"Бесполезную игрушку Березовского" хотят продать втридорога

Соратник Бориса Березовского и просто грузинский бизнесмен Бадри Патаркацишвили заявил о готовности продать принадлежащий ему издательский дом "Коммерсантъ". Впрочем, потенциальные покупатели себя еще не обнаружили, а Бадри лишь назвал цену. Причем цену, которую многие назовут "безумной".

Напомним, Патаркацишвили стал владельцем ИД в феврале этого года, когда Борис Березовский решил ему продать (или передать?) свою половину акций "Коммерсанта". Бадри Патаркацишвили, кроме того, что теперь является единоличным владельцем издательского дома, в настоящее время возглавляет его совет директоров.

Неизвестно, какие причины двигали Березовским и Патаркацишвили во время той сделки. Поговаривают, что Бадри был в шоке от сделанного Березовским очередного заявления о готовящемся силовом перевороте в России, что поставило под угрозу российский бизнес Березовского, к которому относится и "Коммерсантъ".

Как бы то ни было, Патаркацишвили принял решение о продаже всего ИД. Однако насколько он искренен? Во всяком случае, названная им цена вызывает удивление. По мнению Патаркацишвили, которое он озвучил грузинской телекомпании "Имеди", рыночная стоимость "Коммерсанта" составляет около 150 млн. долларов. Но это не все: покупателю придется заплатить еще "премию за политическое влияние этого издания", которая, по оценкам Бадри, может достигать 200 млн. долларов.

Итого 350 млн. – много это или мало? "Это смешно", - сказала "ПРАВДЕ.Ру" главный редактор ИА "Стрингер" Елена Токарева, знакомая с реальным положением дел в ИД. По её мнению, Бадри "просто торгуется". "300 млн. им никто не заплатит – никогда. На этом рынке никогда таких денег не ходило", - уверена Токарева.

По её оценкам, издательский дом может стоить не более 40 млн. долларов. Она напомнила, что Борис Березовский в свое время покупал ИД за 20 млн. долларов.

Оценки, ранее проведенные на рынке (сразу после первых заявлений Березовского), оптимистичнее, чем названные Токаревой. Но в любом случае они в разы меньше аппетитов Патаркацишвили.

Представители компании "2К Аудит", которая в феврале (сразу после заявлений Березовского о передаче своего пакета Патаркацишвили) предложила издательскому дому свои услуги по оценке активов, заявляли, что стоимость полного пакета акций "Коммерсанта" может достигать $100 млн.

По мнению оценщика, основная ценность ИД "Коммерсант" — в одноименной газете, точнее в её бренде. По данным аудиторской компании, ИД по итогам 2004 года показал убыток в 47 млн. рублей в основном из-за резко возросших, почти в 6,5 раз, внереализационных расходов.

Не исключено, что отчасти это было связано с проигрышем суда по иску "Альфа-банка" за публикацию, как оказалось, ложной информации о панике его вкладчиков в дни банковского кризиса 2004-го. Заплатить пришлось 300 млн. рублей, правда уже в 2005 году суд постановил 270 миллионов вернуть обратно "Коммерсанту". Но в любом случае финансовая отчетность ИД была подпорчена.

Есть более ранние данные. Так, со слов бывшего гендиректора ИД Андрея Васильева, годовой оборот "Коммерсанта" в 2003 г. превысил 50 млн. долларов, а прибыль до налогообложения - 6 млн. долларов.

Таким образом, при цене в 100 млн долларов, как бизнес-проект ИД "Коммерсантъ" мало интересен в чистом виде. Окупаемость вложений в издательский дом может растянуться на десятилетия. Что допустимо при вложениях в электростанции, малоприменимо к СМИ.

Тем более что участники рынка, признавая популярность и авторитетность бренда, оценивают состояние издательского дома весьма скептически.

""Коммерсантъ" – самое старое экономическое издание в России, у ИД есть шлейф журналов", - признает Елена Токарева.

Но ИД переживает не лучшие дни, говорит она и добавляет: "К сегодняшнему дню ИД "Коммерсантъ" сильно "пощипан" с точки зрения кадрового состава. Лучшие перья оттуда ушли: например, Николай Вардуль, который был прекрасным экономическим комментатором". По словам Токаревой, оттуда ушли люди, которые составляли именно экономическое лицо.

"На пятки за эти годы им наступили "Ведомости", новые деловые газеты. Нельзя сказать, что они сегодня лидируют на рынке", - сказала главный редактор "Стрингера" "ПРАВДЕ.Ру".

К этому стоит добавить, что у ИД есть ощутимые проблемы с налоговиками. Не далее как в пятницу Федеральный арбитражный суд Московского округа признал законным решение Федеральной налоговой службы взыскать с издательского дома «Коммерсантъ» 21 млн руб. налогового долга.

Говоря о региональных изданиях "Коммерсанта", как о весьма ценных активах, Токарева замечает: "Не факт, что они продаются вместе с издательским домом". Дело в том, что традиционно соучредителями и совладельцами региональных выпусков центральных газет выступают местные администрации или местные бизнесмены. "Издательскому дому может принадлежать контрольный пакет акций", - говорит Токарева.

Помимо торговой марки, в собственности "Коммерсанта" есть здание в Москве на улице Врубеля. "Более того, когда у них не хватало денег, они перекредитовывались за счет здания", - напоминает Токарева.

Но, несмотря ни на что, она называет это "хорошей покупкой", при условии, что ИД будет продан за "средние" деньги. В частности, "Коммерсантом" может заинтересоваться западный инвестор. "На Западе есть дешевые деньги, - считает Токарева. - Например, американцы могут купить его и за $ 100 млн.".

Даже при такой сумме для российского рынка печатных СМИ эта сделка будет беспрецедентной. Например, весь "Издательский дом Родионова" (журналы "Профиль", "Карьера", "MoulinRouge/Max", "L'Optimum" и "Домовой") стоит 25 млн. долларов, при том что его прибыль в 2004 году составила 3 млн. долларов – всего лишь в два раза меньше, чем у ИД "Коммерсантъ".

Факт того, что Патаркацишвили "заламывает" цену, навел некоторых наблюдателей на мысль, что Бадри просто отпугивает потенциальных покупателей, а сам тем временем вместе с Борисом Абрамовичем думает, как бы переложить интересный медийный актив из одного кармана в другой.

Однако Елена Токарева убеждена: "Березовский уже не игрок". По её мнению, Березовскому не с кем работать в "Коммерсанте". "Березовский столкнулся с оппозицией внутри самого издательского дома. Его игры ИД не поддерживал. ИД хотел заниматься бизнесом, а бизнес – это рекламодатели", - подчеркнула она.

Газета "Коммерсантъ" очень сбалансировано играет в политику, говорит Токарева, поэтому для Березовского "это бесполезная сейчас игрушка". Нынешние заявления и завышенные цены Токарева расценивает как предпродажную подготовку ИД: "Как он покупал "Коммерсантъ" через третьи руки, так и продает".

Сергей Малинин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Мудрость Брюса Ли
Мудрость Брюса Ли
Ресурсы
Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор.
Шесть жестких уроков бизнеса
Шесть жестких уроков бизнеса
Правила игры
Делитесь с акционерами информацией о выданных кредитах, иначе Вы можете оказаться в неприятной ситуации.
Устройте себе адскую недельку
Устройте себе адскую недельку
Ресурсы
Обычно люди не замечают, как бежит время, пока внезапно не оказывается, что его уже почти не осталось.
Правильная постановка цели
Правильная постановка цели
Карьера
Результат никогда не должен «висеть» в некоем вакууме, безвоздушном пространстве. Вокруг результата Вы всегда должны «построить город», а лучше - Вселенную.
Почему никогда нельзя сдаваться
Почему никогда нельзя сдаваться
Ресурсы
В жизни бывает много людей, которые говорят вам, что вы хотите достичь невозможного. Не позволяйте никому рушить свои мечты.
Десять шагов к незаурядности
Карьера
Если вам надоело плыть по течению и не хватает в жизни драйва — значит пора свернуть с посредственной дороги и пойти по тропе незаурядности.
Восемь вариантов начать свое дело, не имея стартового капитала План на пять лет Десять плохих советов, которые вы услышите, прежде чем достигните своей цели Странные слова: Безумные фразы, которые помогли получить работу Как нравиться людям: шесть научно обоснованных приемов
Стартапы-киллеры: куда исчезают предприниматели?
Рынок услуг
Инновации – главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям – одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей. 
Семь вопросов, которые дадут революционный эффект Вашей рекламной кампании Семь практических способов работать меньше, а получать больше Реклама на асфальте - дешево и законно Семь приемов для увеличения прибыли заведений общепита  Опыт бизнесмена по открытию автомойки
Почему никогда нельзя сдаваться
Почему никогда нельзя сдаваться
Ресурсы
В жизни бывает много людей, которые говорят вам, что вы хотите достичь невозможного. Не позволяйте никому рушить свои мечты.
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Как заработать на перепродаже недвижимости?
Недвижимость
На чем заработать деньги? Относительно легкий заработок можно получить, организовав небольшой бизнес по перепродаже недвижимости. Это не так уж сложно. Конечно, как и всякий рынок, сфера недвижимости имеет свои законы. Об азах мы вам сегодня и расскажем.
 Видео
Система Orphus