Новый ценовой мораторий, или Почему цены на топливо будут все время расти

Борьба с инфляцией в России накаляется как никогда. Министр экономического развития и торговли Герман Греф рапортует о её замедлении, но вместе с тем указывает на то, что рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) может сильно подпортить годовые показатели.

МЭРТ прогнозирует дальнейший рост цен на автомобильное топливо. В докладе ведомства указывается, что после замораживания в конце 2005 года в феврале цены производителей на нефтепродукты выросли в среднем на 17%, а топочный мазут подорожал на треть. Цены на автомобильный бензин повысились на 15,5%.

Все бы ничего, но рост цен на топливо в этом году может особенно затормозить сельскохозяйственные работы. Холода, которых давно не знала Россия, уничтожили не меньше трети посевов. Гибель озимых культур уже привела к взлету цен на ряд продовольственных товаров – вынужденные траты на пересев уже заложены в ценах на плодоовощную продукцию.

У правительства в запасе есть только один метод сдерживания цен на ГСМ – доверительная беседа с руководителями вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с предложением ввести мораторий.

Вчера премьер-министр собрал нефтяников и потребовал от них серьезного "контроля за исполнением" разработанных мер по удержанию цен на рынке нефтепродуктов.

В связи с этим Михаил Фрадков попросил руководителей ВИНКов "критически посмотреть на положение" и принять меры, чтобы удержать цены на нефтепродукты. То есть вновь ввести мораторий, аналогичный тем, что вводились по осени в 2004-м и 2005-м годах.

Имеющийся опыт замораживания цен показал ряд неприятных тенденций, которые в том или ином виде проявятся вновь. В предыдущие моратории нефтяников просили сдержать рост цен на бензин. ВИНКи брали на себя эти обязательства, но параллельно (как, в частности, в 2005-м году) еще более резко взвинчивали цены на дизельное топливо.

Кроме того, сдерживались, как правило, лишь розничные цены, в то время как оптовые продолжали расти – тем самым независимые продавцы нефтепродуктов, закупающие топливо у ВИНКов, ставились в неравное конкурентное положение.

Как повернется ситуация на этот раз и в чем корень неспособности власти и бищнеса создать предсказуемый ценовой коридор для нефтепродуктов на внутреннем рынке? Об этом в интервью "ПРАВДЕ.Ру" рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

"ПРАВДА.Ру": - ВИНКи часто говорят о том, что в высоких внутренних ценах на нефтепродукты виноват налог на добычу полезных ископаемых. По их мнению, этот налог, привязанный к мировым ценам на нефть, порочен сам по себе. Насколько они здесь лукавят?

- Они не лукавят. Дело в том, что у нас нет объективной системы внутреннего ценообразования. Расчет налога на добычу полезных ископаемых (и, следовательно, и внутреннее ценообразование) привязан к цене нефти на внешнем рынке и к курсу рубля. Поэтому если цена на нефть на внешнем рынке растет, соответственно, налог растет.

А чтобы его компенсировать, цену на нефть на внутреннем рынке тоже подтягивают. Тут прямая взаимосвязь получается. Но дело в том, что в этой взаимосвязи заинтересованы все те, кто получает деньги, в том числе и государство, потому что за счет роста налога, естественно, поступлений в казну больше. В течение 2004-2005 годов цены росли взрывообразно, и тут все кричали, что НДПИ надо его отвязать от мировых цен или вообще отменить. Когда дошло до конкретики, Минфин сказал: «Нет!» - и на этом разговоры закончились.

"ПРАВДА.Ру": - Насколько эффективно подобное государственное давление на нефтяников?

- Тут нужно говорить о том, что у нас: рынок или плановая экономика, которая регулируется директивами. Исходя из того, что третий раз уже объявляется мораторий, я склоняюсь ко второму.

Однако государство может управлять нефтянкой только так, потому что в нефтянке образовались монополии, а монополиями можно управлять только директивно, другими путями нельзя. Дело в том, настоящий рынок - саморегулируемый, и чем больше конкуренция, тем ниже цены.

"ПРАВДА.Ру": -  Корень проблемы – в методах государства или в структуре российского нефтяного бизнеса?

- То, что есть сейчас, создавалось на инфраструктуре централизованной плановой экономики. Заводы размещались по плановому принципу: «У нас тут нет завода, давайте мы его здесь поставим». В то же время за 15 лет с 1991 года у нас не построен ни один завод, ничего не изменилось в инфраструктуре. Поэтому тот, кто завладел в свое время заводом, создал вокруг него олигапольную систему - что хочет, то и делает, - потому что конкуренции ему в этой зоне никто составить не сможет.

Поэтому в такой ситуации можно что-то регулировать лишь «грозя пальцем»: «не шалите, а то мы введем госрегулирование». Хотя грозить пальцем – это и есть уже само по себе госрегулирование.

Я не знаю, как сейчас нефтяники поступят. Во время трех прошедших мораториев они держали розничные цены, но оптовые цены повышали. В структуре холдинга можно это себе позволять. А тот, кто независим, кто не входит в структуру холдинга, так действовать не может – он зарабатывает только на рознице. И поэтому независимые трейдеры оказываются на мели и выдавливаются как класс.

"ПРАВДА.Ру": - Что может государство сделать, как оно может отрегулировать этот рынок, чтобы увеличить конкуренцию?

- В первую очередь, у нас должно быть действенное антимонопольное законодательство и орган, который реализует это законодательство. Федеральная антимонопольная служба должна быть «монстром» для того, чтобы был рынок. Но ФАС у нас сейчас почти не видна, и когда она начала заявлять о своих намерениях, о том, что они что-то хотят сделать, ее быстренько приглушили.

Сергей Малинин

Код для вставки в блог
Версия для печати  Версия для печати

Секрет маркетинга: правило 5%
Секрет маркетинга: правило 5%
Правила игры
Основные принципы маркетинга, как известно, заключаются в воздействии на желания и чувства потенциальных покупателей. Иногда удобнее это сделать посредством третьих лиц. Как это организовать, мы рассказываем ниже. Кстати, знатоки отлично применяют правило 5 % не только в маркетинге, но и в жизни.
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Почему мы хвастаемся своей занятостью
Правила игры
Союз трех мощных трендов - смартфонов, социальных сетей и бесконечного потребительства в настоящее время представляет собой настоящий пузырь. Нам продали некую концепцию успеха, как стать суперменом или суперженщиной: это значит стать тем, кто может со всем справиться. Мы бахвалимся своей занятостью: ведь это доказательство того, что мы успешны и важны. К счастью,...
Главные принципы успеха в бизнесе
Главные принципы успеха в бизнесе
Карьера
Когда мы беремся за что-то новое, мы, конечно же, хотим добиться успеха. Зная основные принципы, добиться успеха будет легче. Нижеследующие советы подойдут тем, кто только думает о собственном бизнесе или предпринимает первые шаги.
Как бороться с летним падением продаж?
Как бороться с летним падением продаж?
Рынок услуг
За окнами февраль, но до лета уже недалеко. Самые предусмотрительные уже бронируют билеты и отели на море. Летом трафик на подавляющем большинстве сайтов упадет, а самые упорные, те, кто даже летом думает о работе, столкнутся с сезонной проблемой - падением продаж. Мы заранее предлагаем вам несколько способов борьбы с летней засухой, которые помогут вам провести...
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга и разработки...
10 продуктов, которые заставляют мозг работать
Карьера
Запамятовал знакомую фамилию, забыл, на какое время назначил встречу и т.д. Знакомая ситуация, не правда ли? Наши мозги со временем "изнашиваются" и нуждаются в подпитке. Не псевдоподпитках типа крепкого кофе или сигарет, а в настоящих. Они медленнее действуют, зато более долгосрочны и не причиняют вреда. Ниже предлагаем вам список продуктов-"спасителей"....
Как облегчить работу в офисе Как стать миллионером к 30 годам Лучшие тактики и техники убеждения в бизнесе Как работать меньше, а делать больше: опыт жителей Германии 18 полезных "никогда"
Как избежать ошибок при создании торговой марки своими силами
Рынок услуг
Нужно ли вам понимать, что такое бренд, и работать с ним, если у вас, скажем, обычный салон красоты, кафе или небольшой магазин? Да, если вы намерены построить крепкий бизнес и открыть свою сеть филиалов. Если у вас нет бюджета, чтобы доверить разработку своего бренда профессионалам, попробуйте сделать это своими силами. Руководитель отдела брендинга...
10 удачных маркетинговых ходов 10 современных маркетинговых трендов 19 вопросов на которые нужно ответить, чтобы клиенты купили у вас Эффективность продаж: Магия первого контакта 9 лучших фильмов про маркетинг и рекламу
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Что делать, если поставщик срывает сроки?
Ресурсы
Поставки напрямую влияют на объем продаж компании, поэтому сделка с недобросовестным поставщиком может обернуться серьезными убытками. На что обратить внимание при выборе поставщика? Как минимизировать риски? Что делать, если партнер все-таки срывает сроки? Опытом делится соучредитель компании «Промышленные силовые машины» Андрей Медведев.
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Безрамное остекление - достойная альтернатива традиционному остеклению
Недвижимость
Безрамное остекление - это современный способ оформления фасадов жилых, общественных и коммерческих зданий, а также разделения помещений значительной площади на комнаты и зоны. В закрытом виде оно представляет собой ровную стеклянную поверхность без рам, стоек и перекладин. Открыть ее сможет даже ребенок - стеклянные полотна легко собираются.
 Видео
Система Orphus