Доступная реклама вместо доступного жилья

Ничем не подтвержденные прогнозы некоторых экспертов о том, что в ближайшее время на рынке недвижимости цены упадут на 30-40%, могут оказаться заказной пиар-компанией, направленной на искусственное снижение стоимости жилья.

Пока большинство участников рынка недвижимости дают сдержанные, но оптимистичные прогнозы на будущее (стабильный рост стоимости первичного квадратного метра на 2-3% в месяц), некоторые эксперты начали делать сенсационные и во многом популистские заявления о снижении цен на квартиры в Московском регионе на 40% и больше.

По мнению аналитиков компании «Росгосстрах», которое было обнародовано в феврале, стоимость квадратного метра столичной жилплощади должна составлять 2,5 - 3 тысячи вместо нынешних 4 тысяч долларов, а в Подмосковье - 2,3 - 2,4 тысячи долларов. Исходили они при этом не из факторов себестоимости строительства, роста цен на землю и прочих расходов, из которых в конечном итоге слагается стоимость квадратного метра свежепостроенного жилья, а из финансовых возможностей потенциальных покупателей.

Конечно, при этом было оговорено, что «данная оценка сделана для стабильного рынка, без учета всплесков ажиотажного спроса со стороны инвесторов, а также при сохранении нынешнего уровня ввода нового жилья». Тем не менее, дело было сделано. Часть тех, кто нуждается в улучшении своих жилищных условий, решила отложить покупку, «лечь на дно» и подождать более выгодных условий. Однако не факт, что они их дождутся. Возможно, эти заявления – не более, чем мыльный пузырь, призванный в преддверии выборов закамуфлировать сложности с реализацией нацпроекта «Доступное жилье», а возможно, и попыткой искусственным путем обрушить цены на рынке.

Дело в том, что цифра в 40% практически ничем не подтверждена. Даже в период кризиса 1998 года цены упали всего на 15%, а сегодняшняя стабильная ситуация на рынке вроде бы не располагает к близкому дефолту.

«В Москве по-прежнему квартир строится меньше, чем нужно, чтобы удовлетворить спрос платежеспособного населения, - считает Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» . - Вряд ли эта ситуация скоро изменится, так что на снижение цен, да еще такое масштабное, надеяться не приходится».

В этом мнении он не одинок. Стоит пристальнее посмотреть на ситуацию на рынке недвижимости, чтобы удивиться, откуда взялись столь странные прогнозы о резком снижении. Пока спрос на качественное жилье эконом-класса намного превышает предложение по Москве и области. Кроме того, идет стабильный рост цен – минимум на 2% в месяц.

Учитывая годовую инфляцию в районе 9%, и стабильное подорожание стройматериалов и подключения коммуникаций, а также дефицит земли под застройку в столице, непонятно, почему цены должны резко упасть. Однако если посмотреть на происходящее с точки зрения приближающихся выборов, можно понять, откуда взялась такая тенденция «на понижение».

Еще в октябре прошлого года главный куратор национальных программ Дмитрий Медведев практически признал, что проект «Доступное жилье» реализуется вовсе не так, как планировали авторы. Выступая с докладом на семинаре, посвященном проблемам строительства, он подверг жесткой критике действия чиновников в этой сфере. По мнению Медведева, они просто саботируют национальный проект "Доступное жилье". Саботажников он пообещал наказывать, вплоть до увольнения. Видимо, не помогло.

20 марта в Томске на встрече с журналистами Сибирского федерального округа первый вице-премьер сменил тональность.

-Я не считаю, что проект «Доступное жилье» буксует. Я просто считаю, что это чудовищно сложный проект, на решение всех задач по которому уйдут довольно приличные временные сроки.

Меж тем, времени до президентских выборов осталось немного. Решить жилищную проблему россиян с помощью нацпроекта не удается. В народе он получил название «Доступное жилье для богатых».

-Когда говорят о национальном проекте «Доступное комфортное жилье гражданам России», сейчас знаете, как в народе называют? «Доступное жилье для богатых», - заявила в эфире радиостанции «Эхо Москвы» депутат Государственной Думы Галина Хованская - Проект не провалился, но он ущербный. Это «хромая утка», потому что развивается только одно направление – ипотека. Но пока инфляция 9%, говорить об ипотеке 4 – 6% просто нереально. Банки не являются благотворительными организациями.

Ее мнение разделяют многие государственные чиновники.

-Больше всего вопросов пока вызывает жилищный проект», - заявил председатель СП Сергей Степашин в интервью газете «Аргументы и факты» еще в июле прошлого года . По его словам, в проекте заложена стоимость 1 кв. м $108,5. «Спрашивается: где вы видели такие цены? За такие деньги можно купить только курятник!»

Несмотря на все желание властей, цены на жилье упорно держатся и даже медленно ползут вверх. И вот тут в действие вступают другие факторы, которые сам Медведев назвал «нерыночными».

- У меня нет оснований полагать, что те цены, которые существуют, они нерыночные. То, что сам рынок формируется под влиянием различных факторов, в том числе и нерыночных – другое дело. Управление этими нерыночными факторами - это совместная задача государства и бизнеса.

Если мы сможем ими эффективно управлять, мы сможем сбалансировать снижение цен, - эти слова первого вице-премьера и потенциального «Преемника», сказанные им в Томске, заставили другими глазами посмотреть на сенсационные заявления о падении цен. Ведь пиар – фактор нерыночный и, безусловно, влияет на настроение масс. А управлять им, без сомнения, можно. И довольно эффективно.


Сергей Семенов
Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

11 советов от Романа Абрамовича
11 советов от Романа Абрамовича
Правила игры
Стремясь все делать правильно, мы не всегда достигаем успеха. А если попробовать идти от противного - то есть не делать того, что считается неправильным? Ниже мы предлагаем воспользоваться рекомендациями "не-" от известного российского бизнесмена Романа Абрамовича. Надеемся, что его опыт пригодится вам и в бизнесе, и в жизни.
6 ошибок в управлении собственными финансами
6 ошибок в управлении собственными финансами
Финансы
Подавляющее большинство из нас стремится к финансовому благосостоянию. По разным причинам – от желания сигналить проходящим по тротуару девушкам, сидя в новеньком Порше, до страстного стремления заниматься благотворительностью и нести миру добро. Однако путь к материальному благополучию редко оказывается простым. Даже высокий уровень дохода не всегда становится...
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Бизнес-философия Карлоса Слима Элу
Карьера
Мексиканский бизнесмен арабского происхождения Карлос Слим Элу (Carlos Slim Helú) владеет огромной телекоммуникационной империей (Altria Group, Telcel, Teléfonos de México и América Móvil) и входит в число наиболее влиятельных деловых фигур по ту сторону Атлантики. Несколько лет подряд он признавался самым богатым человеком планеты. В марте 2012 года его состояние...
9 шагов к идеальному прайс-листу
9 шагов к идеальному прайс-листу
Рынок услуг
Управление ассортиментом, а зачастую и продажи, начинаются с прайс-листа. Это обязательный атрибут любой коммерческой организации, и он может сильно повлиять на уровень доходов. Тем не менее, его значение часто недооценивают, не считают достойным особого внимания и теряют из-за этого клиентов. В процессе создания прайс-листа специалисты советуют выделить 9 важных...
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
Карьера
Вопреки расхожим истинам удачный бизнес иногда получается, если не все делать по шаблону, а больше доверять собственной интуиции. Предлагаем вам рекомендации от Максима Ноготкова, основателя и владельца компании «Связной».
6 оригинальных принципов ведения бизнеса
Карьера
Вопреки расхожим истинам удачный бизнес иногда получается, если не все делать по шаблону, а больше доверять собственной интуиции. Предлагаем вам рекомендации от Максима Ноготкова, основателя и владельца компании «Связной».
Стоит ли вам затевать бизнес? Спросите клиентов 9 принципов карьерного "лифта" Как научиться придумывать гениальные идеи для бизнеса? Мышление: трудоголик vs предприниматель Как создавать идеи: 11 уроков
Оригинальные решения работы с клиентами
Рынок услуг
Ваши клиенты чем-то недовольны? Опыт удачных компаний, сумевших найти подход к своим клиентам, показывает: проблему совсем необязательно решать, что называется, в лоб.Иногда это бывает просто невозможно. Обходные пути в итоге не только обошлись изобретательным бизнесменам гораздо дешевле, но и позволили некоторым заработать дополнительные деньги. Итак,...
Как бороться с летним падением продаж? Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами 10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus