Конец «эпохи латания дыр»

За год, прошедший с начала реализации провозглашенных президентом Владимиром Путиным приоритетных национальных проектов, они приобрели действительно общенациональный масштаб. Появились даже первые научные исследования на эту тему.

В недавно вышедшей книге М. Карпенко, В. Казанцева и В. Иванова «Приоритетные национальные проекты и новая идеология» (издательство Современного гуманитарного университета) авторы рассматривают процесс с концептуальной точки зрения – как повлияют эти начинания на развитие общества, экономики, государства.

За комментариями «Правда.Ру» обратилась к Александре Очировой, члену президиума Совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике. Она возглавляет также комиссию Общественной палаты РФ по вопросам социального развития.

Авторский подход, безусловно, оригинален. В обществе нацпроекты постоянно на слуху, но необходим перспективный взгляд – что будет со страной и с нами, когда они будут завершены. В начале своего грандиозного начинания президент Путин выделил три острейшие проблемы, три главные угрозы России – низкое качество жизни, сокращение населения, и, наконец, задержка с переходом к глубокой модернизации общества и государства. Говоря словами Путина, закончилась «эпоха латания дыр», уступив место стратегии развития.

Но был и четвертый аргумент, не высказанный президентом публично 5 сентября 2005 года, когда он объявил новый социально-экономический курс России. Это психологический, а точнее – социально-психологический эффект, - связанный с преодолением пессимизма в обществе, который превысил все допустимые нормы.

Тысячи, миллионы россиян не в состоянии ответить себе и своим детям на животрепещущие вопросы: что всех нас ждет, какое будущее мы строим? Позже, в июне 2006 года, Дмитрий Медведев признает, что курируемые им национальные проекты несут в себе «не только материальное измерение, но и изменение в сознании людей».

 Реализация приоритетных нацпроектов непосредственно затрагивает в первую очередь ту «питательную среду», те 30-35% активного населения, занятого в образовании, науке, культуре, здравоохранении и в бизнесе. Не случайно, отмечают авторы, обращает на себя внимание качественный рост расходов, запланированный в бюджете 2007 года именно на эти цели: образование – на 70%, здравоохранение – 70% , а жилье – только на 30%. Пока. Это может показаться странным, ведь отсутствие крыши над головой, плохие жилищные условия – притча во языцех!

К сожалению, строительная индустрия страны до такой степени в загоне, что только в 2010 году по темпам ввода нового жилья Россия почти сравняется с советскими строительными объемами 1989 года – приблизится, но еще не обгонит. А время не ждет. Будущий человеческий фундамент России должен вырасти здоровым и высокообразованным. А там и достойное жилье подоспеет – здесь «досрочно» нереально физически. Поэтому структура ближнесрочного социального инвестирования логична и оправдана.

Авторы монографии подчеркивают, что не только российские кризисы прошлого, но и преодоление неизбежного влияния глобализации будут напрямую зависеть от качества управления страной, в том числе от продвижения избранной модели развития именно представителями креативного слоя национальной элиты, способными найти и применить нетрадиционные варианты преодоления вызовов времени. В этом смысле демографическая проблема России – проблема сохранения и развития в первую очередь креативно-способного «сословия».

Авторы, преимущественно экономисты, в своих изысканиях пытались определить политический абрис будущей России, но чувствуется, что политология не вполне их профиль. Они, как мне показалось, чересчур полагаются на дальнейший рост влияния государства и не учитывают крепнущего влияния гражданского общества. Трудно представить, чтобы из поля идейной борьбы были окончательно вытеснены либералы, социал-демократы, не говоря уже о коммунистах. Общество имеет и должно иметь в будущем право на свободу дискуссии и волеизъявления.

Но я целиком согласна с авторами в том, что с общественно-политической точки зрения реализация национальных проектов связана с серьезными рисками, на которые готова пойти только смелая власть. Такое поведение для власти в целом нехарактерно: осторожность, стремление избежать ясно сформулированных обязательств – ее естественное поведение.

В конце концов, в СССР на обещаниях народу светлого будущего уже неоднократно обжигались. Никита Хрущев пообещал, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, и люди недоумевали – к тому ли поколению они принадлежат, как их правильно считать! Как не вспомнить попытку Михаила Горбачева «обеспечить отдельной квартирой каждую советскую семью к 2000 году», во что мало кто искренне поверил, а позже по стране прокатилась волна анекдотов на тему горбачевской «вырезки из Продовольственной программы».

Разумеется, неудачи не случайны. Страна имела опыт решения грандиозных задач сталинскими репрессивными методами, а новых эффективных инструментов в условиях зашоренности марксизма-ленинизма так и не нашли. Моральные стимулы быстро девальвировались, материальные начисто отвергались властью.

Критики Кремля справа и слева обвиняют действующую власть в пропагандистском назначении национальных проектов, но это надуманные обвинения. Проекты протяженны во времени, а внешняя эффектность ограничена. К тому же задачи амбициозные, а решаются трудно. Поэтому подозревать здесь какой-то PR бессмысленно.

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Цитаты великого Бенджамина Франклина
Цитаты великого Бенджамина Франклина
Финансы
Ох, уж эти пресловутые деньги! Причиной скольких радостей они стали и сколько слез и несчастий породили!Погоня за деньгами (в том или ином темпе) по-прежнему является определяющим параметром мирового развития. Разумное отношение к деньгам нередко служит залогом гармоничной жизни. А что подразумевать под "разумным отношением". Предлагаем вам точку зрения всемирно...
Маркетинговые секреты от ИКЕА и McDonalds
Маркетинговые секреты от ИКЕА и McDonalds
Правила игры
В успехе любой компании изрядную долю занимает маркетинг, поэтому любая успешная компания может поучить искусству маркетинга остальные. Конечно, не все приемы гигантов подходят малым бизнесам. Но, во-первых, все можно адаптировать, аво-вторых, гиганты тоже не сразу родились таковыми. Предлагаем вам описание макетинговых приемов, наиболее часто используемых такими...
Десять правил убеждения
Десять правил убеждения
Правила игры
Как убедить оппонентов в своей правоте? Стоит признать: умение склонить людей на свою точку зрения стоит сотни других умений. С ним не рождаются - тому, чтобы "быть правым", можно научиться. Предлагаем вам несколько правил, следуя которым, вы научитесь добиваться нужного для себя результата в общении с другими людьми.
Что любит и чего не любит наш мозг
Что любит и чего не любит наш мозг
Правила игры
Безудержная радость, неясный страх и тревога, безответная любовь, гнев - масса чувств обуревает человека, и порой он сам не замечает, как становится "рабом своих страстей", и начинает страдать от этого. Лекарство простое - надо четко представлять, как работает наш мозг, что помогает ему, а что мешает. Зная истоки тех или иных возникающих состояний, легче справляться...
Об орлах и курицах
Об орлах и курицах
Карьера
Окружение влияет на любого человека, хочет он того или нет. Но всегда следует помнить о том, что убеждения этого окружения вовсе не являются мерилом ваших способностей. Предлагаем вам более пессимистичный вариант всемирно известной сказки "Гадкий утенок" Г-Х Андерсена.
Об орлах и курицах
Карьера
Окружение влияет на любого человека, хочет он того или нет. Но всегда следует помнить о том, что убеждения этого окружения вовсе не являются мерилом ваших способностей. Предлагаем вам более пессимистичный вариант всемирно известной сказки "Гадкий утенок" Г-Х Андерсена.
Как строить бизнес с партнером 11 советов управленцам от Google Принятие решения Неожиданные шаги для победы над конкурентами Минусы работы в крупных компаниях
10 ожиданий клиентов от интернет-магазинов
Рынок услуг
Онлайн-торговля набирает обороты в современном мире, и в качестве перспективного бизнеса предприниматели все чаще выбирают открытие собственного интернет-магазина. Он имеет массу преимуществ для хозяина по сравнению с обычным, и его содержание обходится гораздо дешевле. Вместе с тем интернет-магазин должен отвечать определенным требованиям, игнорирование...
Пять ошибок маркетинга в малом бизнесе Как отзывы влияют на количество клиентов? Ловушки для покупателей 10 маркетинговых приёмов для развития вашего стартапа Как продвинуть свой товар
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
12 компаний, которые изменили нашу повседневную жизнь
Ресурсы
Компаний в мире очень много. Однако далеко не каждая из них оказывает заметное воздействие на жизнь простых потребителей. Тех, кому это удалось, единицы. Предлагаем вам список компаний - революционеров в своей области. За каждым именем стоит технология или концепция, оказавшая огромное влияние на нашу повседневную жизнь и более того - ставшая её привычной и неотъемлемой...
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus