхованию вкладов начало масштабную кампанию по отсуживанию денег у населения. Повестки в суд уже получили клиенты, которые сняли со своих счетов деньги незадолго до отзыва лицензии у банка.
Главные мифы о личном развитии
Главные мифы о личном развитии
Ресурсы
Какой смысл верить в свою мечту, если ты ничего с ней не делаешь?
Восемь самых полезных знаний
Карьера
Освойте финансовую грамотность. Применяйте в жизни правила работы с деньгами. Узнайте как создать свое дело и распоряжаться деньгами.
Шесть правил богатого человека Советы как добиться успехов в этой жизни О чем плачут двадцатипятилетние Пятнадцать простых правил для быстрого прорыва в жизни Шесть ключевых навыков крутого продажника
Бизнес-идея: Летнее кафе шатер
Рынок услуг
Для того, чтобы летнее кафе заработало, необходимо правильно оформить все нужные документы и согласовать с органами власти. Это управление архитектуры, комитет товарного рынка, комитет благоустройства города и наконец – мэрия.
Идея пассивного дохода: выращиваем фундук Бизнес-план: Выращивание редиса в теплицах Бизнес-план: Полировка автомобильных фар Разработка дизайна интерьера Как эффективно предлагать клиентам обратный звонок
Главные мифы о личном развитии
Главные мифы о личном развитии
Ресурсы
Какой смысл верить в свою мечту, если ты ничего с ней не делаешь?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Рынок жилищного строительства России: кризис пройден - впереди рост?
Недвижимость
Общее снижение объемов жилищного строительства в России, ожидаемое по итогам 2017 года, нельзя назвать критическим: после прохождение «дна» кризиса, отрасль начала восстанавливаться.
Система Orphus